Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внутренняя форма слова и языковая система



В работах, посвященных ВФС, нередко цитируется высказы­вание Л. Фейербаха по поводу концепции Г. Лейбница о сущно­сти наименования, которое нашло отражение в «Философских тетрадях» В.И. Ленина: «Чувственное восприятие дает предмет, разум - название для него. В разуме нет ничего, чего бы не было в чувственном восприятии, но то, что в чувственном восприятии находится фактически, то в разуме находится лишь номинально, по названию... Что такое название? Отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю предста­вителем предмета, характеризующим предмет, чтобы предста­вить его себе в его тотальности» [227. Т. 29. С. 74].

В заключительной части высказывания Л. Фейербаха содер­жится важное положение о роли мотивировочного признака, «ко­торый я делаю представителем предмета, характеризующим предмет, чтобы представить его себе в его тоталь­ности» (разрядка моя. - О.Б.). В силу того, что ВФС выражает в слове мотивировочный признак обозначаемого, она выполняет репрезентативную функцию: представляет обозначаемое в его целостности (тотальности) [82: 20].

При выполнении названной функции второстепенным, а не главным является то, каков характер мотивировочного признака: существенный он или второстепенный, случайный, внешний ли по отношению к обозначаемому предмету или отражающий его сущность. Важно одно: мотивировочный признак, выраженный ВФС, позволяет представить весь предмет, характеризующийся данным признаком.

Во внутренних формах слова, отмечал А.А. Потебня, отража­ется «толкование действительности» [281: 21], и в этом состоит другая важная функция ВФС. Действительно, по ВФС подснеж­ник мы узнаем о раннем появлении цветка, по ВФС рябчик - о цвете оперения птицы, ВФС подберёзовик указывает на место, где растет гриб.

В мотивированных названиях закреплены итоги познаватель­ной деятельности человека в его взаимоотношениях с природой, с другими людьми и т.д., и ВФС отражает этот многовековой опыт многих сотен поколений русского народа. В этом заключе­на познавательная, или гносеологическая, функция ВФС [82: 18].

Во ВФС реализована ассоциативность человеческого мышле­ния, образное восприятие мира: ежевика - ягода с колючками, как у ежа, серебристые волосы - цвета серебра, горихвостка -птица с как бы горящим хвостом, горицвет - «горящий» цветок, колокольчик - цветок с венчиком в виде колокольчика и т.д.

«Внутренняя форма делает язык более выразительным и соч­ным. Внутренняя форма вместе со слогофонемной структурой и с грамматическим строем - это главное, что придает национальный колорит языку» (Н.Г. Комлев) [199: 67-68]. Самобытный характер языка проявляется и в той системе образов, которые содержат пе­реносные значения слов. Например, если в русском языке для обо­значения толстого, небольшого роста человека используется слово бочка, то в испанском - botija 'кувшин'; если в русском языке то­щего человека назовут словом скелет, то в испанском - словом tronko 'ствол'; если в русском языке для обозначения неэнергично­го, вялого человека употребляются такие слова, как лапша, кисель, то в испанском языке madeja 'моток' [190: 124-125] и т.п.

Опора на данные мотивационно-сопоставительных исследо­ваний тематических групп орнитонимов, фитонимов и предмет­но-бытовой лексики русского языка и украинского и польского [1-3], французского [194], английского [345-347], немецкого [353-355] позволила выявить параметры реализации типологизи-рующей функции ВФС, отражающей типологические черты язы­ков - их общность с другими языками и их самобытность, нацио­нальную специфику в аспекте мотивированности. Это прояви­лось в выражении ВФС мотивированности как семантической универсалии, в выражении мотивировочных и номинационных признаков лексических единиц (например, рус. шпажник - расте­ние с листьями, похожими на шпагу, и укр. косарики - растение с листьями, похожими на косы), в выражении средств мотивиро­вочных и классификационных признаков (например, рус. вара-кУШКА - укр. синьошийКА - польск. podroznTCZEK; рус. зеле-нУШКА - польск. dzwonlEC). в преобладании эксплицитного классификационного признака лексических единиц русского языка (например, утКА, кукуШКА) и преобладании имплицитно­го - немецкого языка (Halbschuh) и т.д. [86: 17-22; 82: 20-21] (подробнее см. с. 159-164 настоящей работы).

ВФС квалифицируют «как важнейший узел системных связей в языке» (Н.И. Мигирина [236]), которая выполняет системо-обазующую функцию [82: 20]. В чем это проявляется?

а) ВФС как бы «аккумулирует» в себе мотивационные отно­шения лексических единиц - отношения лексической и струк­турной мотивации. В мотивационные блоки вовлекаются разные категории слов: мотивированные, полумотивированные, немоти­вированные, например:

карась окунёвый

Причем мотивационные отношения оказываются сильнее словообразовательных, не всегда совпадая с ними, затмевают их. Так, в парадигме процессуального типа лечить - лечение - ле­карь - лечебный - лечебница - лечебник - лекарство компоненты лекарь, лечебный - лечебница, лечебник, лекарство характери­зуются соотношением со словом лечить: лекарь - тот, кто лечит. лечебница - место, где лечат, лекарство - средство, с помощью которого лечат, лечебник - книга, содержащая рецепты, по кото­рым лечат. «Это и приводит к возникновению мотивационных связей, выходящих за пределы бинарной словообразовательной зависимости: компонент лекарство по словообразовательным от­ношениям формально связан с лекарь, но мотивируется исход­ным компонентом данной парадигмы лечить. Слово лечебница при явной формальной словообразовательной связи с лечебный также мотивируется словом лечить. В словообразовательном от­ношении лечебник выводится из лечебный, но и этот член слово­образовательной парадигмы мотивируется с помощью компонен­та летать» [236: 46].

б) ВФС как средство реализации мотивировочных и класси­фикационных признаков являет собой связующий узел системы номинаций как по линии лексической мотивированности, так и по линии структурной мотивированности. Называя мотивировочный признак обозначаемого, ВФС тем самым отражает принципы и признаки номинации (подорожник назван по месту произраста­ния, черника - по цвету, чугунка - по материалу изготовления, подсолнух - по характерному свойству и т.д.), способы номина­ции (чернильница - прямой способ, дуб 'о человеке' - опосредо­ванный). Форматная часть внутренней формы отражает средст­ва номинации (гитарИСТ, бегУН, извилИСТЫЙ). ВФС выполня­ет тем самым номинативную функцию.

в) ВФС фиксирует словообразовательные связи лексических единиц, словообразовательные модели и типы, словообразова­тельные способы и средства.

г) ВФС обнаруживает связь с грамматической системой языка. Являясь одним из средств выражения ряда категориальных значе­ний слова - значения собирательности (листва, братство), значения отвлеченности (смелость, голубизна), категориального значения признака (дубовый, еловый), категориального значения действия (крякать, чирикать) и т.д., о чем писал М. Докупил [378: 212].





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 694 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...