Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Не поселилась бы она в вашей долине. 7 страница



Дополнение в квадратных скобках и версия в концовке х ади с а приводятся у аль-Бухари и ат-Тирми з и.

[94] Этот х ади с с достоверной цепочкой рассказчиков передали Ибн Маджа (2/323) и Абу Йа’ля в своем «аль-Муснаде» (листы 31/1, 37/1 и 39/2). Дополнение приводится согласно версии Абу Йа’ли.

[95] Комментируя это предложение, Ибн Х аджар сказал: «Далее в х ади с е говорится о том, что ангелы не войдут в дом, в котором есть изображения живых созданий. Это предложение указывает на причину, по которой Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, отказался войти в дом. Однако он предворил это предложение словами: «Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки в День воскресения», дабы предостеречь людей от хранения подобных изображений. Таким образом, грозное предупреждение, высказанное в адрес изготовителя изображений, также направлено в адрес того, кто эти изображения использует, так как изображения изготавливаются в расчете на то, что кто-то будет ими пользоваться. Изготовитель изображений – виновник правонарушения, а человек, использующий эти изображения, – его непосредственный заказчик, и, следовательно, больше заслуживает угрозы в свой адрес».

[96] Этот х ади с передали аль-Бухари (9/204, 10/319‑320), Муслим (61/160), ат-Тайалиси в своем «аль-Муснаде» (1/358‑359), Абу Бакр аш-Шафи’и в «аль-Фаваид» (61/2 и 67‑68), аль-Байhакъи (7/267) и аль-Багъави (3/23/2). Аль-Багъави сказал: «Данный х ади с указывает на то, что человеку, приглашенному к трапезе, не следует отвечать на приглашение, если во время застолья совершаются греховные поступки, и люди предаются запретным утехам. Исключение составляют лишь лица, из-за авторитета которых в их присутствии не будут совершаться подобные поступки, или по прибытии или указании которых они будут прекращены».

На первый взгляд, этот х ади с противоречит х ади с у, переданному также со слов ‘Аиши, который приводится ниже в разделе № 38. В нем говорится о том, что посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, использовал занавес, украшенный изображениями живых существ, после того как он был разрезан, и из получившихся кусков были сшиты две подушки. Х ади с, приведенный только что выше, напротив указывает на то, что посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, осудил появление подобной подушки у него дома. Ибн Х аджар «аль-Фат х» (10/320) приводит высказывания ряда ученых, пытавшихся согласовать оба этих х ади с а. Он также приводит свое мнение, которое заключается в том, что когда ‘Аиша резала занавес, разрез прошел через изображение, и оно потеряло форму, и поэтому ею стали пользоваться. Ибн Х аджар сказал: «Подобное согласование подтверждается х ади с ом из предыдущей главы о необходимости уничтожения изображений живых существ, а также х ади с ом, переданным со слов Абу Хурейры, который приводится далее. А лучше всего об этом известно АЛЛАhу».

Такое согласование является единственно возможным. Этот вывод следует из дополнения в конце рассматриваемого х ади с а. В нем недвусмысленно сообщается о том, что использовать подушку, украшенную изображениями живых созданий, запрещено, даже если ею пренебрегают. Использовать одежду или предмет, на которых нарисованы изображения живых существ, можно только лишь в том случае, если изменение находящихся на них изображений может повлечь за собой их порчу. В этом случае разрешается использовать данный предмет ради сохранения имущества.

[97] Этот х ади с со слов ‘Умара передали А х мад и ат-Тирми з и. Аль- Х аким посчитал этот х ади с хорошим. Этот же х ади с, переданный со слов Джабира, аль- Х аким посчитал достоверным, и с ним согласился аз-Заhаби. Ат-Табарани передал этот х ади с со слов Ибн ‘Аббаса. Пути передачи данного х ади с а подробно проанализированы в «аль-Ирва» (1949).

[98] Это предание с достоверной цепочкой рассказчиков передал аль-Байhакъи (7/268).

Следует подчеркнуть, что высказывание ‘Умара является ясным доказательством в пользу того, что глубоко заблуждаются некоторые шейхи, которые входят в церкви, полные изображений и изваяний, удовлетворяя тем самым просьбу некоторых высокопоставленных и прочих лиц. И если бы все дело ограничивалось только этим! К глубокому сожалению, в церквях они слушают слова неверия и заблуждения, которые срываются с уст некоторых ораторов, среди которых иногда бывают и мусульмане, а в ответ молчат, не издавая ни звука, и не разъясняют положения шариата относительно подобных речей, хотя сами знают об этом. К подобным высказываниям некоторых ораторов можно отнести, например, слова: «Нет никакой разницы между мусульманином и христианином!» «Религия – для АЛЛАhа, а Родина – для всех!» Некоторые из них называют мучениками погибших немусульман, хотя им известно, что даже мусульманина можно назвать мучеником лишь при соблюдении определенных условий. Можно привести примеры целого ряда других действий, противоречащих шариату. Воистину, мы принадлежим АЛЛАhу, и к Нему мы вернемся!

[99] Это предание также передал аль-Байhакъи с достоверной цепочкой рассказчиков, как это отметил Ибн Х аджар в «аль-Фат х» (9/204). Абу Бакр аль-Марвази привел это предание в сносках в «Китаб аль-Вара» (20/1).

[100] Это высказывание аль-Аузаи с достоверной цепочкой рассказчиков передал Абу аль- Х асан аль-Харби в книге «аль-Фава’ид аль-Мунтакат» (4/3/1).

[101] Этот х ади с передали Ибн Аби Шейба (12/158/1‑2), Муслим (6/122), Абу Давуд (2/135), ан-Насаи в «аль-Валима» (66/3), ат-Тирми з и (4/281), признавший этот х ади с достоверным, аль-Байhакъи (7/274), А х мад (4/187‑188, 188 и 190), в изложении которого приводится данный х ади с, Ибн ас-Сунни (№ 470), ат-Табарани (1/116/1) и, со слов ат-Табарани, Ибн Асакир (8/171, 2/9, 3/1‑2).

[102] Этот х ади с передали Муслим (6/128‑129), А х мад (6/2, 3, 4‑5), х ади с приводится согласно его версии, и Ибн Са’д (1/183‑184). Часть этого х ади с а передал также ат-Тирми з и (3/394) и признал ее достоверной, а также аль-Харби в «аль-Гъариб» (5/189/1).

[103] Этот х ади с с достоверной цепочкой рассказчиков передали А х мад (3/138), Абу ‘Али ас-Саффар в «аль- х ади с» (11/1), ат-Та х ави в «аль-Мушкиль» (1/498‑499), два дополнения к х ади с у приведены согласно его версии, аль-Байhакъи (7/287) и Ибн Асакир (7/59‑60). Абу Давуд (2/150) и Ибн ас-Сунни (№ 476) приводят из этого рассказа лишь слова молитвы. Аль-’Иракъи в «ат-Тахридж» (2/12), Ибн аль-Муляккин в «аль-Хуляса» и еще до них ‘Абдуль Х АККЪ в «аль-А х кам» (194/2) признали этот х ади с достоверным. У аль-’Иракъи и Ибн аль-Муляккина предложение: «Да разговеются…» находится в начале молитвы. В таком же виде х ади с передали Ибн Маджа (1/531), ат-Табарани (69/204/2), аль-Хатыб в «аль-Муваддах» (2/72) со слов Мус’аба ибн Сабита, передавшего его со слов ‘АбдуЛЛАhа ибн аз-Зубейра: «Как-то раз посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, совершил разговение у Са’да ибн Муаза и сказал: «Да будут разговляться у вас постящиеся, да будут вкушать вашу еду люди благочестивые, и да будут молиться за вас ангелы!» Однако вышеупомянутый Мус’аб является слабым рассказчиком, что отметил аль-Бусайри в «аз-Заваид».

Замечание. Аз-Заhаби в «аль-Улювв» (с. 63, издательство «аль-Ансар») сообщает, что этот х ади с приводится в одноименных сочинениях «ас-Са х и х» аль-Бухари и Муслима со следующим дополнением: «…и да помянет вас АЛЛАh среди тех, кто рядом с Ним!». Однако это утверждение ошибочно. Во-первых, это сообщение не приводится ни в «ас-Са х и х» аль-Бухари, ни в «ас-Са х и х» Муслима, а во-вторых, данный х ади с не имеет такого дополнения ни в одном из известных мне путей передачи данного х ади с а.

Необходимо принять во внимание то, что данная молитва не относится только к постящему, совершившему разговение, а имеет общий смысл. Слова: «Да будут разговляться у вас постящиеся!» не являются нарративом, а представляют собой молитву за человека, организовавшего угощенье, с пожеланием, чтобы постящиеся разговлялись за его столом, и чтобы хозяин дома получил награду за их разговение. Это предложение сродни двум другим: «Да будут вкушать вашу еду люди благочестивые, да будут молиться за вас ангелы!» Совершенно очевидно, что все эти слова следует понимать не иначе, как молитву. В данном х ади с е ничего не говорится о том, что на момент описанных в нем событий посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, соблюдал пост. Поэтому нельзя относить этот х ади с сугубо к постящимся. В х ади с е, переданном со слов Ибн аз-Зубейра, сказано: «Как-то раз посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, совершил разговение…». Однако этот х ади с не может служить контраргументом, поскольку, как говорилось выше, его цепочка рассказчиков до Ибн аз-Зубейра слабая. Подобный х ади с со слов Йахйи ибн Аби Ка с ира, передавшего его со слов Анаса, приводят также Ибн Аби Шейба (2/181/2), А х мад, ан-Насаи в «Китаб аль-Валима» (66/2), Ибн аль-А’раби в «аль-Му’джам» (39/3) и Абу Нуэйм (3/72). Ан-Насаи сказал: «Йа х йа ибн Аби Ка с ир не слышал этих слов от Анаса». Затем он, а также Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (221/2) передали этот х ади с со слов Йахйи ибн Аби Ка с ира по другим путям передачи. В них Йа х йа утверждает: «Я рассказал со слов Анаса...». Таким образом, цепочка рассказчиков данного х ади с а является оборванной.

Существует еще один путь передачи х ади с а Анаса, который привел Абу Нуэйм в «Ахбар Асбахан» (2/280) со слов Абд аль-Хакама ибн Зийада, передавшего его со слов Анаса, рассказавшего его со слов Пророка, мир ему и благословение АЛЛАhа. В конце этого х ади с а идут слова: «О Господи! Пошли Свое благословение на семейство Са’да ибн Убады!» Однако цепочка рассказчиков этого х ади с а слабая, так как в ней присутствует неизвестный рассказчик, а также Иса ибн Шуэйб, выдумывавший х ади с ы. О самом же Абд аль-Хакаме ибн Зийаде я не нашел каких-либо сведений.

[104] Этот х ади с передал аль-Бухари (9/423), согласно версии которого он приведен, а также Муслим (4/176), которому принадлежит дополнение в квадратных скобках. На эту тему существует также х ади с, переданный со слов Анаса, приведенный нами в 25-ом разделе.

[105] В версии данного х ади с а, приведенной А х мадом, сказано: «В честь бракосочетания обязательно следует устроить пир». Эта версия х ади с а была приведена полностью в 24-ом разделе данной книги.

[106] Са – мера сыпучих тел. 1 са равен 2040 граммам. (Прим. переводчика).

[107] Этот х ади с с хорошей цепочкой рассказчиков передали Ибн Са’д (8/20‑21), ат-Табарани в «аль-Кабир» (1/112/1) и Ибн Асакир (12/88/2). Об этом х ади с е мы говорили выше в разделе № 24.

[108] Этот х ади с передали аль-Бухари (9/182), Муслим (4/141) и аль-Байhакъи (7/149).

[109] Такое благопожелание произносили во времена невежества. С появлением Ислама на эти слова был наложен запрет. Об этом сообщил Ибн Х аджар в «аль-Фат х» (9/182). Затем он привел х ади с ы, свидетельствующие о запрете на подобное благопожелание. Одним из этих х ади с ов является х ади с, переданный со слов аль- Х асана, который приводится далее.

[110] Этот х ади с передали Саид ибн Мансур в «ас-Сунан» (522), Абу Давуд (1/332), ат-Тирми з и (2/171), Абу ‘Али ат-Туси в «аль-Мухтасар» (1/110), ад-Дарими (2/134), Ибн Маджа (1/289), А х мад (2/38), Ибн ас-Саммак в «аль- Х ади с» (2/101/2), аль- Х аким (2/183), аль-Байhакъи (7/148) и аль-Хаттаби в «Гъариб аль- х ади с» (60/1‑2). Ат-Тирми з и и ат-Туси признали этот х ади с достоверным, а аль- Х аким сказал: «Он достоверен в соответствии с требованиями Муслима». С ним согласился аз-Заhаби, и оба они оказались правы. Выдающийся знаток х ади с ов ‘Абдуль Х АККЪ аль-Азди также указал на достоверность этого х ади с а в «аль-А х кям аль-Кубра» (142/2). Другую версию данного х ади с а передал А х мад.

[111] Этот рассказ передали Ибн Аби Шейба (7/52/2), ‘Абдур-РОЗЗАКЪ в «аль-Мусаннаф» (6/189/10457), ан-Насаи (2/91), Ибн Маджа (1/589), ад-Дарими (2/134), Ибн Аби Асым в «аль-А х ад» (лист 37/2) и Абу Бакр аш-Шафи’и в «аль-Фаваид» (73/250/1) со слов Абу Бакра ан-Нарси, Ибн ас-Сунни (№ 596), Ибн аль-А’раби в «аль-Му’джам» (2/27), аль-Байhакъи (7/148), А х мад (№ 739, 3/451) и Ибн Асакира (11/363/1). Дополнение, приведенное в квадратных скобках, передали ад-Дарими, Ибн ас-Сунни и аль-Байhакъи. Ибн Х аджар сказал: «Рассказчики этого х ади с а заслуживают доверия. Однако, насколько нам известно, аль- Х асан не слышал х ади с ы со слов Акиля». Некоторые современные специалисты возражают ему, говоря о том, что подобное утверждение совершенно безосновательно, так как аль- Х асан передавал слова, услышанные от сподвижников более старших, чем Акиль».

Тем не менее, аль- Х асан – имеется в виду аль- Х асан аль-Басри – известен тем, что передавал х ади с ы от лиц, от которых он их лично не слышал. И в данном случае он не сообщает, слышал ли он этот х ади с непосредственно со слов Акиля или нет. Таким образом, цепочку рассказчиков этого х ади с а следовало бы считать оборванной. Однако этот же х ади с со слов Акиля, но уже по другому пути передачи, приводит А х мад. Следовательно, данный х ади с может считаться сильным по совокупности двух путей передачи. А лучше всех об этом известно АЛЛАhу!

Позже я обнаружил третий путь передачи этого х ади с а в «аль-Муваддах» аль-Хатыба аль-Багъдади (2/255), а также у Ибн Асакира.

[112] Одежда женщины должна отвечать восьми требованиям:

1) одежда должна покрывать все тело женщины, кроме лица и кистей рук;

2) она сама по себе не должна являться украшением;

3) она должна быть плотной и не должна просвечиваться;

4) она не должна быть стеснительной и обнаруживать контуры фигуры;

5) она не должна быть умащена благовониями;

6) она не должна походить на мужскую одежду;

7) она не должна походить на одежду немусульманок;

8) она не должна выделять женщину среди окружающих.

Я написал книгу, в которой подробно обосновал истинность всех вышеперечисленных условий на основании доказательств, взятых из Къур`ана и Сунны. Данная книга была опубликована издательством «аль-Матба’а ас-Салафиййа» в Каире в 1374 году hиджры (1954-55 гг.) под названием «Х иджаб аль-Мар’а аль-Муслима филь-Китаб ва-с-Сунна» («Покрывало мусульманки в Къур`ане и Сунне»). Позднее издательством «аль-Мактаб аль-Ислями» было выпущено несколько изданий данной книги. В конце концов, я передал право на издание этой книги издательству «аль-Мактаба аль-Ислямиййа» в Аммане. Желающий ознакомиться с доказательствами может обратиться к данной книге.

[113] Этот х ади с передали аль-Бухари в «ас-Са х и х» (9/200, 205, 206) и в «аль-Адаб аль-Муфрад» (№ 746), Муслим (6/103), Абу Авана в «ас-Са х и х» (8/131/1‑2), Ибн Маджа (590‑591), аль-Багъави в «Х ади с ‘Али ибн аль-Джа’д» (12/134/2-135/2), ар-Руйани в «аль-Муснад» (28/189/1‑190/1), ат-Табарани в «аль-Аусат» (1/132/1) и аль-Багъави в «Шар х ас-Сунна» (3/197/1). Ибн Х аджар сказал: «Данный х ади с свидетельствует о том, что во время застолья женщине дозволено обслуживать супруга и его гостей. Однако, не секрет, что это допустимо лишь в том случае, если нет опасности соблазна, и женщина соблюдает требования, предъявляемые шариатом к женской одежде. Данный рассказ свидетельствует также о том, что супругу разрешено воспользоваться услугами жены во время проведения застолья, а участники трапезы могут употреблять напитки, не оказывающие опьяняющего воздействия. В х ади с е также указывается на то, что во время застолья разрешается отдавать предпочтение старейшине общины, даруя ему что-либо, помимо остальных гостей».

Возражения по поводу сделанных выводов в связи с тем, что описанные события якобы имели место до того, как было ниспослано веление о ношении х иджаба, не имеют под собой никаких оснований. В х ади с е нет ни малейшего намека на то, что женщина в данном случае не носила покрывала, чтобы это действительно могло бы стать основанием для подобных претензий. Даже сегодня мы видим, как в деревнях крестьянки, облаченные в покрывала, прекрасно ухаживают за гостями, соблюдая при этом требования к одежде и правила приличия. Следует признать, что установления этого х ади с а остаются в силе, так как не существует х ади с а, отменяющего их. На то, что данный х ади с не является отмененным, указал аль-Бухари, озаглавив в честь него несколько глав своего сборника «ас-Са х и х», в которых он привел данный х ади с. Одну из них он озаглавил словами “ Глава о том, как женщина появляется перед мужчинами на свадьбе и самостоятельно ухаживает за ними». При этом следует не забывать о необходимости соблюдения всех требований, предъявляемых к женской одежде, упомянутых нами выше. Сегодня во многих городах подобное разрешение ухаживать за гостями имеет скорее теоретическое, а не практическое значение, так как большинство женщин не в полной мере соблюдают требования шириата, в том, что касается одежды и правила приличия.

[114] Этот х ади с передали аль-Бухари (2/352, 9/166‑167), аль-Байhакъи (7/288‑289), А х мад (6/359‑360), аль-Махамили в «Салят аль-Идейн» (№ 139) и другие авторы.

[115] Этот х ади с передали аль-Бухари (9/184‑185), аль- Х аким (2/184), а с его слов х ади с передал аль-Байhакъи (7/288).

[116] Этот х ади с передал ат-Табарани в «аз-Заваид» (1/167/1). Ибн Х аджар привел данный х ади с в «аль-Фат х», но ничего не сказал о степени его достоверности, тогда как этот х ади с является слабым. Позднее я обнаружил другой путь передачи данного х ади с а со слов ‘Аиши, который подкрепляет первый, как я пояснил в «аль-Ирва» (1995). Х ади с на эту тему приводится также в «аль-Муснад» (6/269) со слов ‘Аиши. Все рассказчики этого х ади с а заслуживают доверия, за исключением Ис х акъа ибн Сахля ибн Аби Хасмы. Аз-Заhаби упомянул его имя в «аль-Джарх», но не сообщил об этом рассказчике никаких сведений.

[117] Этот х ади с передали ат-Табарани в «ас-Сагъир» (стр. 69, х ади с №830 согласно моей нумерации), аль- Х аким (2/184‑185), и аль-Байhакъи (7/289). Аль- Х аким сказал: «Этот х ади с достоверный и соответствует требованиям Муслима», и с ним согласился аз-Заhаби. Ибн Х аджар сообщил в «аль-Фат х» (9/167) о том, что этот х ади с был приведен ат-Табарани в «аль-Аусат» с хорошей цепочкой рассказчиков.

[118] Этот х ади с передали аль- Х аким, аль-Байhакъи, ан-Насаи (2/93) и ат-Тайалиси (№ 1221). Х ади с и его другая версия приводятся в изложении аль-Байhакъи.

[119] Этот х ади с передали ан-Насаи (2/91), ат-Тирми з и (2/170), признавший его хорошим, Ибн Маджа, аль- Х аким, в изложении которого он приводится, аль-Байhакъи (7/289), А х мад (3/418) и Абу ‘Али ат-Туси в «Мухтасар аль-А х кам» (1/109‑110). Аль- Х аким сказал: «Цепочка рассказчиков данного х ади с а достоверна», и с ним согласился аз-Заhаби. Я же считаю, что цепочка рассказчиков данного х ади с а хорошая, что я и разъяснил в «аль-Ирва» (1994).

[120] Этот х ади с в форме передали Ибн Х иббан (1285), ат-Табарани (69/1/1) в «аль-Аусат» (1/167/2, в дополнениях), аль-Мухлис в «аль-Мунтака мин аль- х ади с» (12/64/2) и ад-Дыйа аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» (150/1) со слов ‘АбдуЛЛАhа ибн аль-Асвада, передавшего его со слов Амира ибн ‘АбдуЛЛАhа ибн аз-Зубайра, передавшего его со слов своего отца, который рассказал его со слов Пророка, мир ему и благословение АЛЛАhа. Цепочка рассказчиков этого х ади с а хорошая, а все его рассказчики известны и надежны, за исключением Ибн аль-Асвада. Абу Хатим назвал Ибн аль-Асвада шейхом, а Ибн Х иббан упомянул его в своей книге «ас-Сикат» (2/145), в которой перечислены имена заслуживающих доверия рассказчиков. Аль- Х аким признал этот х ади с достоверным. Такого же мнения придерживался Ибн Дакик аль-Ид, когда привел этот х ади с в книге «аль-Ильмам би-А х ади с аль-А х кам» (122/1), так как в предисловии к своему сочинению он указал на то, что собрал в нем лишь достоверные х ади с ы.

[121] Этот х ади с передали аль-Бухари (10/317‑318), Муслим (6/158‑160), согласно версии которого приведен данный х ади с, аль-Байhакъи (7/269), аль-Багъави в «Шар х ас-Сунна» (3/217/1), ас-Сакафи в «ас-Сакафиййат» (№ 11), ‘Абдур-РОЗЗАКЪ в «аль-Джами» (том 2, № 64 в имеющемся у меня экземпляре) и А х мад (6/229, 281). Последнее дополнение приводится согласно версии А х мада, и цепочка его рассказчиков соответствует требованиям Муслима.

Из этого х ади с а можно сделать два вывода.

Первый вывод: запрещается развешивать изображения живых существ, а также любые предметы, несущие на себе подобные изображения.

Второй вывод: этот запрет распространяется на любые изображения – как на объемные, так и на плоские. Иными словами, не важно, отбрасывает изображение тень или нет. Именно так полагает большинство ученых. Ан-Навави сказал:

«Некоторые из праведных предшественников придерживались того мнения, что запрещенным считается лишь то изображение, которое способно отбросить тень, а все то, что не отбрасывает тень, может использоваться без каких-либо ограничений. Такая точка зрения неверна. Ведь на занавеске, против которой возразил Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, имелось изображение, не отбрасывавшее тень. Тем не менее, он приказал ее снять».

Анализируя этот х ади с, переданный со слов ‘Аиши, один современный автор в своем исследовании утверждает следующее: «Данное изображение вступало в противоречие с реальностью и передавало то, чего не может быть на самом деле, то есть лошадей с крыльями. Это и послужило основанием для того, чтобы посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, признал этот рисунок недозволенным».

Однакотакое мнение является ошибочным по следующим причинам:

Во-первых: в х ади с е нет ни малейшего намека на то, что изображение было признано недозволенным из-за того, что оно вступало в противоречие с реальностью! Напротив, из него следует, что причина крылась в другом. Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, указал на эту причину, сказав: «Воистину, ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ». Таким образом, посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, обобщил все изображения живых существ и не ограничил их каким-либо определенным видом. Он приказал снять занавесь, дабы устранить препятствие, которое мешало ангелам войти в дом, и это абсолютно ясно из данного х ади с а.

Во-вторых: если бы занавесь была признана недозволенной по причине, на которую указывает уважаемый автор, то посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, не позволил бы ‘Аише иметь среди множества игрушек крылатого коня, о чем говорится в другом х ади с е, приведенном нами в 40-ом разделе под номером 5.

Таким образом, слова уважаемого автора не выдерживают никакой критики, а данный х ади с остается в силе, поскольку не существует противоречащего ему х ади с а.

Что же касается х ади с а, переданного со слов Абу Таль х и: «Ангелы не входят в дом, если в нем есть изображения живых существ, за исключением узоров на одежде», то здесь имеются в виду изображения, которые не вешаются на стены и к которым относятся пренебрежительно, без почтения, на что указывает приведенный нами х ади с ‘Аиши. Из х ади с а ‘Аиши ясно, что ангелы не входят в дом до тех пор, пока в нем находятся развешанные изображения живых существ. Совсем иная ситуация возникает тогда, когда к изображению относятся пренебрежительно. Об этом свидетельствуют слова ‘Аиши: «Я видела, как посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение». В данном случае речь идет об изображении, которое не мешает ангелам войти в помещение. Таким образом, х ади с ‘Аиши конкретизирует х ади с Абу Таль х и. Поэтому нельзя абсолютизировать х ади с Абу Таль х и, как это сделал уважаемый автор.

К тому же уважаемый автор совершил еще одну ошибку, полагая, что х ади с Абу Таль х и указывает на разрешенность рисования изображений живых существ на одежде и, следовательно, может быть основанием для того, чтобы признать дозволенным рисование подобных изображений на бумаге! Однако, это является глубоким заблуждением. х ади с Абу Таль х и разрешает всего лишь использовать подобную одежду при соблюдении вышеупомянутых нами условий. Что же касается дозволенности или недозволенности рисования самого изображения, то об этом ничего не говорится в х ади с е Абу Таль х и. Однако этот вопрос сполна раскрывает х ади с ‘Аиши, который ясно указывает на запрет рисования любых изображений на одежде: «Поистине, обладатели этих изображений будут испытывать муки». Таким образом, нельзя пренебрегать установлением х ади с а ‘Аиши в пользу х ади с а Абу Таль х и, который не вмещает в себя ответ на этот вопрос. Этот факт очевиден для каждого беспристрастно мыслящего человека, если на то будет воля АЛЛАhа.

Из сказанного выше следует, что мусульманину, знающему суть установлений шариата по данному вопросу, не следует приобретать одежду, несущую на себе изображения живых существ, даже в целях пренебрежительного использования, поскольку он тем самым стимулирует производителей одежды на создание подобных изображений. Однако человеку, который приобрел такую ткань, не зная об этом запрете, дозволено пренебрежительно использовать ее, на что указывает вышеприведенный х ади с ‘Аиши. И да посодействует нам АЛЛАh в наших делах!

Возможно, разрез прошел посередине изображения, о котором идет речь в конце данного х ади с а: «Я видела, как посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, сидел, опершись на одну из этих подушек, на которой было изображение». Таким образом, первоначальный вид изображения был изменен до неузнаваемости. Именно на этом постороил свои доводы Ибн Х аджар, проводя согласование между собой этих двух х ади с ов с х ади с ом о подушке, приведенном выше в разделе № 33.

Позднее я обнаружил х ади с, переданный со слов Абу Хурейры, который будет приведен далее. В нем рассказывается о том, Джибриль сказал Пророку, мир ему и благословение АЛЛАhа: «В этом доме на стенах есть занавеси с изображениями живых существ. Так обезглавьте же их и сделайте из этих занавесей подстилки или подушки и ступайте по ним! Ведь, поистине, мы не входим в дом, в котором есть изображения живых существ». Все рассказчики данного х ади с а являются рассказчиками аль-Бухари в его сборнике «ас-Са х и х», что я и пояснил в книге «Сильсилят аль-А х ади с ас-Са х и х а».

[122] Этот х ади с передали аль-Бухари (2/11 и 4/105) и Абу Бакр аш-Шафи’и в «аль-Фаваид» (6/68), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках. Цепочка рассказчиков данного х ади с а достоверна.

Схожий по смыслу х ади с приводят аль-Бухари и Муслим, а также другие авторы. Мы подробно рассмотрели пути передачи данного х ади с а, анализируя х ади с ы, вошедшие в книгу профессора Йусуфа аль-Карадави «аль- Х аляль ва-ль- Х арам» (№ 121). Этот х ади с уже был приведен нами выше в 33-ем разделе.

В данном х ади с е совершенно определенно указано на то, что изображение живых существ, выставленное напоказ, мешает ангелам войти в дом даже в том случае, если с предметом, несущим на себе подобное изображение, обращаются пренебрежительно. Ведь посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, не вошел в дом до тех пор, пока подушку не вынесли прочь, и сказал применительно к ней: «… ангелы не входят в дом, в котором есть изображения живых существ ».

[123] Данный х ади с совершенно ясно укзывает на то, что изменения в предмете, благодаря которым егоразрешается использовать, должны касаться внешнего вида предмета и происходить до такой степени, чтобы он приобрел совсем иную форму. Некоторые ученые сформулировали подобные изменения следующим образом: «Если в результате проделанных изменений изображенный объект представляется нежизнеспособным, предмет может использоваться в дальнейшем».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...