Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Не поселилась бы она в вашей долине. 8 страница



Такая формулировка не может считаться удовлетворительной, так как она открывает возможности для манипуляций с текстами х ади с ов, оставляет место попыткам обойти их предписания путем иносказательных толкований или апелляции к авторитетным суждениям частных лиц по поводу их содержания. Пожалуй, наиболее ярким примером такого рода может послужить пространная статья одного автора, которую я прочитал несколько лет назад в журнале «Нур аль-Ислям», позднее издававшемся под названием «Маджаллят аль-Азхар». Содержание статьи сводится к тому, что изобретательному (!) мусульманину дозволено изваять полноценную скульптуру, однако в голове изваяния ему следует сделать отверстие с углублением, доходящим до того места, где обычно располагается головной мозг человека. Таким образом, если бы такую скульптуру можно было одушевить, изображенный в ней объект не смог бы жить ни секунды! Далее уважаемый шейх продолжил упражняться в изобретательности и сообщил, что для того, чтобы художественный изъян скульптуры не был заметен зрителям, художник может прикрепить к голове изваяния парик и таким образом прикрыть отверстие. В результате появляется полноценное и безукоризненное скульптурное изображение, которое, по мнению шейха, одновременно удовлетворяет как деятелей искусства (!), так и всевышнего Законодателя! О мусульманин, видел ли ты, чтобы кто-нибудь еще манипулировал законами шариата и священными текстами так искусно, как это сделал автор опуса, опубликованного на страницах уважаемого издания?! Клянусь АЛЛАhом! Это так похоже на деяние тех иудеев, которых постигло унижение и бедность, и о которых всевышний АЛЛАh сказал: «Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться» (сура «аль-А’раф», 163). Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, сказал о них: «Да сразит АЛЛАh иудеев! Когда АЛЛАh запретил им есть сало мертвых животных, они стали топить его, а затем продавать и пожирать заработанные деньги». Этот х ади с передали аль-Бухари и Муслим. В этой связи посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, всячески предостерегал нас от того, чтобы мы, мусульмане, следовали путем иудеев. Он сказал: «Не поступайте так, как поступают иудеи. В противном случае, вы будете считать дозволенным то, что запретил АЛЛАh, пускаясь ради этого на малейшие уловки». Этот х ади с передал Ибн Батта в книге «Джуз Ибталь аль-Хийаль» (стр. 24) с хорошей цепочкой рассказчиков, что подтвердили Ибн Теймиййа и Ибн Ка с ир. Однако ни одно из вышеперечисленных доказательств не убедит тех, кто из-за собственных вожделений уподобляется иудеям. Да оградит нас от этого АЛЛАh! См. «аль-Гъайа» (11).

К ухищрениям подобного же рода близко утверждение тех, кто утверждает, что между рисунком, выполненным от руки, и изображением, сделанным фотографическим способом, существует принципиальная разница, поскольку фотография якобы не является результатом действия человека, так как все его действия сводятся к запечатлению тени предмета на светочувствительной пленке. Получается, что колоссальные усилия, предпринятые человеком в процессе изобретения фотоаппарата, который за одно мгновение может запечатлеть то, что без помощи этого устройства невозможно запечатлеть и за несколько часов, не являются, по их мнению, сознательным актом человека! То же самое относится и ко всем остальным действиям фотографа, который наводит фотокамеру на объект съемки, выбирает нужный фокус, до начала съемки вставляет в фотоаппарат пленку, после съемки проявляет отснятые кадры и совершает ряд других действий, в которых я не разбираюсь. И все эти действия, по мнению этих людей, также не являются сознательным актом человека! Процесс фотографической съемки во всех его подробностях описал профессор Абу аль-Вафа Дарвиш в своем ответе достопочтенному шейху Му х аммаду ибн Иброhиму, муфтию Саудовской Аравии (стр. 43‑45). Вкратце ответ доктора Дарвиша сводится к тому, что для того, чтобы получить фотоснимок, фотограф должен совершить одиннадцать видов действий. Однако, при этом вышеупомянутый профессор, будучи хорошо знакомым с процессом фотосъемки, ничуть не сомневаясь, заявляет: «Фотография не является результатом человеческой деятельности!»

Результатом того, что они делают различия между этими двумя видами изображений, становится вывод о том, что, например, разрешается вешать на стену дома изображение человека, если оно изготовлено посредством фотографической съемки, однако, этого нельзя делать, если оно написано от руки! Также, согласно их мнению, если художник воспроизвел изображение, написанное от руки, при помощи фотоаппарата, то такое изображение разрешается вешать на стену. Уважаемый читатель, случалось ли Вам видеть пример да такой степени буквального понимания священных текстов? Я не видел подобного буквоедства ни у кого, кроме как у некоторых живших в прошлом захиритов. Могу привести в пример высказывание одного из них в комментрии к х ади с у: «Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, запретил мочиться в стоячую воду». Комментируя данный х ади с, он сказал следующее: «Запрет налагается лишь в том случае, если моча испускается непосредственно в стоячую воду. Если же человек помочился в сосуд, а затем вылил из него мочу в воду, то действие запрета на него не распространяется!» И он говорит это, несмотря на то, что вода загрязняется как в первом, так и во втором случае. Однако буквалистский подход к анализу текста не позволил ему понять конечную цель данного запрета.

Такое же буквалистское понимание текста демонстрируют авторы, по мнению которых фотографическое изображение следует признать дозволенным. Они уцепились за способ создания изображений, который был хорошо известен на момент появления запрета, и сочли невозможным распространить запрет на изображения, изготовленные современным фотографическим способом. И это несмотря на то, что фотографирование является одним из способов создания изображений, как с лингвистической точки зрения, так и с точки зрения шариата. Оно идентично созданию изображений от руки, как по своим последствиям, так и по степени наносимого им вреда, как это стало нам ясно выше, когда мы проанализировали последствия противопоставления этих двух видов друг другу.

Несколько лет назад я сказал одному из них: «В таком случае, вам придется признать дозволенными и те изваяния, которые сегодня не изготавливаются вручную при помощи резца, как раньше, а запускаются в производство простым нажатием кнопки электрического выключателя, который управляет специальным агрегатом, способным за считанные минуты изготовить десятки изваяний. Известно, что именно таким способом изготавливаются сегодня игрушки для детей, фигурки различных животных и т.п. Что Вы на это скажете?» Но мой собеседник растерялся и не нашел, что ответить.

Удивительно, что эти буквоеды до такой степени не замечают собственного же буквоедства, что некоторые из них, описывая своих единомышленников, заявляют: «Именно они поняли истинный смысл священного текста!» Настало время проницательному читателю понять, кто они есть на самом деле! Внимите же назиданию, о обладатели разума!

Прежде чем я закончу свое отступление, мне бы хотелось обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозвленным способом. Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным. В пользу этого свидетельствуют два х ади с а.

Первый х ади с:

‘Аиша рассказывала о том, что часто играла с куклами, и Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, приводил к ней подруг, чтобы они играли вместе с ней. Этот х ади с передали аль-Бухари (10/433), Муслим (7/135), А х мад (6/166, 233 и 234), согласно версии которого приводится данный х ади с, и Ибн Са’д (8/66). Согласно другой версии х ади с а, ‘Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал: «Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть». Этот х ади с с достоверной цепочкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65). Далее в книге мы приведем еще один х ади с, в котором говорится о том, что ‘Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани». Ибн Х аджар сказал: «Этот х ади с приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использовать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из запрета на использование изображений. С этим полностью согласился къадий Ийад. Он сообщил, что с таким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».

Второй х ади с:

Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продолжить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля АЛЛАhа. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии х ади с а: «А если они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончился пост»). Этот х ади с передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный х ади с, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия х ади с а.

__________Оба х ади с а свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также дозволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изображений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это касается портретов шайхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. АЛЛАh лучше знает.

[124] Этот х ади с достоверен. В данном случае он представляет собой сводный текст сообщений в передаче сразу от пятерых ас х абов.

Х ади с в первой передаче известен со слов Абу Хурайры – мы приняли текст х ади с а в его изложении за основу. Х ади с в передаче от Абу Хурайры приводят Абу Давуд (2/189), ан-Наса’и (2/302) и ат-Тирми з и (4/21). Достоверным его считали Ибн Х иббан (1487), А х мад (2/305‑308, 478), ‘Абдур-РОЗЗАКЪ в аль-Джами‘ (номер 68), Ибн Кутайба в Гъариб аль- х ади с (1/100/1), аль-Багъви в Шар х ас-Сунна (3/218/1) и ад-Дийа’ в аль-Мухтара (10/107/1). По их мнению иснад этого х ади с а надежен.

Вторая и третья передачи х ади с а известны со слов ‘Аиши и Маймуны. В их передаче этот х ади с приводят Муслим (6/156), Абу Авана в Са х и х (8/249‑250, 253/2), А х мад (6/142‑143, 330), аль-Багъви (3/217/1), а также ат-Тахтави в аль-Мушкиль (1/376‑377) и Абу Йа‘ла (333/2 и 335/2).

Четвертая передача х ади с а известна со слов Абу Рафи‘ – она приводится у ар-Руйани (25/139/2). В этой передаче х ади с а присутствуют второе и последнее из указанных дополнений ‑ со слов Маймуны, а также предпоследнее дополнение и вариант, заключенный в круглые скобки, ‑ со слов ‘Аиши.

Все дополнения к данному х ади с у в передаче от Абу Хурайры приводятся у А х мада и некоторых других авторов.

Х ади с в пятой передаче бытует со слов Усамы ибн Зайда – ат-Та х ави приводит ее с хорошим иснадом.

[125] В аль-Камус сообщается: «Намат – лицевая сторона какой-либо подстилки или разновидность коврика».

[126] То есть: на стенах комнаты.

Использованное здесь слово ‘урд означает сторону или бок всякого предмета.

Примечание автора: В первоначальном варианте этот х ади с приводится без слова ‘урд (бок, сторона), однако, очевидно, что здесь должно быть именно это слово. В качестве основания для такого вывода может служить другой х ади с со слов ‘Аиши – Анас сообщает: у ‘Аиши был кырам, которым она занавешывала сторону (то есть стену. – Прим. переводчика) своей комнаты. Этот х ади с приводится у аль-Бухари (10/321). АЛЛАh лучше знает.

Позднее я обнаружил, что аль-Хаттаби приводит этот х ади с в своем сочинении Гъариб аль- х ади с (10/2) со словом ‘урд, но утверждает следующее:

«Это ошибка. Правильно: ‘арс. Так называли деревянную балку, которую клали поверх здания, когда хотели покрыть его крышей. Затем на балку набрасывали небольшие куски дерева». АЛЛАh лучше знает.

[127] В х ади с е вместо привычного глагола джазаба («тянуть») – читаем джабаза. Второй вариант вполне возможен – он возник в результате перестановки местами согласных звуков б и з. В языкознании такое явление называется метатеза (перестановка звуков. – Прим. переводчика).

[128] Аль-Байhакъи писал:

«Эта фраза свидетельствует о том, что нежелательным (то есть макру х – тем, что заслуживает порицания, но в то же время не является запретным – х арам. – Прим. переводчика) является занавешивание стен, хотя на самом деле предпосылкой для этого суждения – как следует из приведенных вариантов передачи х ади с а – послужила неприемлемость другого факта, а именно – присутствие изображений на материале, которым были покрыты стены».

Примечание автора: Неприемлемыми здесь следует считать оба факта – присутствие изображений на материале, которым были занавешены стены, ‑ о чем, собственно, и сказал аль-Байhакъи, а также само занавешивание стен. Так следует из двух дополнений, приводимых в некоторых вариантах передачи х ади с а. Первое дополнение – слова: «… с каким-то изображением», второе – фраза: «Это ты увешиваешь стены». Таким образом, в данной редакции сообщения названы сразу две причины, по которым действия ‘Аиши оказались неприемлемы. Возможно, аль-Байhакъи помешало то, что он не располагал сводным текстом х ади с а. АЛЛАh лучше знает.

Шафи’итские авторы ‑ в частности, аль-Багъви в Шар х ас-Сунна (3/218/2) – указывают на неприемлемость занавешивания стен, ссылаясь при этом на приведенный выше х ади с. И все же один из них – шайх Абу Наср аль-Макъдиси – высказвывается в пользу запрета (х арам) на действия такого рода. При этом он ссылается на все тот же х ади с ‑ об этом говорится в аль- Фат х (9/25).

Разные подходы в оценке предписаний х ади с а – неприемлемо занавешивание стен или запретно ‑ возможны лишь в том случаях, если материал, которым занавешиваются стены, не содержит в себе шелка или золота. Шайх-уль-Ислям в аль-Ихтийарат (144) говорил так:

«Занавешивание стен шелком и тканями с золотой нитью запрещено, поскольку все шелковое и золотое для мужчин, для стен и для предметов женской одежды считается определенно запретным. Бывает, что из шелка и золота изготовлены накидки и покрывала, используемые женщиной для застилания постели (а не для занавешивания стен или изготовления одежды. – Прим. переводчика), ‑ на этот счет есть разные мнения ‑ ведь все это не является одеждой. И далее: считается нежелательным (макру х) развешивать занавески в дверных проемах без нужды, если имеются другие способы перекрыть проход ‑ двери и им подобное. Точно также считается неприемлемым развешивать занавески в коридоре без особой потребности. Словом, все, что превосходит необходимое, является излишеством. Но становится ли оно запретным (х арам) ‑ спорно».

[129] Х ади с передают Муслим (6/158), Абу Авана (8/253/1 и 261/1) – основной текст х ади с а, а также первое и третье дополнения приводятся в его изложении, Ибн Са‘д (8/344) – он приводит третье дополнение, А х мад (6/247), Абу Бакр аш-Шафи‘и в аль-Фава’ид (67/2) – у него приводится последнее дополнение к х ади с у, Абу Йа‘ла в Муснад (225/1) – у него приводится предпоследнее дополнение к х ади с у, аль-Хайсам ибн Кулайб (124/2) – он приводит второе дополнение, и ар-Руйани (28/181/1). Предпоследнее дополнение приводится также у Муслима и Абу Аваны.

Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал этот х ади с в аль-Вара‘ (20/2‑21/1).

[130] Под драпировкой в данном случае имеются в виду любые изделия из текстиля, которыми могут украшать помещение, ‑ ковры, подушки, покрывала.

[131] Этот х ади с со слов ‘Абдур-РО Х МАНа ибн Ис х акъа со слов аз-Зухри со слов Салима приводят ат-Табарани (1/192/2) и Ибн Асакир (5/218/2). Абу Бакр аль-Марвази прокомментировал это сообщение в аль-Вара‘ (20/1). Тот же х ади с приводит аль-Багъви в Шар х ас-Сунна (3/24) – дополнения даны в его изложении. Аль-Марвази (19/2) сообщает, что имам А х мад прибегал к этому х ади с у в качестве аргумента.

[132] Вашм – татуировка. При нанесении татуировки иглу или какой-то другой острый предмет загоняют под кожу, что вызывает кровотечение. Затем при помощи той же иглы вводят краситель ‑ сурьму или индиго, в результате чего кожа приобретает зеленоватый цвет.

[133] Буквально: проклянет тех женщин, которые просят, чтобы им сделали вашм ‑ татуировку.

[134] Х ади с с таким дополнением передают аль-Бухари и Абу Давуд. См. ас- Са х и х а (2797).

[135] Нимас – удаление волос с кожи лица при помощи лезвия – об этом сообщается в ан-Нихайа и ряде других источников. При этом говорится о лице в общем, а не о какой-то области лица конкретно. Вместе с тем можно встретить и такое утверждение:

“Говорят, что нимас относится лишь к удалению волос бровей – с целью приподнять брови или сделать их ровными”. Как мне удалось доказать, комментируя этот х ади с в Тахридж аль-хилаль (номер 97), такое утверждение является недостоверным.

Ат-Табари утверждает: Женщине не дозволено менять что-либо в своем облике, которым наделил ее АЛЛАh, придав ей ту или иную меру красоты, ‑ ни ради супруга, ни ради кого-нибудь еще. Это относится к женщинам, имеющим брови, сросшиеся над переносицей, но пожелавшим удалить волосы между бровями; к женщинам, которые полируют лицо до блеска или, напротив, делают его матовым; к женщинам, которые имеют короткие или редкие волосы и при этом удлиняют их или придают им пышность, наставляя чужие волосы. Все это подлежит запрету и относится к действиям, которые предпринимаются с одной целью ‑ изменить творение АЛЛАhа. Исключения составляют те случаи, когда изменения в облике человека наступили вследствие полученного увечия или травмы. – Конец цитаты. – Приводится с сокращениями по аль- Фат х.

[136] То есть: преследуя лишь одну цель – казаться красивее. В данном случае имеются в виду расселины между передними зубами – резцами. Эти расселины делались специально, при помощи напильника или какого-либо другого подобного инструмента.

[137] Эти слова относятся ко всем упомянутым категориям женщин. В том же предложении названа причина, по которой все эти женщины подлежат проклятию, что, в свою очередь, свидетельствует о запрете на деяния такого рода.

Х ади с приводят аль-Бухари (10/306, 310, 311, 312), Муслим (6/166‑167), Абу Давуд (2/191), ат-Тирми з и (3/16) – он посчитал х ади с достоверным, ад-Дарими (2/279), А х мад (номер 4129), Ибн Батта в аль-Ибана (1/136/2‑137/1), Абу Йа‘ла (246/2), аль-Харави в Замм аль-калям (2/33/1) и Ибн Асакир (11/298/1‑2) – со слов Ибн Мас‘уда. В Муснад А х мад этот х ади с приводится с разными иснадами и в различных редакциях. Этот х ади с приводят также ат-Табарани (3/35‑36), Ибн Асакир и аль-Хайсам ибн Кулайб в Муснад (94/1, 98/2, 99/1). В редакции аль-Хайсама со слов Кубайса ибн Джабира сообщается следующее:

На занятиях по изучению сур из Къур`ана вместе с нами могли присутствовать и женщины. Однажды вышло так, что к Ибн Мас‘уду [домой] пришли я и еще какая-то пожилая женщина из племени бану асад – всего нас было трое. И тут Ибн Мас‘уд заметил, что лоб женщины лоснится. Он спросил ее: Ты что, обрила себе лоб? Это разозлило женщину и она ответила так: Это твоя жена бреет себе лоб! На это Ибн Мас‘уд заявил: Зайди к ней и посмотри сама! Если у нее действительно обрит лоб, то после этого она мне больше не жена. Старуха удалилась, а через некоторое время пришла и сказала: Нет, клянусь АЛЛАhом, я не заметила, чтобы она обрила себе лоб. Тогда ‘АбдуЛЛАh ибн Мас‘уд сказал: Я слышал, как Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет, говорил: ‑ и далее приводится то же высказывание Пророка, да благословит его АЛЛАh и да спасет. У этого х ади с а хороший иснад.

Из х ади с а следует, что запрет распространяется не только на выщипывание бровей, но также на удаление волос с других участков кожи лица. Кроме того, в х ади с е сообщается, что сбривание волос приравнивается к выщипыванию. На это следует обратить внимание.

Ибн Са‘д (8/86‑87) приводит рассказ о свадьбе Посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет, и Сафии. В нем Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет, обращается к Умм Сулайм с такими словами:

«Возьмите свою подругу и расчешите ей волосы». И далее по тексту приводятся слова Умм Сулайм: «И едва мы закончили делать ей нимас, как нас предупредили, что Посланник АЛЛАhа уже входит к своей невесте».

Из слов: «… и расчешите ей волосы», ‑ понятно, что речь идет о причесывании невесты. В данном случае под нимасом подразумевается расчесывание волос, поскольку всем хорошо известно, что обычно во время этой процедуры какое-то количество волос выпадает. Более того, мы не можем утверждать со всей уверенностью, что предложение, в котором встречается слово нимас, является достоверным – этот рассказ передавался по нескольким иснадам, при этом комментарии и дополнения некоторых передатчиков могли включаться в текст х ади с а и в последующем восприниматься как неотъемлемая часть сообщения. В одном из путей передачи этого рассказа фигурирует имя аль-Вакыди – известного фальсификатора х ади с ов.

[138] В книге “Хиджаб мусульманки…” (с. 53‑81) я подробно рассмотрел все эти х ади с ы. Желающие могут обратиться к этому исследованию.

[139] Этот х ади с приводят Абу Давуд, А х мад, Абд ибн Хамид в аль-Мунтахаб (92/2) и ат-Та х ави в аль-Мушкиль. Как я поясняю в той же книге (с. 80‑81), этот х ади с имеет хороший иснад.

[140] Къур`ан, 30 (“Румы”): 29.

[141] Фитра – буквально: обычай, традиция. То есть все те обычаи, которых придерживались пророки, мир им, и которые нам также велено соблюдать. – Так утверждается в ан-Нихайа.

[142] Сбривание волос при помощи бритвы, но только в определенном месте. В приведенном варианте х ади с а точно указано место, где именно следует сбривать волосы.

Мне нравится замечание Абу Бакра ибн аль-Араби (Ибн аль-Араби – с артиклем аль-, а не Ибн Араби), сделанное им по поводу данного х ади с а:

На мой взгляд, каждое из пяти правил, приведенных в этом х ади с е, обязательно для выполнения. Если бы кто-нибудь перестал выполнять эти правила, его облик перестал бы быть обликом человека, и уж подавно – обликом мусульманина ”. Я привожу это высказывание по аль- Фат х (10/279). Мне кажется, что эти слова, как нельзя более, точны ‑ к ним вряд ли можно что-то добавить.

Этот х ади с в передаче от Абу Хурайры передают аль-Бухари (10/276‑378), Муслим (1 /153), Абу Давуд (2/194), ан-Наса’и (1 /7) – вариант приводится в его изложении, а также А х мад (2 /229, 239, 283, 410, 489).

[143] Мы использовали страдательный залог глагола, хотя у большинства авторов тот же глагол в этом месте встречается в действительном залоге. Более того, в одном из вариантов х ади с а поясняется, что лицо, установившее этот промежуток времени, здесь – Пророк, да благословит его АЛЛАh и да спасет. Аш-Шаукани (1/96) полагал, что х ади с в такой передаче является ущербным, так как в иснаде к нему фигурирует имя Садафы ибн Мусы. Однако такое мнение являетя ошибочным, поскольку не учитывает того факта, что ан-Наса’и приводит тот же вариант х ади с а с достоверным иснадом без имени Садафы ибн Мусы. Вариант х ади с а без имени Садафы в иснаде приводят также Абу ‘Аббас аль-Асамм в аль- х ади с (номер 34 по моему списку) и Ибн Асакир (3/275/2).

[144] Этот х ади с приводят Муслим (1/153), Абу Авана (1/190), Абу Давуд (2/195), ан-Наса’и (1/7), ат-Тирми з и (4/7), А х мад (3/122, 203, 355), Ибн аль-А‘раби в аль-Му‘джам (41/1), Ибн Адий (201/2) и Ибн Асакир (8/142/1) – все эти авторы, за исключением Муслима и Абу Аваны, приводят также вариант х ади с а, который дается в скобках.

Примечание автора: Из х ади с а следует, что выполнять все эти установления надлежит не реже, чем раз в сорок дней. При этом у некоторых авторов, таких как, к примеру, аш-Шаукани, имеется отдельное мнение.

[145] Зачастую мужчины уходят в своих заблуждениях еще дальше – они отпускают бороду по случаю смерти близкого человека! На это можно сказать лишь одно ‑ “ Ведь не слепы взоры, а слепы сердца, которые в груди ”. – Къур`ан, 22 (“ Х адж”):45.

[146] Къур`ан, 4 (“Женщины”): 118.

[147] То есть: стригите усы очень коротко. Имеется в виду, что стричь усы следует таким образом, чтобы они не выступали за край верхней губы, при этом полное сбривание усов не допускается. Сбривание усов является нарушением Сунны – а именно тех ее достоверных норм, которые были установлены самим Посланником АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет. Поэтому когда Малика спросили: что он думает по поводу человека, сбрившего усы, ‑ он ответил: Полагаю, этот человек заслуживает наказания в один удар. О сбривании усов Малик говорил: Это новшество, которое зародилось среди людей. Это высказывание передает аль-Байhакъи (1/151). См. также Фат х аль-бари (10/285‑286). Сам Малик носил длинные усы, и когда у него поинтересовались на этот счет, он ответил так: Мне рассказывал Зайд ибн Аслям со слов Амира ибн ‘АбдуЛЛАhа ибн аз-Зубайра, что всякий раз, когда ‘Умар, да будет доволен им АЛЛАh, сердился, он наматывал ус на палец и надувался от гнева. Этот рассказ с достоверным иснадом приводится у ат-Табарани в аль-Му‘джам аль-кябир (1/4/1). Тот же ат-Табарани (1/329/2), а также Абу Зар‘а в Тарих (46/1) и аль-Байhакъи сообщают: «Пятеро ас х абов, которые начисто выметали (то есть выдергивали с корнем) себе усы, выдергивали лишь те волосы, которые заходили за край верхней губы». У этого сообщения хороший иснад. Похожее утверждение можно найти у Ибн Асакира (8/520/2).

[148] Этот х ади с со слов Ибн ‘Умара передают аль-Бухари (10/289) – х ади с приводится в его изложении, Муслим (1/153), Абу Авана (1/189) и другие авторы.

[149] Этот х ади с со слов Абу Хурайры в сочинениях Са х и х приводят Муслим и Абу Авана.

[150] Этот х ади с со слов Ибн ‘Аббаса приводят аль-Бухари (10/274), ат-Тирми з и (2/129 – по булакскому изданию) – он признал этот х ади с достоверным, аль-Багъви в х ади с Али ибн аль-Джа‘д (5/145/2), Ибн Х иббан в ас-Сикат (2/89), Абу Ну‘айм в Ахбар Исбахан (1/120), Ибн Асакир в Тахрим аль-убна (166/1), а также Абу-ль-’Аббас аль-Асамм во втором из х ади с (номер 99 по моему списку) и ад-Дуляби (1/105).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 129 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...