Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Цель этой главы заключается в исследовании взаимоотношений между терапевтической психологией и религиозным консультированием. Мы будем использовать описание двух подходов по Вренну: «Религия и психология дополняют друг друга. Психология вносит вклад в понимание природы самости и взаимоотношений с другими, религия — в понимание значения и цели жизни и значимости этих взаимоотношений. Обе могут внести вклад в повышение эффективности жизни» (325, р. 331).
В психологической литературе отмечается пробуждение интереса к философским проблемам, лежащим в основе психологического изучения человека. Моурер, например, утверждает, что психология, вероятно, должна исследовать долго лелеемое предположение, согласно которому нефизические элементы личности (понимаемые как человеческий разум или дух) обслуживают тело [219]. Хотя личность вырастает из потребностей служить телу, Моурер интересуется, действительноли «разум» имеет особые характеристики и потребность в выживании. Он предполагает, что этот вопрос возник тогда, когда тема перешла из области традиционно слабого натуралистического наблюдения в область «духа» — традиционно религиозного предмета. До сих пор психологи проявляют возрастающий интерес к предмету «психологического выживания» и «человеческой ситуации». Человеческие проблемы, особенно из области психического здоровья, стали весьма актуальными, и практические психологи стремятся исследовать все возможные способы помочьклиентам выжить психологически. Очевидно, что они стремятся делать это даже тогда, когда эти способы выходят за рамки традиционной лаборатории и строго бихевиористских методов изучения и помощи человеку.
Является трюизмом, что психотерапевты и консультанты помогают разрешить основные проблемы жизни, а именно трудности в любви, конфликты периода взросления, проблемы регулирования чувства вины и преодоления кризисных ситуаций, будь то развод, смерть близкого человека или увольнение с работы. Авторы знают о трудностях раскрытия темы ценностей в контексте терапевтической психологии. Эта глава предлагает начальные сведения студентам, которые не очень много читали или думали о многочисленных проблемах, возникающих при несовпадении ценностей клиента и терапевта.
Специалисты по психологическому консультированию без энтузиазма отнеслись к тому, что они могут нести ответственность за то, что в широком смысле определяется как «религиозное». Такое отношение возникало из-за основанных на опыте традиций философских различий между социальной наукой и теологией, эмоциональных крайностей и лицемерия большинства организованных религиозных способов поведения, а также из-за неосведомленности или конфликтности самого консультанта в вопросах духовного. Однако большинство специалистов по психологическому консультированию признают, что религиозные представления и чувства становятся мощными позитивными или негативными факторами в жизни их клиентов.
Психология традиционно биологически ориентирована. Ранние модели и научные методы конца девятнадцатого века были основаны на физиологии и физике. Философия Дарвина оказала значительное влияние на представления психологов о человеке, который, как оказалось, подчиняется тем же законам природы, что и представители животного мира. Ранняя американская психология прибавила функциональную ноту в биологические модели, импортированные из Германии. Была предпринята активная попытка развести психологию с ее ранними философскими корнями и сделать понимание поведения строго научным предприятием.
Мы не пропагандируем возвращение к рационалистическому и другим философским методам как замещению тщательного наблюдения и строгого экспериментирования. Психология как наука должна оставаться на прочной основе научных методов и критического мышления. Тяга к знаниям о человеке и попытки оказать помощь в решении человеческих проблем делают преждевременными и нереалистичными требования к такому «молодому» направлению, как научная психология. Тем не менее психолог-терапевт, встретившийся ере-. альной практикой, ищет для помощи клиенту, помимо научных методов и психологических техник, ценности вне самого процесса помощи.
Предположение о необходимости выхода за пределы строго психологических техник для помощи клиенту с проблемами ценностей направляет терапевтического психолога прямо в область:; традиционных религиозных интересов. Здесьснова история пси-: хологии в некоторых пунктах противостоит официальной рели- j гии. Например, Фрейд хорошо известен своими обвинениями в J адрес организованных форм религии в провокационной работе ''[ «Будущееоднойиллюзии»[110].Онутверждал,чтомногиерели- *■■■ гиозные догмы и формы поведения являются проекцией бессознательных желаний. Вдополнение кзлословию или равнодушию некоторых профессиональных психологов, которые имели проч-ныеличныерелигиозные убеждения, могли обвинять в необъективности и религиозном влиянии на клиентов.
Отношение Юнга к религии выражалось в том, что систему убеждений клиента нужно использовать так, чтобы она максимально способствовала восстановлению его здоровых отношений. Эта точка зрения радикально отличалась от позиции Фрейда, который имел склонность рассматривать официальную религию как форму болезни. Юнг известен отстаиванием положения о поиске Бога в жизненном опыте как части процесса индивидуализации [126]. «Бог внутри» - расовое бессознательное в системе Юнга, позднее уравнивалось многими с трансцендентальным «Бог вовне». Юнготмечал, что не дело психолога устанавливать или даже исследовать объективную правду относительно существования Бога. Кроме того, он утверждал, что пси-хологнедолжен создавать псевдорелигию из примитивныхжеланий или мифов. Юнг пытался оставаться в этой сфере ближе к практике и концентрироваться, скорее, надубе, чем нажелудях [317].
Уайт [317], священник и психолог, в духе примирения сблизил проблему Бога с психологией бессознательного. Он попытался связать идею внешней реальности, называемую Богом, с внутренней природой и психологической реальностью человека. Кункель [179], психиатр, также приложил усилия к примирениюдвух сфер в «религиозной психологии». Элементами этих объединенных отношений являются натуралистическое наблюдение и глубокая психология. Они используются для понимания поведения, с одной стороны, а с другой — религия используется для того, чтобы определить цель и направление поведения. Кункель полагает, что человеческие помогающие взаимоотношения, такие как психотерапия, и цели при достижении зрелости требуют, чтобы оба подхода работали вместе.
Еще раньше также прилагались усилия более тесно связать психотерапевтические методы с подобными попытками религии. Путнам, врач начала двадцатого века из Новой Англии, упорно стремился склонить коллег-психоаналитиков присоединиться к его усилиям по расширению основы психоанализа за счет включения проблем более крупных сообществ и космоса. В Европе и Америке было оказано сильное сопротивление и проявлено открытое отвержение его идей по объединению религиозно ориентированной метафизики и психоанализа. Это сопротивление существовало до времен таких писателей, как Фромм [117], Моурер [219], Уайт [317], которые вновь подняли этот вопрос, не предлагая компромисса для научной основы психологии.
Точка зрения
В этой книге мы обсуждаем ценности, потому что клиенты часто обращают внимание консультанта на свои проблемы, касающиеся конфликта ценностей, чувства вины по поводу безнравственного поведения, глубокой тревоги, чувства малоценности и связи с чем-то значительным. Консультант часто попадает в сложное положение, когда клиент ожидает от него больше, чем просто помощи вдостижении инсайта, касающегося самого себя. В действительности многие клиенты умоляют консультанта сказать им, как жить, каким типом личности следует быть, как следует встречать превратности и кажущуюся бессмысленность жизни. Часто клиент ожидает от консультанта освобождения от базисной тревоги, такой как страх небытия или смерти.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 979 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!