Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВИДЫ



Шаманизм учит, что в древности все люди были поделены на две большие группы, враждовавшие друг с другом. Первые были истинными детьми Земли — волосатыми, высокими и звероподобными, вторые — без намека на шерсть, небольшого роста и с мягкими чертами лица. И те и другие называли себя людьми, но последние прибавляли, что опи-то и есть «настоящие» люди. Это самоопределение позднее легло в основу многих коренных названий племен.

Многие сказания самых разных народов повествуют о волосатых людях. Только на Чукотке зафиксированы десятки прозвищ, которые дали своим врагам «настоящие»: гиркычавыльии (быстро бегущий), килтаня (пучеглазый), тэрыке (появляющийся на восходе), мирэгды (плечистый), арыса (полевой), джулин (острая голова) и т. д. Выдающийся этнограф В. Г. Тан- Богораз изучал чукотский фольклор о волосатых людях и четко провел границу между ними и духами: «Чукчи рассказывают также о существовании племени великанов, которые в отличие от келет (злые духи.— О. Д.) не трогали людей[11]. Они называются лолглый. Сказки о них во многом похожи на такие же сказки эскимосов. Один из рисунков, иллюстрирующих эти сказки, изображает великана по имени «Моржовым мясом одетый». Этот великан пришел из-за моря в страну

ксреков (один из палеоазиатских народов, ныне вымерший— О. Д.). Он был так тяжел, что везде оставлял следы... Однажды он лег спать на открытом месте. Три человека увидели его и поймали, привязав канатами к кольям, вбитым в землю. Потом они убили его своими копьями...»

Все это роднит сибирских великанов с современным понятием реликтового гоминоида, известного больше как йети, или снежный человек. Встречи с ним чаще всего происходили до 30-х годов минувшего столетия, затем он стал появляться все реже и только в таких местах, где, как говорится, не ступала нога человека (обычного). По многочисленным рассказам очевидцев. число которых перевалило за тысячи, йети выходит из своего укрытия чаще всего вечером, когда темнеет. Зимой встречается гораздо реже, чем осенью. Спит в берлоге или под корягой вниз животом, поджав под себя ноги и руки (см. рис. 39). Это существо около двух метров ростом, покрытое густой короткой и гладкой шерстью черного, серого или белесого цвета. Передвигается на двух ногах, размахивая при ходьбе руками. Все пропорции человеческие. Имеет небольшую, по сравнению с мощным туловищем, голову, слегка заостренную на макушке и с выдвинутой вперед челюстью. Шея очень короткая. Глаза — продолговатые, «горящие», глубоко посаженные. Общается со своими сородичами посредством свиста и нечленораздельных звуков. Снежный человек не носит одежд)’ и пользуется примитивными орудиями труда вроде палки или камня. Питается растениями и животными, не брезгует и падалью. В середине XIX века один из таких диких людей был пойман и убит, о чем свидетельствует «Ежегодник Тобольского губернского музея» за 1904 год: «Осенью 1845 года зверопромышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль в урмане (тайга.— О. Д.) убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее собольной, скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужска пола».

Многие ученые с мировым именем уверены, что реликтовый гоминоид существует, и отводят ему роль промежуточного звена между обезьяной и человеком в эволюции приматов.

Шаманы говорят, что современное человечество представляет собой помесь двух изначальных типов существ — «настоящих», то есть кроманьонцев (людей духа) с «волосатыми» неандертальцами (людьми материи). Как они перемешались между собой, рассказывают сибирские старожилы: «Тунгу — дикий человек, встречается осенью, когда темнеет в тундре. Очень высокий — два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать не умеет, только свистит и кричит: «Ру-ру-ру». Иногда подходит к чумам, чтобы украсть девушку»[12].

Бывало, что и «настоящие» люди искали себе подругу подобным образом, а иной раз женщины сами выходили замуж за волосатых людей и имели от них детей. Одна сибирячка рассказывала автору этих строк: «Не так давно девка одна была, гак она с диким жила и вроде как дети у нее были немые». В нганасанском историческом предании «Волосатые люди» повествуется об одном ту нгусе, который забрел в избу, где жили представители другого народа:

«Жарко, свечи горят. Три человека лежа на спине спят. Лица у всех мохнатые. Большие люди, кости большие. Без парок и одеял спят на нарах.

— Это какие люди?

Один человек носом потянул, чихнул. Смотрит тунгус: у двери одна девка спит. Лицо белое, красивое, сама большая. Лицо увидел тунгус, и пояс поверх парки расстегнул.

— Очень хороша девка! Спать с ней очень хочется.

Захотел он женщину. Парку сбросил и рядом с ней лег. Немного толкнул ее. Она спит, не слышит»[13].


Становление третьей расы людей произошло много тысячелетий назад, но отдельные характеристики, присущие тому или иному виду, сохранились до сегодняшних дней. Многие ученые делают из этого соответствующие выводы, но в целом официальная наука всячески замалчивает столь неудобный для нее факт. Согласно представлениям шаманов, все люди, вне зависимости от рода-племени и цвета кожи, довольно строго разбиваются на два вида — волки и собственно люди; и два подвида — шакалы и собаки. В научной литературе по антропологии и психиатрии они именуются соответственно: палеоантропы (суперанималы) и неоантропы; суггесторы и диффузный тип. Волки, или палеоантропы, как раз и являются генетическими предками волосатых людей. Если верить Б. Л. Диденко, продолжателю дела известного русского ученого Б. Ф. Поршнева (1905—1972), их численность составляет 15% от всего населения земного шара. Конечно, это уже не те первобытные каннибалы, но их врожденная склонность к насилию и жестокости несомненна[14].

До сих пор их отличают массивное телосложение и грубые черты лица. П. И. Ковальский в «Судебно-психиатрических анализах», предназначенных для медиков и юристов, пишет о них, как о «преступных людях». По системе Ч. Ломброзо, которая с легкой руки советских идеологов до сих пор считается «антинаучной», врожденного преступника отличают следующие антропологические характеристики: высокий рост, широкая грудная клетка, большой вес тела, уменьшенный или увеличенный объем головы, асимметрия черепа, ненормальное расположение ушей, низкий и скошенный назад лоб, жесткие волосы, сильное развитие скуловых дуг и лобных пазух, грузность нижней челюсти, волосатость кожных покровов. Другой исследователь, немец Бордиер, добавляет, что у преступников теменные доли мозга развиты за счет лобных, а четыре лобные извилины (у обычного человека их три) аналогичны таким же извилинам у человекообразных обезьян. Это и легло в основу терминов палеоантроп (древний человек) и суперанимал (высшее животное).

О какой бы то ни было нравственности по отношению к людям-волкам говорить не приходится. Они тщеславны, неуравновешенны и могут быть патологически жестоки к другим видам. Для любого своего поступка они всегда находят оправдание и больше не думают о нем. К сожалению, все это люди-волки передают своим потомкам. Об этом не любят говорить открыто, но в архивах судебной медицины мы встречаем понятие «врожденный преступник», то есть человек, живущий по генетически заданной престу пной модели. Такие люди, а точнее — нелюди в человеческом обличии, черпают свою силу преимущественно из животного начала. Связь с такими тонкими телами, как семя, сияние и разум у них полностью блокирова­на. Несмотря на это, как ни странно, они иногда ста­новятся шаманами, только их транс — не откровение духа, а порождение собственного ума. На Чукотке говорят: «Не все двуногие существа — люди, есть среди них чудовища, и если их не остановить, придет воз­мездие всему человечеству». На этом основывается практика белого шаманства, ныне уже не встречающаяся даже на Крайнем Севере, где она еще недавно бытовала. Шаман должен безошибочно выделять этих существ из общей массы, поскольку оказывать им какую-либо помощь для него равносильно самоубийству. Именно поэтому подавляющее число шаманов не берутся лечить людей-волков.

Рис. 41. Красавица и чудовище. Рисунок И. Паршина

Суггесторам-шакалам свойственно подражание действию. Они стремятся быть людьми-волками, хотя по рождению являются промежуточным звеном между ними и основным населением. Этот полухищный тип по численности в два раза превосходит вид палеоантропов. Обычно они худощавы, с длинными конечностями и узкими головами. Шакалы прирожденные приспособленцы и жизнелюбы. Под словом «жизнь» они понимают земные блага и удовольствия. Высшее сознание у них отсутствует, гак как бездействуют тела семени и сияния. В ряде случаев шакалы подавляют в себе преступную модель поведения, в результате чего у них возникают психические расстройства: психоз, невроз навязчивых состояний, шизофрения. Свои действия шакалы всегда оправдывают через критику других и подчиняются только грубой силе. Суггесторы патологические лжецы и любят быть на виду. Часто они готовят почву для выхода на свет теневых хозяев положения — волков. За эго последние бросают им кость со своего стола и «встают у руля», повелевая народом, ровно половину которого составляет «пушечное мясо» — диффузники, или люди-собаки.

Диффузные собаки очень легко покупаются на самую откровенную ложь и не имеют собственного мнения. Любое их утверждение, которое они принимают за свое, на самом деле внушено им двумя предыдущими типами людей. Этот нехшцный подвид не способен критически посмогрегь на себя, что делает людей-собак упрямыми глупцами с единственной целью в жизни — произвести такое же податливое и вялое потомство. Любое указание на совершаемые ими ошибки вызывает гнев и повторение тех же самых не правильных шагов вновь и вновь. Именно диффузии* ки первыми рвутся в бой и готовы отдать свои жизни за самые сомнительные идеи. С точки зрения антропологии у людей-собак часто нарушены пропорции тела (нередко длина рук не соответствует длине ног), круглые головы и предрасположенность к полноте. Они из-за недоступности тела семени, как и хищные виды, не могут после смерти задержаться в иных мирах и кармически возвращаются на землю. В шаманизме, в отличие от индуизма и буддизма, человек не проходит через животные стадии за свои прегрешения, а изменяется согласно иерархии видов. Движение по лестнице вверх очень трудно и требует высокой самодисциплины, которая вырабатывается за десятки и сотни новых воплощений. Хищный волк принципиально может стать полухищным шакалом. Шакал при должном усердии перерождается в собаку, а собака внутренне стремится стать человеком, но внешне сосредотачивается на земных аспектах своей жизни (см. табл.).

Таблица

Виды и их характеристики

  палеоантропы (волки) сугтесторы (шакалы) диффузники (собаки) неоантропы (люди)
тип хищный полухмщиый нсхищный нсхищный
принадлеж ность неандерталец гибрид гибрид кроманьонец
тот** хищные ядовитые и падальщики нехищные и одомашненные рагппедьмые и неорганические
заблокированные тела семя, сияние, разум семя, сиянис- семя -
  змея, олень черепаха, бык паук, цапля медведь, тигр
действии свободные подряжаемые внушенные отстраненные
оправдание самооправдание самооправдание через критику критика других самокритика
направление деятельности агрессия, напор приспособление к ситуации вялость. ипголроти&юте избежание конфликтов
основная видовая характеристика безжхтогпиктъ, мсуи^киияемогть, бессовестность, преступность жизнелюбие, обман, тягл к удовольствиям упрямство. глупость. ccimiHcmuTb- ность духовность, независимость отстраненность от добра и зла
особенности массивное телосложение. квадратная голова худощавое телосложение, треугольная головам полное телосложение. к]|угл;и< голова нормальное телосложение, овальная голова
пзаимодей стане слухом утраченное затруднитель ное полное

(Раздел о сознании и чокырах разбирается в следующей главе).

Настоящие люди, или люди нового типа — неоантропы, на сегодняшний день составляют не более 5% населения планеты (самый низкий показатель — у белой расы, самый высокий — у монголоидов). У них нет тел, с вибрациями которых они не могли бы взаимодействовать. Они избегают любых конфликтных ситуаций и сохраняют полную отстраненность как от добра, так и от зла. Их суждения независимы и часто идут вразрез с обычными принципами, установленными хищниками. Из числа неоантропов вышли выдающиеся шаманы и мыслители, благодаря которым многие низшие типы смогли преодолеть свою собственную несовершенную природу и сделать прорыв. Настоящих людей не так легко встретить в обычных условиях. Как правило, они не признают власть и живут уединенно вдали от суеты и хищников, стремящихся их уничтожить. Сейчас существует очень много учителей, называющих себя божественными именами, но далеко не все они истинные люди. Иногда за маской агнца скрывается пасть волка или лживого шакала. В молодости люди и собаки очень похожи, но с годами разница становится заметна, причем не только в интеллектуальном развитии, но и в физическом. Во время полового созревания кожные покровы настоящих людей не покрываются волосами, нередко даже в паховых и подмышечных областях. Исключение составляет зона головы. Стремлением показать свою принадлежность к более высокому виду объясняется обычай выщипывания или сбривания волос на лобке, характерный для многих традиций.

Настоящие люди выпадают из кармического круговорота и могут обрести покой в тонкоплановых мирах, но далеко не все используют эту возможность, возвращаясь к обычным людям, дабы наставить их на путь истинный. Но большая часть населения не любит менять сложившийся ход вещей и открывать глаза. Отсюда — взаимная ненависть, религиозные войны, ложь и разрушение планеты. Слова пророков тонут в реве толпы, требующей «хлеба и зрелищ», и тогда хищники выпускают на арену львов.

IV. ЭНЕРГЕТИКА

СИЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ

Проявление мира, а также установление порядка и закона символизируется Мировым Древом.

I I В мифах оно растет на вершине Мировой Горы, которая воспринимается как мистический центр и оплот Вселенной. В макрокосмических понятиях Мировое Древо является осью, соединяющей подобно мосту верх и низ мироздания. В философском аспекте оно предстает в виде посреднической и объединяющей силы, удерживающей разнополярные величины в состоянии равновесия. Эта сила заключает в себя три животворящих энергетических потока, два из которых отождествляются с мифологическими вселенскими реками, отходящими от Матери-Прародительницы, а третий имеет значение смешивания и упорядочивания двух предыдущих, являясь своего рода полем или руслом для действия антагонистических сил.

Айны и ительмены Камчатки символизировали три животворящие силы, струящиеся по Древу и составляющие его суть, лилией, равно как и многие другие народы, даже нешаманского толка, например индусы. В монгольском священном дереве Галбрурвас, исполняющем желания и дающем бессмертие, идея тройственности передается через тройной цветок над чашей. У нанайцев на традиционных свадебных халатах Древо душ нерожденных детей (Омиа мони) соседствует с двумя мудурами — солнечными драконами, приносящими счастье, процветание и здоровье.

Согласно учениям шаманов энергетические реки, змееобразно оплетающие Мировое Древо, несут потенциально созидающие потоки, которые при соединении становятся действительно жизненной силой, конкретной энергией, питающей все Творение. Чукот- ские шаманы говорят, что жизненная сила имеет вид горячей, красной крови. Поэтому суть человека — в его крови. По мнению африканских ашанти, душа включает в себя два понятия: сунсум — характер, проявление личности и кра — «жизнь в крови». Сунсум шамана может отделяться от материального тела, находящегося во сне или в трансе, и нападать на кра жертвы. Добытый носитель жизни по общераспространенному поверью делится между группой шаманов или духов по их рангу и поедается. В зависимости от того кра какого органа было съедено, у человека заболевает то нога, то рука, то печень. При уничтожении кра сердца человек погибает. Вот что пишет по этому поводу историк В. Иорданский в работе «Архаичное общество: колдуны в зеркале народного воображения»:

«Уязвимость здоровья и самой жизни от нападения ведовских сил остро, даже болезненно воспринималась африканским обществом. Поскольку “кра” — это кровь, считалось, что ведуны подобно вампирам высасывают кровь своих жертв. Появление кашля, слабость были признаками того, что человек потерял часть своей крови. Опять-таки в народных представлениях речь не шла о собственно крови — ее количество в организме оставалось прежним и после нападения ведовских сил на человека. Предполагалось, что ведуны способны лишать кровь своих жертв присущего ей качества носительницы жизненного начала».

а.

Рис. 42. Мировое Древо: а — прямое изображение (Франция.

15—10 тыс. до н. э.); б— перевернуто** изображение с обозначением мистических центров человека (с гравюры, 1626 г.)

В микрокосмическом символизме Мировое Древо соответствует позвоночному столбу. Тридцать три позвонка — это девять (трижды три) ступеней лестницы на Древе, по которому поднимается и опу скается сознание. Это именно та самая лестница из костей, по которой Ворон Инуа из австралийских мифов вознесся вместе со своими сестрами на Небо. Энергию, циркулирующую но позвоночнику', многие древние народы сравнивали со змеями. Девять образований на хвосте гремучей змеи иногда отождествляются с Мировой 1орой и с крестцовыми и копчиковыми костями, где, как считается, находится ключ к тайне эволюции.

В разных случаях древо-позвоночник может изображаться как в прямом положении, так и в перевернутом (см. рис. 42). В первом случае оно символизирует подъем человеческого сознания на Небо, а во втором показывает, что человек получает необходимую энергию для жизни от Солнца. «Как жизнь растения поднимается по его стволу, чтобы питать его листья и ветви,— замечает Мэнли П. Холл,— так же и жизнь в человеке, укоренившаяся в его мозгу, спускается, чтобы произвести тот же результат».

Энергетические потоки, переплетаясь между собой, дают несколько зон наибольшей интенсивности — восемь силовых центров, чокыров, и две бесконечные области капу-чокыров, простирающиеся над головой человека и иод его ногами (см. рис. 43). Местонахождение этих центров и их действие отражаются на национальных и ритуальных костюмах особыми знаками. А. Чадаева в работе «Традиционная одежда и сценический костюм»», описывая символы на традиционном нанайском халате — амири, сделанном из рыбьей кожи, приходит к следующем)' выводу: «Строго ритмичные ряды синих «иероглифов» воссоздают картину* скелета человека: архитектуру ключиц, лопаток, осевой линии позвоночника, костей таза. Но не только. Этот орнамент — своего рода пиктографические письмена, которые рассказывают посвященным о средоточии нервных центров человека и одновременно защищают их от агрессивного внимания злых духов». Даже швы, которыми сшивались края раскроенной кожи, несли особую энергетическую нагрузку. Одни ограждали от опасностей, другие притягивали любовь, третьи помогали на охоте. Неправильно нанесенный на одежду узор или лаже просто стежок могли не только навредить владельцу одежды, но и привести его к гибели.

например, испортив погоду во время дальнего путешествия, вызвав шторм на море при ловле рыбы, наслав голодных хищников на пастуха-оленевода и т. д. Поэтому'для каждого слу чая изготавливалась специальная одежда, которая в знаково-символической форме способствовала удаче.

Шаманский взгляд на энергетическое строение человека отличается от общераспространенной индийской модели чакр (санскритск. «колесо», «воронка», «водоворот»), классически состоящей из семи центров и начинающейся с основания позвоночника. Для шамана, ось, на которой располагаются все центры — чокыры, соединяет две точки, находящиеся вне тела. Одна из них — это центр материальной сферы Орла, а вторая — центр духовного Неба Ворона. Мистический отрезок от нижнего капу-чокыра до основания позвоночника называется Столпом Земли. Достигнув крестцового сплетения, он соединяется через позвоночник со Столпом Неба, концы которого совпадают с основанием мозга и верхним капу-чокыром. Восемь силовых центров находятся поперек этой линии, выполняя функции извлечения, переработки и хранения жизненной силы. По трем каналам жизненная сила циркулирует по позвоночнику и через периферийные ответвления распределяется по всему организму. Энергетические каналы, равно как и чокыры, не являются анатомическими образованиями. Они образуют особую структуру электромагнитного излучения, наполняющего каждую клетку физического тела жизнью и сознанием. Абсолютно любой вид деятельности неизбежно приводит к потере части жизненной силы. Ее восстановление происходит, преимущественно, через поглощение пищи и дыхание. Полная растрата жизненной силы равнозначна смерти, ее неправильная


циркуляции вызывает болезни, а переизбыток нередко влечет за собой психические расстройства. Уровень осознанности, а вследствие этого и восприятие обычного человека не поднимается выше третьего нижнего центра, тогда как у развитой личности он может достигнуть верхней области. Про такого человека амурские шаманы говорят, что его душа панян стала шаманской душой нёукта, то есть электромагнитное излучение преобразовалось в световое, кауманестическое.

Восемь чокыров (без капу-чокыров) имеют четкую локализацию в человеческом теле и проекцию на внутренние органы, контроль за которыми осуществляют эндокринные железы. Два капу-чокыра, как замечалось ранее, находятся вне физического тела и имеют прямое отношение к развитию тех или иных способов мышления и к достижению высших идеалов надчеловеческого порядка. Поэтом)'они называются Вратами, через которые сознание может покидать материальную оболочку. Вращаясь в разные стороны, чокыры создают мощные энергетические вихри, которые, пронизывая тело, изливаются наружу и создают разноцветный грибообразный кокон (см. рис. 43). Но характеру и цвету этого кокона можно определить присутствующие в теле болезни, эмоциональный настрой, а также узнать степень осознанности конкретного индивидуума. Чокыры отвечают за восприятие, движение, чувства и символизируются одним из тоте- мических животных. Они выполняют посредническую функцию между человеком, Землей и Небом, поэтому всю энергетическую систему иногда отождествляют с понятием души, но лучше трактовать ее с позиции тонких тел.

Силовые центры человека можно рассматривать попарно, как принято в шаманской традиции, но здесь они будут перечислены и описаны снизу вверх для лучшего усвоения материала.

Начальный (нулевой) чокыр, или нижний капу-чо- кыр представляет собой ярко светящееся сферическое пятно темно-фиолетового цвета, расположенное под ногами. Его тотемическнй повелитель — Орел. Мистический символ — корни (иногда — ветви) Мирового Древа. Сакральный знак — ■)£. Звездное соответствие — «дыра» Полярной Звезды.

На физическом уровне этому силовому центру соответствуют ступни, на которые осуществляются проекции всех внутренних органов. Главное действие проявляется через извлечение силы Земли и возвращение в Землю лишней энергии. Чокыр Орла служит своего рода громоотводом, заземляющим элементом. Он есть основание Среднего Мира и причина возникновения мышления у растений, животных и человека. Его часто называют Матерью-Землей, хотя он и не отражает ни мужского, ни женского начала. Орел — это двойственная Сила, дающая материальное воплощение, физическую мощь, процветание, жизнь, но в то же время отбирающая эту жизнь, провоцирующая увядание, распад, смерть и забвение. Орел ассоциируется с Хранителем Солнца, вторичным светом, физическим огнем, космическими светилами, а также с непроявленным Солнцем, Пустотой, мраком и бездной. В человеке этот центр побуждает стремления к материальным благам, воспроизводству нового поколения, развивает ум, способствует рационализаторству и изобретательству. Одним словом, нижний капу-чокыр является земным законом и основой цивилизации.

Первый чокыр выглядит в измененных состояниях сознания как похожее на туннель отверстие пурпурногоцвета, находящееся на линии от промежности до земли на уровне лодыжек. Его тотемический повелитель — Змея. Мистический символ — хвост[15]. Сакральный знак — I. Звездное соответствие — Аль кор («наездник» Большой Медведицы).

Змея — это путь, движение, равновесие и оплот. Ее силовой центр разделяет все эти понятия и распространяет свое влияние на ноги, особенно от ступней До колен, и руки, от ладоней до локтей. В этом чокыре сосредоточены основные физические константы, предстающие в шаманизме в виде взаимодействия духов стихий. Духам огня и воздуха отводятся руки, а духам воды и земли — ноги. Мятый элемент через Столп Земли и позвоночник поднимается в головной мозг и отвечает за принятие решений, выбор. Поэтом)' центр Змеи можно назвать началом пути, характеризующимся колебанием, взвешиванием «за» и «против». Разба- лаисировка этого чокыра провоцирует вялость, депрессию, тугодум не и может повлечь развитие невротических состояний.


Второй чокыр воспринимается как воронка со спиралеобразным течением энергии красного цвета. Он является концом Столпа Земли и располагается в основании позвоночника в районе крестцового сплетения. Более широкая часть воронки выходит на поверхность тела в области промежности — у мужчин и задней стенки влагалища — у женщин. Его тотемический повелитель — Олень. Мистический символ — стрела. Сакральный знак — Y.Звездное соответствие — Алькаид («эта» Большой Медведицы).

В индийской традиции чокыр Оленя является начальной чакрой, в которой заключена великая сила, способная пробудить человека. В шаманском понимании этот центр соединен с двумя предыдущими, а его возможности могут быть представлены головой змеи, чей хвост упирается в нижний капу-чокыр.

Чокыр Оленя отвечает за выживание и самозащиту человека. Часто он рассматривается как связующее звено между сознательными и бессознательными процессами, которые можно обнаружить через шаманский опыт. Находясь в обычном состоянии, человек не в силах почувствовать этой связи и поэтому не помнит о своих прошлых воплощениях и не может мотивировать некоторые свои поступки, базирующиеся непосредственно на наследственной памяти. Силовой центр основания позвоночника распространяет свое влияние на ноги, от колен до бедер, и руки, от локтей до плеч, а также отвечает за нормальное функционирование внутренних органов таза. Он дает человеку стабильность, уверенность в себе и стремление к прекрасному. В случае разбалансировки вызывает трусость, необъяснимую тревогу и чувство ужаса. В шаманской практике концентрация внимания на этом силовом центре применяется непосредственно перед путешествием по иным мирам, так как Олень способствует начальным фазам выхода тонкого тела из материальной оболочки.

Третий чокыр— тоннель с оранжевым светом, сосредоточенный в поясничном сплетении. На поверхность тела он выходит в точке чуть ниже пупка. Тотемический повелитель этого центра — Черепаха. Мистический символ — раковина. Сакральный знак — . Звездное соответствие Мицар («дзета» Большой Медведицы).

Главной обязанностью чокыра Черепахи является переработка полученной из окружающей среды энергии, а также ее трансформация и распределение по всему организму. Этот центр имеет проекцию на внутренние органы низа живота и отвечает за работ)- почек, селезенки и мочевого пузыря. Он активизирует сексуальные желания, причем не Обязательно связанные с продолжением рода; делает тело гармоничным и привлекательным для противоположного пола; влияет на ход и развитие творческих замыслов. Черепаха — это достижение внутренней согласованности, основы освобождения человека от внутренних противоречий. Когда баланс между «хочу» и «могу» нарушается, возникают проблемы со связанными с этим центром органами. Напротив, правильное функционирование может быть эквивалентно очищению, при котором сексуальная энергия не порабощает сознание, а становится мощной силой, способной привести человека к познанию самого себя.

На древних ритуальных фигу рках этот чокыр иногда изображался в виде большой подчревной дыры, круглой или квадратной (см. рис. 45). Дыра служила проходом, соединяющим миры, и символизировала нишу, в которой переосмысленная сексуальность может дать разумный плод и превратиться в творческую, созидающую силу.

Четвертый чокыр представляет собой тоннель золотисто-желтого цвета, находящийся в области солнечного сплетения. Его тотемический повелитель — Бык. Мистический символ — бубен. Сакральный знак -U. Звездное соответствие Ал йот («эпсилон» Большой Медведицы).

Бык — очень важный силовой центр. Это своего рода акку мулятор энергии, источник потенциального достижения сверхспособностей. Когда сексуальная энергия Черепахи трансформируется, она превращается в зародыш истинного понимания вещей. Дальнейшее развитие дает огромную силу, воплощенную у древних в беременности как женской, гак и мужской. Чокыр Быка — это решительное действие, наступление, отражающееся в человеке через такие черты характера, как независимость суждения, неординарность, яркость и стремление к лидерству. Органы, зависящие от функционирования силового центра Быка, сосредоточены в верхней части живота. Это печень, желчный пузырь и желудок. Разбалансировка может привести к различным заболеваниям желудоч- ио-кишечного тракта и вызвать неустойчивые психоэмоциональные состояния, такие как раздражитель- иость, неудовлетворенность, зависть и жадность. Бык для шамана в первую очередь означает духовный рост и гармоничное развитие. Сила этого центра используется для ритуалов огненной инициации, когда посвящаемому предлагается пройтись по горячим углям. Максимальное использование силового центра Быка делает тело невосприимчивым к перепадам температур, позволяя человеку в определенные моменты его жизни не замерзать в стужу и брать руками раскаленное железо.

Пятый чокыр выглядит как тоннель с энергетической светимостью зеленого цвета. Он располагается в середине груди, в сердечном сплетении. Его тотемиче- ский повелитель — Цапля. Мистический символ — зеркало. Сакральный знак — J^. Звездное соответствие Мегрец («дельта» Большой Медведицы).

Чокыр Цапли характеризуется эмоциональным возвышением. В нем заключается абстрактное мерило любви и ненависти, а также возможность беспристрастного суждения об этих понятиях. Вместе с предыдущим чокыром Цапля является центром человеческого существа, формируя своего рода сосуд души. Работ)’ этого тоннеля часто отождествляют с душой, так как он очень хорошо отражает внутреннее состояние человека через его внешность, привычки, манеру говорить и мыслить. В своем высшем развитии силовой центр Цапли дает человеку спокойствие и внутреннюю тишину. Для обозначения чувств слова становятся не нужны. Ясность и понимание не нуждаются в доказательствах. В своем обычном состоянии Цапля нередко путает определения любви и сентиментальности, сострадания и чувства жалости к самой себе. Из-за этого развивается еще большая жалость, тоска и скорбь без причины или с надуманной причиной. Из внутренних органов, зависимых от этого центра,

Рис. 45. Р»ггуальные фигурки с отмеченными силовыми центрами: а — энеолитическая статуэтка женщины с чревной дырой и символом пола (Палестина); б— бронзовое изображение духа предка с точками на лбу и на носу, с крестом на губах, со змеей на поясе и со сферой под ногами (Бенин)

можно выделить два — сердце и легкие. Эндокринной железой является тимус. В случае неправильного функционирования чаще всего страдает сердечно-сосудистая система. В шаманской практике работе с чокыром Цапли отводится большое значение, так как он не только выводит искателя на путь мудрости, но и способствует достижению состояний измененного сознания.

Шестой чокыр воспринимается как отверстие голубого цвета, находящееся в горловом сплетении, в районе щитовидной железы. Его тотемический повелитель — Паук. Мистический символ — полосатый камень или камень с дыркой (иногда — хомус). Сакральный знак — X. Звездное соответствие — Фекда («гамма» Большой Медведицы).

* Паук — это слияние мужского и женского начал в единое целое через взаимопроникновение. Чтобы достичь этой идиллии, нужны такие черты, как внутренняя эстетичность, сбалансированность помыслов и посту пков. По все это бывает верно, лишь если этот силовой центр нормально функционирует, что бывает нечасто. Нераскрытые возможности Паука делают человека необщительным, стадным и склонным к навязчивым состояниям. Вот почему этот чокыр можно назвать наиболее опасным и трудным в духовном поиске.

Силовой центр Паука тесно связан с горлом и голосовыми связками. Он служит соединительной линией между шаманом и внутренним голосом при совершении предсказательных операций. Шаманские путешествия по прошлому и будущему вообще не обходятся без центра Паука, так как он в каком-то смысле и есть настоящее. Ему уделяется большое внимание во время священнодействий в грантовых состояниях, при осознании себя внутри сновидения, а также во время игры на хомусе и при исполнении горловых песен.

Седьмой чокыр имеет вид тоннеля синей светимости. Он расположен в основании мозга и является нижним концом Столпа Неба. Его тотемический повелитель — Медведь. Мистический символ — колотушка. Сакральный знак — П. Звездное соответствие Мерак («бета» Большой Медведицы).

Чокыр Медведя — это сила, толкающая человека к преодолению препятствий и достижению высот, иногда абстрактного или утопического содержания. При нахождении под ее воздействием, человеку часто открывается важность коллективного достижения цели.

()н начинает искать своего учителя, а когда встречает его на своем пути, подчас отказывается воспринимать

как своего наставника. Это, как правило, оборачивается необоснованным возвышением над окружающими, что в свою очередь приводит к замыканию на себе и еще большей зацикленности на мыслях о собственной исключительности. Чокыр Медведя иногда называют координирующим центром, поскольку он следит за состоянием окружающему мира как материального, так и тоикопланового, и контролирует реакцию тела на получаемые;из мозга сигналы. Он тесно взаимодействует с затылочными корешками спинного мозга и гипофизом. Заболевания, вызванные разбалансировкой этого тоннеля, связаны с нарушением работы органов чувств, особенно обоняния, слуха и вкуса. Также могут наблюдаться и более серьезные отклонения в виде различных психических расстройств, вплоть до тяжких душевных болезней.

Медведь — это мистическое животное, дающее человеку великую физическую силу. Но он всегда берет что-то взамен. Часто, предлагая свои услуги, он отбирает интеллект. Поэтому' шаманская работа с этим центром должна проводиться очень осторожно, чтобы не нарушить достигнутую в чокыре Паука гармонию.

Восьмой чокыр наблюдается в состоянии измененного сознания как тоннель темно-синего цвета. Светимость сосредоточена в точке прямо над позвоночным столбом, впереди мозжечка. На поверхность тела он выходит в области чуть выше бровей. Его тотемичес- кий повелитель — Тигр. Мистический символ — кристалл кварца. Сакральный знак — II. Звездное соответствие— Дубхе («альфа» Большой Медведицы).

Пожалуй, чокыр Тигра единственный из всех, на который современная научная мысль более или менее обращает внимание. Правда, это внимание преимущественно адресовано не самому воронкообраз

ному тоннелю, а анатомическому органу, где расположена его узкая часть. Этот орган называется шишковидной железой, или эпифизом. Широкая часть воронки проецируется на межбровье и в большинстве мистико-философских систем именуется третьим глазом. Такое обозначение было вызвано непосредственно возможностями этого силового центра, которые характеризуются умением видеть вещи в их истинном свете. Хорошо развитый чокыр Тигра открывает в человеке источник мудрости и незаурядные психические дарования, а в случае разбалансировки провоцирует отклонения в умственном развитии, сопровождающиеся, как правило, головными болями. В шаманизме работа с этим центром ставится во главу угла. Он хорошо визуализируется и физически ощущается в виде покалывания в нижней части лба. Сосредоточение на этой точке служит мостом как к познанию глубин человеческого «Я», так и к восприятию иных миров. Концентрацию внимания на чокы- ре Тигра можно применять практически при любой медитати впой тех п и ке.

Конечный (девятый) чокыр, или капу-чокыр, представляет собой сферическое пятно фиолетового цвета, находящееся над головой. Его тотемический повелитель — Ворон. Мистический символ — ветви (иногда — корни) Мирового Древа. Сакральный знак — Ж • Звездное соответствие— Альрукаба, Полярная Звезда («альфа» Малой Медведицы).

11а физическом плане силовому центру Ворона соответствует макушка, а его основное действие заключается в извлечении силы Неба. Раскрытие капу-чокы- ра Ворона — задача нелегкая и часто недостижимая. Его называют Небесным Отцом, основанием Высшей Вселенной, Полнотой и возвратом в Мифологическое Время. Непостижимым образом он соединяется в одно неразрывное Целое с нижним капу-чокыром Орла. Это слияние нельзя объяснить земным языком. Его можно только почувствовать, находясь непосредственно перед Вратами, за которыми снимаются все ограничения и открывается бесконечность. Центр Ворона побуждает в человеке стремления к высшему Знанию, просветлению, поиск)' контактов с иными областями Мироздания. Древние обозначали его наличие в человеке восходящим из головы Солнцем. Но это было не материальное солнце, освещающее землю, а духовное, символизирующее Первичный Свет, то есть свет без светила. Испуская сияние, верхний капу-чокыр Ворона изливается подобно живительному дождю в тело человека и дает возможность прорасти семени разума, Дремлющему в нижнем капу-чокыре Орла. Появившееся дерево соединяет сферы и создает Космический Мост, который оставил людям в наследство Первый Небесный Шаман на своем последнем камлании.

ТРИ основы

Здоровье, мышление, образ жизни человека напряму ю зависят от действия пяти Матерей Природы. Каждая из них связана с определенными органами и согласуется с теми или иными составляющими материального тела: питательным (желудочным) соком, кровью, плотью (мышцами), жиром, костями, костным мозгом и семенем. Мать Дерево заведует печенью и желчным пузырем, Мать Огонь — сердцем и кишечником. Мать Земля — желудком и селезенкой, Мать Металл (Воздух) — легкими. Мать Вода — почками и мочевым пузырем. Любое протекание внутренних процессов — превращений и порождений — есть вариант взаимоотношений стихий по системам «мать—дочь» и «друг—враг». Если цикл матерей упорядочен, сбалансирован и гармоничен, то основные составляющие тела нормально функционируют, а если нет, то возникают нарушения в обмене веществ и, как следствие, болезни.

Каждый человек еще в материнской утробе получает определенную комбинацию стихий, которая обуславливается двумя изначальными животворящими силами и их смешиванием друг с другом. «Сила, связывающая человека и Вселенную,— говорит ненецкий шаман и мастер арктических боевых искусств в стиле хо- хорэй мин Иван Кылалович Ядне,— проявляется в виде двух энергетических потоков: нисходящего потока Неба — тюй (мюй) ныхы, имеющего положительный, мужской радикал, и восходящего потока Земли — таси (нгая) ныхы, имеющего отрицательный, женский ра

дикал. Соединение двух потоков (радикалов) и образует энергетический потенциал человека». Сила, идущая с Неба, имеет характер жара и огня, а сила, поднимающаяся с Земли, отождествляется с холодом и льдом (см. табл. Мировое Яйцо, глава I). «Самое главное в теле — это огонь и вода»,— сообщает тувинский шаман Николай Ооржак. При наложении двух потоков внутри человека рождается пар (влага) — конкретная жизненная сила и основное физиологическое начало (см. рис. 47). Этот процесс характерен не только для человека, но и для всех других существ. «Жизнь,— продолжает И. Ядне,— это бесконечная череда перемен, проистекающих из взаимодействия тюй ныхы и таси ныхы, борьбы сил света и тьмы, упругости и податливости, жары и холода».


Изучением проявлений жара, холода и пара занимались древние шаманы многих народов — ненцев, эвенков, ту винцев, чукчей, бурят, но до наших дней системное описание воздействий этих грех основ на организм человека в наиболее полном объеме сохранилось лишь в тибетских и индийских медицинских трактатах — «Чжуд-ши» («Четверокнижие»), « Вайду - рья-онбо» («Голубой Берилл»), «Сома-раджа» и др. Текст классического свода знаний тибетской медицины «Чжуд-ши» согласно канонической версии основан на проповеди Будды Шакьямуни и записан мудрецом Маносиджи в VII веке н. э. Веком позже этот трактат привозит в Тибет Вайрочана и вместе с врачевателем Юток-па-старшим переводит его на тибетский язык. Сами же тибетцы утверждают, что целостная наука врачевания была известна им задолго до появления буддизма и восходит к устным знаниям религии бон — тибетскому шаманизму. Буддийские проповедники лишь собрали воедино и отредактировали эти знания, вставив в них свои понятия, своих святых и объявив бон лжеучением. Вообще, такое положение очень характерно для миссионерской деятельности не только буддистов, но и христиан, и мусульман. Мы постоянно натыкаемся на древние воззрения шаманов, прикрытые различными атрибутами нешаманского содержания. Интересно, что многие архаичные обряды и тексты, в том числе медицинские, сохранились именно благодаря деятельности миссионеров, которые, лишь слегка переработав содержание, запускали «обновленную» философию в народ.

Связь тибетских представлений о целительстве с шаманским комплексом очевидна. Из шаманизма в буддизм попали многие понятия, например, «дон» — злые ичают дон Верхнего Мира, оказывающие влияние на жар (иначе — огонь, желчь), дон Среднего Мира, воздействующие на нар (влага, вода, слизь, флегма) и дон 11ижнего Мира, связанные с проявлением холода (лед, ветер, воздух, лневма). «Этимологически слово “дон” происходит от слова, означающего “сомнение”,— рассказывают современные целители из центра “Голубой Берилл”.— Это эмоциональное состояние ослабляет иммунную систему, и уязвимый человек подвергается губительному воздействию злых духов. Они очень могущественны и могут погубить и самого больного, и его близких. В таких слу чаях совершают ритуалы “выкупа”, “возврата жизненных сил” и т. д. Бывает, что больной противится ритуалу — это считается признаком весьма и весьма запущенной болезни (одержимости.— О. Д.)\тогда врач и астролог его не слушают. Ведь ритуал в медицинском контексте “путь к исцелению", особенно ритуал почитания божеств — хранителей и защитников»; Так работает тибетский врач, и точно так же многие тысячи лет думает и камлает шаман.

С точки зрения как тибетского, так и шаманского целительства основа болезни заключается в незнании истинной природы бытия. «Неведение есть главное препятствие к мудрости»,— утверждает тувинский шаман из объединения «Кузунгу-Ээрен» Тарас Журба, ученик известного в Тыве шамана Таш-оола Кунга. Неведение порождает страсть (отдухов холода), гнев (отдухов жара) и тупость (отдухов пара). Страсть приводит к потере энергетической целостности и к истечению жизненной силы, что влечет за собой дисбаланс холода в организме и болезни льда. Гнев нарушает процесс преобразования энергии в жизненную силу и выводит из равновесия жар, провоцируя болезни огня. 11еразумное поведение в Среднем Мире и дисгарк

с духами Нижнего и Верхнего Мирон связаны с тупостью и влеют за собой неправильное смешивание энергетических потоков и потерю энергетического равновесия — причину возникновения болезней влаги. Холод связан с регуляцией кровообращения и управлением физической деятельностью. Жар — это функции пищеварения и регуляция тепла в организме. Пар придает эластичность суставам и отвечает за собранность мыслей. Понятно, что в случае нарушений страдают прежде всего именно эти системы, причем болезнь поражает не какой-то один орган, а все, что связано с той или иной основой, или, как се называют тибетцы, дошей. Если европейский врач лечит какое- либо отдельное заболевание, снимая болезненные симптомы, то шаман исцеляет (то есть приводит к целостности) душу, одновременно воздействуя на все органы, где что-нибудь нарушено, даже если пациентом это пока не ощущается. Шаманы знают, что болезнь не возникает просто так и, раз начавшись, постепенно уничтожает все тело, приводя его к смерти. Как по цепочке боль, как сигнал повреждения, переходит от одного органа к другому, часто прекращаясь в первоначальном месте и возникая в следующем. В этом заключается главное отличие западной медицины от восточного целительства.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...