Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пасторская психология



Консультирующие пасторы являются посвященными вдухов-ный сан священниками, подготовленными для психологическо­го консультирования, чтобы помогать людям с проблемами в об­ласти убеждений, морали, вины и в кризисных ситуациях. Такие консультанты помогают прихожанам по широкому спектру чело­веческих проблем: от супружеских конфликтов до воспитания детей. Семейный священник и семейный врач традиционно при­нимались в большинстве общин как единственные источники помощи.

Сегодняшний священник несет ответственность как за при­ход, так и за общину. Поэтому требованием времени является необходимость того, чтобы он ориентировался вдинамической психологии и мог давать мудрые профессиональные наставле­ния.

Обычный священник получает трехлетнее общее профессио­нальное образование, ведущее к получению степени бакалавра богословия. В процессе занятий для получения степени ему пре­подаются общие знания о личности и теории консультирования, а также он получает супервизию по клиническому опыту в усло­виях госпиталя в течение шести недель в год резидентуры.

Термин «пасторская психология» относится к более продол­жительной специализации. Такие руководители, как Хилтнер, Уайз, Джонсон и Эйтцен, разработали программу для получения докторской степени по этой специальности. Такие выпускники обычно служат как терапевтические консультанты при пастор­ских консультативных центрах, что является частью общих уси­лий различных церквей города, а также в качестве учителей кол­леджей или семинарий.

Для помощи в определении границ обращения за пасторским консультированием цитируются его различные уровни, описан­ные Оутсом [224]. Большинство пасторских функций, перечис­ленных ниже, имеют отношение к консультированию:

1. Уровень дружбы (взаимоотношений).

2. Уровень утешения (поддержки).

3. Уровень вероисповедания (катарсиса).

4. Уровень обучения (информации).

5. Уровень пасторского консультирования (психотерапии).

6. Уровень направления.

Акт принятия или любви в широком смысле, «братской люб­ви», также включен в пасторское консультирование. Консуль­танты-священники обычно ссылаются на положение, согласно которомулюбовь человека к человеку основывается налюбви Бога к человеку. Религиозный консультант связывает принятие кли­ентом себя и близкого человека с любовью Бога к человеку как основному источнику достижения инсайта, свободы, без­опасности, зрелости и других подобных терапевтических целей, Отношения при консультировании часто истолковываются как поиски «царства Божия» в человеке. Эти позиции не обязательно нарушают оптимальные взаимоотношения при консультирова­нии, если только они не сопровождаются осуждающими или ав­торитарными отношениями.

Религиозный консультант, в особенности придерживающий­ся христианской традиции, начинаете антропологических и пси­хологических предположений подобно профессиональному пси­хологу. Центральной ценностью в пасторском консультировании служитто, что называется божественный закон. Трудно обобщать или быть категоричным в отношении телеологических предполо­жений теологов, поскольку они представлены разными точками зрения в зависимости от уникально воспринятого смысла и обу­чения. Например, некоторые теологи не видят традиционной ди­хотомии между Богом и человеком, так как они видят Бога и чело­века в едином родстве. При любом событии взгляд на природу, цель или происхождение человека влияет на подход к проблемам консультирования.

Психолог, наоборот, обычно оперирует гуманистическим пред­положением, согласно которому конечные ценности рациональ­но детерминированы и находятся в самом человеке. Здесь, по на­шему мнению, находится главный вопрос о соотношении пас­торского консультирования с научно ориентированным консультированием, который трудно разрешить на уровне техник, поскольку оба касаются помощи страдающему человеку. Психо­логи могут оценивать техники, которые они используют, по кри­териям эффективности при достижении ограниченных целей, от­деленных от основных философских положений.

Для широкого и точного анализа сравнительных представле­ний, лежащих в основе психологической науки и христианства, читатель может обратиться к работе Миела «Что тогда есть чело­век» [203], который представляет доклады симпозиума по изуче­нию уникальных и взаимосвязанных свойств двух основных спо­собов толкования человека.

Существует много приемов, которые может реализовать свя­щенник для приближения к тем же самым целям психического здоровья, к которым стремится терапевтический психолог. Долж­но быть признано, что религиозный деятель затрагивает больше аспектов жизни его прихожан, чем только их психическое здоро­вье. Психическое здоровье имеет разные определения; но это одна из областей, по поводу которой люди ищут руководителя, хотя и под разными предлогами. Консультантам-священникам следует признать, что недавний подъем религиозного интереса и посеще­ния церквей, вероятно, означает нечто большее, чем простое же­лание возобновить связи детства с общественными учреждениями или избежать напряжения. Это также может быть рассмотрено как глубокое выражение человеческого поиска духовных основ жизни, с помощью которых можно построить богатую и напол­ненную жизнь для себя и своей семьи. Должно быть признано, что социальные кризисы обычно стимулировали значительный. подъем интереса к религии.

Религиозный лидер, пытаясь дать ответы на поиски его прихо­жан, принимает на себя огромную ответственность. Отношения си­туации консультирования являются только одним из промежуточ­ных средств для достижения его целей. Поэтому нам кажется, что для священника было бы ошибкой слишком вовлекаться втерапев-тическое консультирование, за исключением случаев, когда обсуж­даемые вопросы включают нахождение ответов на глубокие, но ясно очерченные моральные и духовные проблемы.

Часто глубокие психологические проблемы клиента скрыва­ются под маской моральных и духовных проблем. Священник должен иметь навыки распознавания патологий личности. Он также должен знать собственные ограничения в работе с пробле­мами, понимаемыми клиентом как «духовные», поскольку кли­ент может включать в их число почти все человеческие сложно­сти.

Роль пастора-консультанта в отношениях с другими специ­алистами. Принципиальная роль пастора-консультанта в пси­хологическом консультировании представляется как ис­следование первичной проблемы клиента для выявления области, связанной с духовными интересами и знаниями, а также эмоци­ональных состояний, оправдывающих помощь терапевтических психологов, психиатров или социальных работников. Основные техники должны быть поддерживающими и информационны­ми. Исследование бессознательных мотивов может приводить к развитию глубокого переноса и контрпереноса, ожиданию быс­трых достижений или усугублению развивающейся психичес­кой болезни.

Личностные проблемы могут рассматриваться с междисцип­линарной точки зрения, согласно которой консультант-пастор, психолог или психиатр работают вместе. Практически, однако, это трудно достижимо, поскольку пережитки взаимных подозре­ний среди практиков продолжают существовать, а клиентов час­то смущает усложняющая методы работа с двумя сходными ти­пами специалистов. Совмещение в одном лице пастора и психолога может привести к удовлетворительным результатам только при условии, когда первичная ответственность возлагается на одного из специалистов.

Вклад терапевтической психологии в пасторское консультиро­вание. Инструменты терапевтической психологии во многом по­лезны пастору-консультанту. Например, применениетехник, вли­яющих на взаимоотношения, таких как слушание, принятие, от­ражение, могут помочь в.преодолении традиционной авторитарной роли дачи советов, в которой часто обвиняют священников. По­нимание роли бессознательной мотивации в поведении и челове­ческой культуре может выгодно помочь в распознавании защиты и эмоциональных проблем как вида болезни или невежества, в отличие от объяснения поведения в традиционных моралистских терминах, столь разрушительных для хороших отношений при консультировании. Лучшиезнания человеческой мотивации долж­ны помочь священнику понять, как поступать с концептами сво­боды воли, моральной ответственности, вины и ответственных действий.

Возможности и ограничения роли священника при консультиро­вании. Священник может получить преимущество в стратегичес­ких помогающих отношениях с клиентом, основанных натради-ционном «пасторском» восприятии духовенства. Он имеет пре­имущество над другими помогающими профессионалами в том, что он известен и воспринимается семьей как помощник. Он мо­жет иметь дело со всей семьей в случае конкретных рабочих про­блем, что часто также важно, как помощь отдельному человеку. Однако священник страдает от вышеупомянутого восприятия себя как авторитарной фигуры, учителя или символа моралист­ских суждений. Но в консультировании крайне необходимо, что­бы консультант воспринимался как разрешающий, не судящий, понимающий человек. Традиционная увещевающая или дающая советы роль неблагоприятна для общих целей долгосрочного кон­сультирования.

Пастор-консультант занимает уникальную позицию, оказы­вая помощь, например, в развитии философии жизни. Он также занимает стратегическую позицию в обсуждении моральных про­блем. Как раз здесь положения культурной антропологии помо­гают более точно определить границы правильного, неправиль­ного и нейтрального. Когда религиозная догма не ясно интерпре­тируется в конкретном случае, полезно знать нравы культуры и как они отличаются от ясно определенных религиозных кодексов или руководств. Например, поведение, которое клиент рассмат­ривает как «греховное» и которое вызывает страдания в виде вы­раженной тревоги и вины, может быть отклонением от культур­ных норм, а не нарушением морального кодекса его религии или секты.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...