Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Шаманское целительство, тотемическая медицина и праанатомия возникли на Земле около 10 тысяч лет назад в период, известный как мезолит. Именно тогда, на фоне самого значительного переселения народов, больных и раненых перестали оставлять на произвол судьбы и принялись лечить, причем, как показывают археологические раскопки, довольно успешно. Имеется множество свидетельств такой заботы о ближнем — от правильно сросшихся кос гей до конкретных хирургических вмешательств, детали проведения которых фиксировались на камнях. Эго была эпоха партнерства, коллективной охоты и особого отношения к человеческой жизни вообще и к здо|х>вью в частности. Примером таких высоких моральных устоев может служить одно захоронение, где был обнаружен скелет семнадцатилетнего юноши с такой врожденной деформацией костей, что если бы несчастный появился на свет чуть раньше, его непременно бы сбросили со скалы еще в младенчестве, чтобы он не создал проблем кочующему племени.
Исследуя свидетельства существования медицины в столь легендарную пору, когда еще не применялись железные орудия труда и не было изобретено колесо, невольно поражаешься глубоким познаниям наших далеких предков, мастерству, которое остается недоступным даже теперь, со всеми лазерами, компьютерами и глобальной сетью медицинских центров. Первым шаманам и целителям в достаточной мерс были известны строение и физиология человеческого тела, а также тел различных животных. Все это тщательно изучалось, систематизировалось и зарисовывалось (см. рис. 1). Такие изображения, получившие название «рентгеновский стиль», характерны для искусства народов Австралии и Крайнего Севера. Помимо частей скелета, расположения внутренних органов, различия мышц, передавались также и другие составляющие, а именно — энергетические каналы, по которым течет животворящая сила. Эта сила рассматривалась как тонкая субстанция, наделяющая мертвую органику жизнью. Синтез материального (физическое тело) и духовного (тело энергий) лег в основу всей философии и практики шаманской медицины, которую можно охарактеризовать как законы экологии души. В первую очередь такой подход базируется на внетехнологи- ческом и вненндустриальном способе мышления и построения всего сообщества людей в целом. Он подразумевает слияние с окружающим миром, а не усовершенствование и не порабощение его. Символ, или амулет, становится при этом не просто схемой, отражающей философские понятия, а своего рода энергетической платой, по заранее спланированным линиям которой начинает струиться сила, способная как исцелять, так и разрушать, в зависимости от построения самого магического знака.
На этой основе возникают не только различные це* лительские техники, но и искусство, изначально ориентированное на конкретное служение нуждам человека. К такому магическо-охранительному искусству можно отнести и татуировку, и орнамент на одежде, и прически, и все остальное, созданное руками древнего человека. Точность выполнения задачи при нанесении символа требовалась максимальная, ведь каждый шов, каждая деталь должны были точно соответствовать поставленной задаче. В результате получалась вещь, несущая в себе особую установку, которая по сложности комбинаций была ничуть не проще современных компьютерных программ. Бинарный код эпохи ЭВМ — лишь техническое подобие шаманских взглядов, согласно которым все разнообразие Вселенной можно выразить через два символа — точка и две точки или линия и две линии. Пользователю нужно было только научиться правильно обращаться с этими ключами, дабы не навредить самому себе.
После такого отступления, наглядно демонстрирующего высокий уровень сознания наших пращуров и его слитность со всей Природой, можно приблизиться к осмыслению того, что само понятие «образование» тысячи лет назад означало (а кое-где означает и поныне) не что иное, чем то, что подразумевает под ЭТИМ словом «цивилизованный» человек. Знаток народной медицины захчин (лекарь) Шагдарын Галсан из Монголии в беседе с этнографом Н. Л. Жуковской провел четкое различие между «образованием» и «знанием». Он сказал, что через образование (школьное или высшее) знания не получишь, потому что знание есть понимание внутренней сути вещей. Знание — превыше всего. Если человек правильно понимает жизнь, он получит и счастье, и здоровье, и блага.
Современная наука не знает, как именно в доисторические времена проводились сложнейшие хирургические операции, но одно ей известно точно: первобытные целители действовали с высочайшим профессионализмом даже в тех случаях, которые только-только начали осваиваться в конце XX столетия нашей эры. Прежде всего это касается операций на мозге и сердце. По характеру зарубцевавшихся ран на трепанированных черепах, найденных в ходе раскопок в Европе, Америке и Африке (см. рис. 2), было установлено, что после удаления опухоли в мозгу больные жили еще очень долго. И это, заметим, при том, что ныне подобные операции далеко не всегда дают обнадеживающие результаты. В «Справочнике невропатолога и психиатра» так прямо и говорится: «Прогноз зависит от локализации, величины и характера опухоли. Наилучшие результаты получены при лечении доброкачественных экстра- медуллярных опухолей, не вызвавших еще необратимых изменений в веществе мозга. В этих случаях после удаления опухоли можно рассчитывать на полное восстановление нарушенных функций. Прогноз плохой при интрамедуллярных и метастатических опухолях» (курсив мой.— О. Д.). Тем не менее по всему земному шару археологи находили сотни и сотни доисторических трепанированных черепов с зарубцевавшимися краями. Было время, когда некоторые «ученые», не желая признавать очевидных фактов, ничтоже сумняшеся отрицали саму мысль о медицине каменного века. Они утверждали, что фрагменты черепной коробки были изъяты у живых людей не по причине болезни, а но какому-то мистическому ритуалу. Более подробные исследования и более серьезные доводы все расставили по своим местам. Сейчас не остается ни малейших сомнений в том, что шаманы-целители древности такие операции проводили.
Новый повод для скепсиса в научных кругах дало открытие перуанским ученым X. Даркерой каменной библиотеки к югу от города Ика в Перу. Литотека Ика, которую ряд исследователей датирует периодом мезолита, содержит свыше одиннадцати тысяч (в печати сообщалось, что за последние годы найдено еще четыре тысячи) гравированных камней различных размеров (до метра в поперечнике). Что же изображено на этих камнях? Сцены из жизни древних перуанцев, топографические карты, доисторические животные и... хирургические операции — сечение, пересадки печени, мозга и сердца (см. рис. S). Особенно впечатляет своей детальностью картина самой что ни на есть доподлинной пересадки сердца. Вот что пишет об этих гравюрах К). Зубрицкий в работе «Неандертальская цивилизация»:
«Даже не призывая на помощь воображение, мы легко видим (...) операцию по пересадке сердца. Сравнительно молодому человеку врач вскрывает грудную полость. Ассистент держит набор инструментов. Затем подчеркнуто внемасштабно изображено только что вынутое сердце, подготавливаемое к пересадке. Следующий сюжет — удаление больного сердца из грудной полости старого человека (стилизованное изображение морщин на лице), а затем фрагмент пересадки старику здорового сердца молодого человека. Следующий камень изображает пожилого пациента с уже пересаженным органом и свеже- зашитым швом. Его состояние, по-видимому, крайне тяжелое. Во всяком случае ему в гортань введены две трубки, соединенные с насосами, для поддержания искусственного дыхания. Описание операции, а может быть, каменное учебное пособие было бы неполным без завершающих хирургических сюжетов. Они выгравированы на других глыбах. Оперированный переходит постепенно на самостоятельное дыхание (одна трубка исчезла), врач с помощью ординарного стетоскопа прослушивает биение пересаженного сердца. И. наконец, ассистент удаляет оставшиеся медицинские приспособления, и пациент дышит сам. Операция завершена. Понятно, что с изъятием сердца останавливается кровообращение и наступает мгновенная смерть. Чтобы этого не случилось, к кровеносной системе старика подключено другое сердце, сердце беременной женщины, которая питает своей кровью в момент операции организм старика».
Каменная библиотека доктора X. Кабреры, выставленная в созданном им Музее гравированных камней (Museo de Gliptolitos), наделала много шума. Споры о ее подлинности продолжаются до сих пор, причем не в пользу X. Кабреры. Научная общественность после сокрушительного поражения в битве с трепанированными черепами хочет взять реванш и удержать свои позиции. Но чем же гак хороши шатающиеся во все стороны бастионы науки, даже если признать, что камни Ика — подделка? Да ничем! Просто в V веке до нашей эры греческий врач Гиппократ отделил врачевание от всех остальных храмовых наук, что позднее вылилось в повсеместное распространение материализма, вершиной которого можно считать полное неприятие духовной медицины на официальном уровне. По этому поводу выдающийся философ Мэнли II. Холл писал: «Трудности, с которыми сталкивается наука нынешнего времени, являются продуктом предосудительных ограничений, наложенных на науку теми, кто не хотел признать, что есть многое, превосходящее пять первичных органов или чувств человека».
На неофициальном уровне медицина нередко отходит от своих канонов терапевта (что в переводе с античного означает «провожающий в землю») и допускает вторжение различных шаманов и колдунов в свою деятельность, правда, только в тех случаях, на которых поставлен жирный крест. Ныне шаманы больше не лечат вывихи и переломы, их удел — заболевания, не излечимые обычными средствами, и... ошибки самих врачей, от которых, по статистике, больные погибают гораздо чаще. Как правило, представители официальной медицины не направляют своих пациентов к шаману — у шаманов часто лечатся они сами и их родственники. Это неафишируемая часть науки, но достаточно объективная. Сообщения об излечении шаманами от таких страшных болезней, как СПИД, шизофрения, рак, наркомания — это не плод воображения журналистов, хотя, справедливости ради, можно признать, что и не все услышанное о шаманских чудесах является правдой. Выдумщиков, заблуждающихся и шарлатанов хватало везде и всегда.
Так что же такое шаманское целительство и как обрести то потерянное единение с окружающим миром, без которого немыслимо здоровье? Это сложная система знаний, ныне разрозненная и разбросанная по всей планете. Ее хранители — коренные потомки тех древних шаманов, которые, не имея образования, но используя прямое знание, лечили людей. Их взгляды на то, что есть мир и какое место в нем занимает человек, отличны от современного общепринятого мнения. По верен ли тот «культурный» порядок, который вот уже несколько столетий сохраняется в незыблемости? На этот вопрос ответил в своей книге «Пища богов» известный этнобо- таник Теренс Маккеиа:
«Подавление шаманского гнозиса с его опорой на экстатическое растворение «эго» и настаиванием на таком растворении лишило нас смысла жизни и сделало врагами планеты, самих себя и своих внуков. Мы убиваем нашу планету ради того, чтобы сохранить в неприкосновенности упорные претензии, присущие культурному стилю владычества «эго». Время переменится».
Часть первая
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2954 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!