Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Не поселилась бы она в вашей долине. 3 страница



В этой связи мне бы хотелось сказать следующее: одной лишь ссылки на тот факт, что данное сообщение приводится в Са х и х аль-Бухари, недостаточно. Специалистам хорошо известно, что ссылка на аль-Бухари имеет силу аргумента лишь в том случае, если сообщение, приводимое в его сочинении Са х и х, снабжено иснадом. Как раз иснада то и не хватает нашему сообщению ‑ аль-Бухари приводит его в форме му'алляк [180], то есть без подтвержденного иснада!

Аль- Х афи з в аль-Фат х (10/271) замечает, что такое же сообщение в форме маусуль приводится у Ибн Са‘да в ат-Табакат – Ибн Са‘д (8/48) рассказывает: «Нам сообщил ‘АбдуЛЛАh ибн Масляма ибн Ка‘наб: нам сообщил ‘Абдуль-’АЗИЗ ибн Му х аммад со слов Амра ибн Абу Амра, который сказал: однажды я задал аль-Касиму ибн Му х аммаду такой вопрос: Некоторые люди полагают, что Посланник АЛЛАhа, да будет доволен им АЛЛАh, ввел запрет на две вещи – окрашенное шафраном и золото. На это аль-Касим ответил: Ей-Богу врут. Я видел, как на ‘Аише было надето нечто, окрашенное шафраном, кроме того она носила золотые перстни». Сам Ибн Са‘д не дает оценки иснаду сообщения, однако на мой взгляд он может считаться хорошим.

Это же сообщение передавалось помимо ‘Абдуль-’АЗИЗа ‑ в таких словах: «… на ‘Аише было надето две вещи – нечто позолоченное и окрашенное шафраном [181]». В такой редакции сообщение также приводится у Ибн Са‘да и имеет следующий иснад: «Нам сообщил его Абу Бакр ибн ‘АбдуЛЛАh ибн Абу Уваййис со слов Суляймана ибн Биляля со слов Амра». Этот иснад следует признать более надежным, так как известно, что упомянутый в нем Суляйман передавал сообщения более точно, чем ‘Абдуль-’АЗИЗ.

Наши соображения по поводу сообщения с золотым перстнем мы приведем ниже – забегая наперед, лишь скажем: оно может считаться достоверным. А пока заметим: в том случае, если бы вариант с перстнем был признан недостоверным, данное сообщение вообще не могло бы быть использовано в качестве аргумента, поскольку во втором варианте текста – а он более надежен – перстень из золота не упоминается вовсе. То же можно сказать в связи с другим сообщением об ‘Аише, также переданном через аль-Касима, ‑ в сообщении утверждается: ‘Аиша украшала своих племянниц золотом, после чего так и не внесла закят. А х мад передает это сообщение с надежным иснадом в Маса’иль ‘АбдуЛЛАhа ибн А х мада (с. 145). Золото, о котором в нем идет речь, ‑ «разрубленное», то есть дозволенное.

Затем наш исследователь замечает:

«Трудно себе представить, чтобы ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАh, надевала золотые украшения в форме кольца, а Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, каждый день видя супругу дома, не запретил бы ей это».

Это явное заблуждение – надеюсь, непреднамеренное. Ведь в рассматриваемом сообщении нет ни малейшего намека на то, что ‘Аиша надела золото с ведома Посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет. В сообщении лишь говорится, как аль-Касим ибн Му х аммад видел, что на ‘Аише было надето золото, а поскольку аль-Касим не застал Посланника АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, при жизни, это может означать лишь одно ‑ ‘Аиша носила золото уже после кончины Пророка, да благословит его АЛЛАh и да спасет.

В продолжение своей мысли наш исследователь пишет:

«Или Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, запретил золото, но не уведомил об этом ‘Аишу?! Это и вовсе невероятно».

Невероятность факта, о котором говорит исследователь, ‑ результат гипотетического предположения, поэтому мы не можем воспринимать это всерьез. И все же заметим, что реалии свидетельствуют о противоположном. Нам известно достаточно случаев, когда ближайшие ас х абы Посланника АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, совершали поступки, идущие в разрез с его установлениями. И если бы сообщения с их слов не имели надежные иснады, возможно, мы бы утверждали то же ‑ это невозможно. Мы можем привести достаточно примеров в подтверждение своих слов, но ограничимся лишь двумя.

1 – Как утверждает А х мад в Маса’иль (185), ‘Аиша полагала, что женщин в период месячных следует считать чистыми. Малик в аль-Муватта’ (2/96) приводит со слов ‘Аиши следующее высказывание c абсолютно надежным иснадом: «Знаете ли вы, каковы женщины в период регулы (кур’)? Они чистые».

Подобное сообщение приводится в Маса’иль аль-имам А х мад его сыном – ‘АбдуЛЛАhом ибн А х мадом (с. 331).

Здесь следует отметить, что в Сунне арабское слово кур’ всегда используется в значении «регулы». В том же значении его используют и х анафиты, числу которых принадлежит наш оппонент. Осмелится ли уважаемый автор противоречить собственному мазhабу в вопросе о месячных, х анафитская трактовка которого полностью совпадает с установлениями Сунны, лишь из-за того что ‘Аиша однажды утверждала противоположное? Или он воспользуется этим высказыванием ‘Аиши и отменит достоверные установления Сунны, ‑ то есть сделает точно так же, как он поступил в вопросе о ношении золота?!

2 – ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАh, рассказывала: “Как-то раз Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, вошел ко мне и заметил, что у меня на руках массивные перстни из серебра. Он спросил: ‘Аиша, что я вижу? Я ответила: О, Посланник АЛЛАhа! Я надела их, для того чтобы понравиться тебе. Тогда он спросил: А ты внесла с них закят? Я ответила: Нет. А разве так угодно АЛЛАhу? На это он сказал: Этого достаточно, чтобы уберечь себя от Огня”.

Этот х ади с приводит Абу Давуд (1/244), а также другие авторы. Как утверждает аль- Х афи з в ат-Тальхыс (6/19), иснад этого х ади с а можно признать условно надежным. Му х аммад ибн Ата’, имя которого фигурирует в иснаде к сообщению, ‑ надежный передатчик х ади с ов ‑ на него не раз ссылаются в обоих Са х и х ах, а также в ат-Таргъиб. Ибн аль-Джаузи в ат-Та х къикъ (1/198 /1) полагал, что в данном случае имелся в виду другой передатчик, имя которого самому Ибн аль-Джаузи было неизвестно. В результате ‑ Ибн аль-Джаузи признал х ади с слабым и не принимал его во внимание.

В данном х ади с е совершенно недвусмысленно говорится о необходимости вносить закят с украшений. Это сообщение является центральным доказательством в рассуждениях тех авторов, которые выступают в пользу такого установления, ‑ в том числе х анафитов.

В то же время Малик (1/245) со слов аль-Касима ибн Му х аммада (он передавал сообщение об ‘Аише в перстнях из золота!), рассказывавшего со слов самой ‘Аиши, приводит нам такое сообщение: как-то раз ‘Аиша принимала своих племянниц-сирот, и в ее комнате для них были приготовлены украшения. ‘Аиша не вносила закят с этих украшений.

Иснад этого сообщения абсолютно надежен. Похожее сообщение приводилось выше в передаче А х мада.

Таким образом, поступок ‘Аиши, да будет доволен ею АЛЛАh, вступает в противоречие с х ади с ом, переданным с ее же слов[182]. И если некоторые действия ‘Аиши противоречат х ади с ам в ее же собственной передаче, не стоит удивляться тому, что они могут противоречить х ади с ам, передававшимся помимо нее ‑ со слов других передатчиков. Такова ‘Аиша – не нам ее судить.

Вот такая неувязка ‑ что скажет об этом наш исследователь? Неужели он станет оспаривать достоверность х ади с а и установления собственного мазhаба, лишь потому что ‘Аиша однажды поступила неправильно? А может быть он сделает, как следует, ‑ предпочтет х ади с и оспорит поступок ‘Аиши, реабилитировав ее под каким-нибудь благовидным предлогом?

Во всяком случае, каждому разумному человеку понятно: все, что «трудно представить» нашему исследователю, все, что казалось ему «вовсе невероятным», мы подтвердили, полагаясь на надежные иснады. Всегда следует помнить одно: каким бы достойным, умным и благочестивым ни был человек, каким бы непогрешимым он не казался, мусульманин не может руководствоваться его словами, если они вступают в противоречие с достоверными установлениями Посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет. Это одна из причин, которая побуждает нас и далее следовать своим курсом – твердо придерживаться Писания и Сунны и полагаться лишь на Писание и Сунну. Мы не изменили своему принципу и в этом вопросе. Обращаюсь к Всевышнему: пусть Он сделает так, чтобы все мусульмане в своих делах пребывали под водительством достоверных слов Его Посланника, да благословит его АЛЛАh и да спасет.

Невыполнение установлений х ади с ов на том основании, что случай, когда кто-либо поступал бы в соответствии с ними, доподлинно неизвестен. Наше опровержение.

7. Среди тех, кто чтит Сунну, действует в соответствии с ее предписаниями и призывает к тому же других, случаются мусульмане, которые не выполняют установления данных х ади с ов, ссылаясь на то, что им не известен случай, когда человек из числа наших праведных предшественников подтверждал бы правильность этих установлений словом или делом. Да будет известно нашим любезным братьям, что такой способ аргументации действительно возможен, однако он приемлем лишь в строго определенных случаях ‑ когда методом принятия юридического решения является истинбат [183] и иджтиhад [184]. У такого подхода есть свой резон – ведь в противном случае у рядового мусульманина всегда будут возникать основания для опасений, что истинбат по какому-то вопросу ошибочен. Опасения бывают оправданы особенно тогда, когда ученый, применявший истинбат, принадлежит числу поздних деятелей и выносит решение по вопросу, в отношении которого никто из мусульман до него не высказывался. Бывает, что содержание правовой нормы он определяет, исходя из практической выгоды, без предварительного согласования принимаемого решения с буквой и духом юридических источников. В результате, к примеру, некоторые ученые считают дозволенным ростовщичество, называя его «потребительским процентом», разрешают проведение разного рода благотворительных лотерей и т. п.! Вопрос, который мы здесь рассматриваем, другого рода ‑ относительно предмета нашего исследования существует целый ряд авторитетных текстов, содержание которых совершенно ясно и однозначно, и эти тексты, как было доказано выше, никто не в праве отменить. В нашем случае мы не можем игнорировать эти тексты лишь на том основании, что не знаем, высказывался ли или поступал ли кто-либо еще до нас аналогично тем установлениям, которые были записаны в этих текстах. К тому же выше мы привели слова таких выдающихся деятелей Ислама, как Абу Хурайра, да будет доволен им АЛЛАh, ВалиуЛЛАh ад-Дахляви, и ряда других, подтвердивших установления по данному вопросу. Несомненно, кроме них есть много других выдающихся мусульман, которые действовали в соответствии с установлениями этих х ади с ов, но их имен мы не знаем ‑ ведь Всевышний АЛЛАh не давал обет сохранить для нас имя каждого, кто сверял свои поступки с Писанием и Сунной. Однако, как говорил Сам Всевышний, Он обещал нам хранить Писание и Сунну: «Истинно, Мы ниспослали слово, и истинно, Мы его храним» [185]. Нам же следует поступать в строгом соответствии с текстами Писания и Сунны вне зависимости от того, известен нам человек, который подтверждал правильность содержащихся в них установлений, или нет, ‑ и так до тех пор, пока не будет доказано, что данное установление является отмененным. А в нашем случае никаких оснований для отмены х ади с ов нет.

Этот свой экскурс мне бы хотелось завершить замечательной цитатой из сочинения выдающегося ученого и знатока х ади с ов Ибн аль-Къаййима, да смилуется над ним Всевышний АЛЛАh, ‑ она имеет непосредственное отношение к нашей теме. В сочинении И‘лям аль-муваккъы‘ин (3/464‑465) Ибн аль-Къаййим писал:

«Наши праведные предшественники применяли жесткие меры принуждения в отношении тех, кто противопоставлял х ади с у Посланника АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, частное мнение юриста, решение по аналогии, истихсан [186] или высказывание какого-то человека ‑ кто бы он ни был. Они не имели дел с теми, кто поступал таким образом, порицали тех, кто подавал дурной пример, и считали приемлемым только одно ‑ неотступное следование за Посланником АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, подчинение его установлениям и полное повиновение лишь ему. Им и в голову не приходило остановиться в следовании за ним и ждать, что кто-то подтвердит х ади с чьим-то действием или решением по аналогии, пока х ади с не будет сверен с мнением такого-то и такого-то. Поступая таким образом, наши предшественники действовали согласно установлениям Всевышнего:

«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил АЛЛАh и Его Посланник дело, выбора в их деле»[187];

«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, а потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью»[188].

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте вместо него за покровителями; мало вы вспоминаете!»[189]

Но настали другие времена ‑ часто доводится слышать, как кто-нибудь говорит: достоверно известно от Пророка, мир ему и благословение АЛЛАhа, то-то и то-то, ‑ а другой, усомнившись в х ади с е, возьмет и спросит: а кто это может подтвердить? Таким образом, сам факт, что человек, слова или поступки которого могли бы подтвердить установление х ади с а, нам не известен, становится аргументом для того, кто оспаривает х ади с и отказывается действовать в соответствии с зафиксированной в нем нормой. Но будь он честен перед самим собой, он осознал бы, что его утверждение является совершенно нелепым, ‑ что ему не позволено оспаривать Сунну Посланника АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, ссылаясь на собственное незнание. Тем самым он утверждает, что иджма вступает в противоречие с установлением Сунны, и, следовательно, компрометирует всю общину мусульман, так как приписывает ей консенсус на основе положения, противного Сунне Посланника АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и да спасет. Еще более отвратительно, когда он использует иджму как основание для критики х ади с а, хотя на самом деле он попросту не знает имя человека, который мог бы подтвердить сказанное в х ади с е. Таким образом, все сводится к одному: собственное незнание он снова ставит превыше Сунны. К АЛЛАhу обращаюсь за помощью».

40 – Мужу надлежит относится к супруге великодушно.

Мужу надлежит относится к супруге великодушно, оказывать ей содействие во всем, что АЛЛАh сделал для нее дозволенным, – особенно если супруга молода, но ни в коем случае не потакать ей в том, что считается для женщины запретным. Ниже мы приводим несколько х ади с ов в подтверждение сказанного.

Первый х ади с: Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, говорил:

«Наилучший из вас тот, кто добрее всех по отношению к своей супруге. Я же добрее всех вас со своей супругой»[190].

Второй х ади с: в проповеди, произнесенной во время прощального х аджа, Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, нам завещал:

«… Истинно так: будьте добры к женщинам, ведь они трудятся ради вас. Истинно, вы имеете право лишь на это от них. Да только, бывает, они совершают явную непристойность [191]. И если они так поступают, отказывайтесь делить с ними ложе, бейте их, но так, чтобы не причинить им мучений. А если они повинуются вам, не обижайте их никоим образом. Истинно так: вы имеете право перед своими женщинами, а ваши женщины имеют право перед вами. Что касается вашего права перед женщинами, то: не разделяйте ложе с теми, кто вам не мил, и не позволяйте быть в вашем доме тем, кто вам не люб. Истинно так: право женщин перед вами ‑ чтобы вы относились к ним по-доброму, давая им одежду и пропитание»[192].

Третий х ади с: Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, говорил:

«Правоверный не может испытывать ненависть к мусульманке – если одно ее качество ему не нравится, другое непременно придется по душе»[193].

Четвертый х ади с: Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, говорил:

«Наиболее совершенна вера того мусульманина, который наиболее благонравен. А наиболее благонравен тот, кто лучше других относится к своим женщинам»[194].

Пятый х ади с: ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАh, рассказывала:

«Как-то раз Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, пригласил меня с собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, спросил меня: [Эй, хумайра’ [195]! Хочешь на них взглянуть? Я ответила: Хочу] [196]. [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче х ади с а: положив голову на плечо). [А он приговаривал: «Осторожней, любезные!»]. [Затем он несколько раз спросил меня: ‘Аиша! Ну что, посмотрела? А я ему отвечала: Нет еще. И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство]».

[И далее: А люди время от времени спрашивали: Абу-ль-Касим! Так хорошо?] В одной из передач х ади с а: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, спросил меня: Ну что, достаточно? А я ответила: Да. И тогда он сказал мне: Ступай к себе».

В другой передаче х ади с а: «А я ответила: Еще немножко. И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: Ну что, достаточно? А я ответила: Еще немножко. [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я ‑ [тогда ‑ совсем еще девчушка]. [Посудите сами, как сильно хотелось девочке ‑ [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]. [И далее: Внезапно возник ‘Умар. Взрослые и дети вокруг меня расступились. Позднее Пророк, мир ему и благословение АЛЛАhа, вспоминал: Я заметил, как бесы в обличье людей и джиннов тогда бежали от ‘Умара]. [‘Аиша рассказывала: В тот день Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, сказал: И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению]»[197].

Шестой х ади с со слов ‘Аиши, да будет доволен ею АЛЛАh:

«Однажды Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, возвращался из похода на Табук или Хайбар. Сахва [198], в которой сидела ‘Аиша, была занавешена, но подул ветер, и из-за занавески показались куклы, с которыми обычно играла ‘Аиша. Увидев их, Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, поинтересовался: Что это, ‘Аиша? ‘Аиша ответила: Это мои дочки. Тут Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, заметил среди кукол лошадь с крыльями и спросил: А что это там в середине? ‘Аиша ответила: Это лошадь. Тогда Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, спросил вновь: А что это у нее на спине? ‘Аиша ответила: Это крылья. Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, удивился: Лошадь с крыльями? А ‘Аиша заметила: Разве ты не знаешь, что у Сулеймана была конница из крылатых лошадей? Услышав это, Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, рассмеялся во весь рот» [199].

Седьмой х ади с со слов ‘Аиши, да будет доволен ею АЛЛАh:

«Как-то раз ‘Аиша сопровождала Посланника АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. [‘Аиша рассказывает: Я была худенькой, весила мало [200] ]. Вдруг, Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, скомандовал своим спутникам: Идите вперед, ‑ [и они ушли вперед], ‑ а мне сказал: А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей! Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз: Ступайте вперед, ‑ а сам обратился ко мне: А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей! К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: О Посланник АЛЛАhа! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки? А он все за свое: Ну, давай же, давай. Я побежала и Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, конечно же, опередил меня. Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила» [201].

Восьмой х ади с со слов ‘Аиши, да будет доволен ею АЛЛАh:

«Когда Посланнику АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, подавали сосуд, я могла пить из него даже во время месячных. Он брал сосуд после меня и подносил губы к тому же месту, откуда пила я. А когда я брала кусок мяса и откусывала от него, он брал тот же кусок и подносил губы к тому же месту, где были мои» [202].

Девятый х ади с со слов Джабира ибн ‘АбдуЛЛАhа и Джабира ибн Умайра. Они рассказывали, как Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, однажды сказал:

«Всякая вещь, в которой нет поминания АЛЛАhа, является [вздором], оплошностью или пустой забавой. Исключение составляют лишь четыре рода [занятий]: когда мужчина забавляется с супругой, обучает свою лошадь, тренируется в стрельбе и учится плавать» [203].

41 – Советы супругам.

В заключение мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми советами.

Во-первых, супругам следует проявлять кротость и любезность в отношениях друг с другом, повинуясь при этом АЛЛАhу, Благословенный Он и Всевышний. Необходимо следовать Его достоверным установлениям, которые Он, Великий и Славный, определил для нас в Своем Писании и Сунне. Супругам надлежит усвоить, что приоритет во всем принадлежит Писанию и Сунне, а не традициями и обычаями, возобладавшими среди людей, и не установлениям какого-либо из мазhабов. АЛЛАh, велик Он и славен, сказал: «Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил АЛЛАh и Его Посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается АЛЛАhа и Его Посланника, тот попал в явное заблуждение»[204].

Во-вторых, в своих отношениях с противоположным полом каждому из супругов надлежит придерживаться обязанностей и прав, предписанных ему АЛЛАhом. Жена, к примеру, не может требовать, чтобы у нее были такие же права, как у ее супруга. А мужчине не следует использовать право верховенства и господствующего положения в семье, которым наделил его Всевышний АЛЛАh, в ущерб супруге – притеснять ее, чинить над ней насилие безо всякого на то основания. АЛЛАh, велик Он и славен, сказал:

«И для них [205] – то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними – степень. Поистине, АЛЛАh – великий, мудрый!»[206]

Он также сказал:

«Мужья стоят над женами за то, что АЛЛАh дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит АЛЛАh. А тех, непокорности [207] которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них [208], ‑ поистине, АЛЛАh возвышен, велик!»[209]

Му‘авийа ибн Хайда, да будет доволен им АЛЛАh, обратился однажды к Посланнику АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, с вопросом: О Посланник АЛЛАhа! Какими правами располагает супруга любого из нас? Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, ответил на это так: «Чтобы ты накормил ее, если сам поел, чтобы ты одел ее, если сам оделся, чтобы ты не оскорблял ее, желая ей обезображенного лица [210], и не бил ее по лицу, [чтобы, отказав ей в ложе, ты не выгонял ее из дому [211]. А как же иначе? Ведь вы предоставлены друг другу [212] ‑ исключение составляет все то, что дозволено мужчинам в отношении женщин]»[213].

Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, говорил:

«Поступающие по справедливости, которые в день Воскрешения будут стоять на минбарах из света по правую руку от Всемилостивейшего – а обе Его руки – десницы, ‑ суть те, которые правили по справедливости, были справедливы по отношению к своим домочадцам и всем, кто пребывал в их власти» [214].

И если супруги хорошо усвоили эти истины и ни в чем от них не отступают ни на шаг, они могут быть совершенно уверены в том, что АЛЛАh, Благословенный Он и Всевышний, наделит их наилучшей жизнью, а пока смерть не разлучит их, они будут жить вместе в благополучии и счастье. Господь наш, велик Он и славен, сказал: «Кто совершил благое – муж или жена – и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали»[215].

В-третьих, женщина должна подчиняться мужу и выполнять все то, что он наказал ей в посильных для нее пределах. АЛЛАh наделил мужчин правом превосходства над женщинами – в айатах, приведенных выше, говорилось: «мужья стоят над женами», «мужьям над ними – степень». Нам известно огромное число х ади с ов, в которых это право мужчин подтверждается. В этих же х ади с ах в доступной и понятной форме нам разъясняется, какими правами и обязанностями располагают при этом женщины ‑ как те, которые повинуются супругу, так и те, которые идут против его воли. Мы приведем лишь некотороые из этих х ади с ов – и, может быть, они станут напоминанием нашим современницам. Всевышний АЛЛАh говорил: «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим!» [216]

Первый х ади с: «Женщине не позволено поститься по своему усмотрению (в другой передаче х ади с а: женщина да не постится по своему усмотрению), когда муж рядом [217], ‑ только с его разрешения. [За исключением поста в рамадан]. Женщина распоряжается в доме супруга лишь с его разрешения[218].

Второй х ади с: “ Если супруг пригласил жену разделить с ним постель [219], а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь зол на свою супругу, ангелы будут проклинать ее до самого утра (в одной из передач х ади с а: … или до тех пор, пока она не прийдет; в другой передаче: до тех пор, пока муж не останется ею доволен)” [220].

Третий х ади с: “ Клянусь Тем, в чьей руке душа Му х аммада! Женщина не может отдать должное своему Господу до тех пор, пока не отдаст должное супругу. И даже если бы муж возжелал ее, а она сидела бы в седле (катаб) [221], она была бы не в праве отказать ему [в себе][222].

Четвертый х ади с: “ Всякий раз, когда женщина наносит оскорбление своему супругу в Дольней жизни, его суженая из чернооких гурий говорит ей: Не оскорбляй его, да разразит тебя АЛЛАh, ‑ ведь он для тебя пришлый [223] и совсем скоро уйдет от тебя к нам[224].

Пятый х ади с: Х усайн ибн Му х сын передает: как-то раз тетушка мне рассказывала:

«Однажды я пришла к Посланнику АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, по какой-то нужде. Он спросил меня: Кто это еще? У тебя есть супруг? Я ответила: Да. Он вновь спросил: Как у тебя с ним? Я ответила: Делаю для него все, что в моих силах [225]. Посланник АЛЛАhа, мир ему и благословение АЛЛАhа, сказал на это: [Смотри], куда тебе до него? Истинно, он Рай и Ад для тебя»[226].

Шестой х ади с: «Если женщина молилась пять раз в день, была целомудренна и покорна супругу, она войдет в Рай через те врата, через которые сама пожелает»[227].

Жена должна служить своему супругу.

Необходимо отметить, что некоторые из х ади с ов, приведенных выше, абсолютно недвусмысленно указывают на то, что жене следует быть покорной пред своим супругом, она должна служить ему на совесть по мере своих сил. Несомненно, первейшая обязанность жены перед мужем – это выполнение работ по дому, всего круга обязанностей, связанных с воспитанием детей, и т. п. Ученые по-разному трактуют этот вопрос. Так, Шайх аль-Ислам Ибн Таймиййа в аль-Фатава (2/234‑235) пишет:

«Ученые расходятся во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение злаков, приготовление пищи для всех, кто зависим от супруга, приготовление корма для его домашних животных ‑ например, для верховых животных, и т. п.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...