Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Метод социологии
Специфику любой науки определяет ее предмет изучения и методология - совокупность методов исследования. Считается, что наука имеет право на самостоятельное существование, когда ею разработаны методы исследования, отличные от других наук. Историю собственно социологии начинают с О. Конта не только потому, что он ввел сам термин «социология», а, прежде всего, потому, что он обосновал социологический подход, основанный на трех основных принципах.
1. Взгляд на общество как на системное целое, функционирующее и развивающееся по своим собственным законам.
2. Изучение реально существующих отношений вместо утопического конструирования идеального общества
3. Опора на эмпирические методы исследования в противовес умозрительным философским построениям.
Таким образом, О. Конт обосновал два основополагающих метода социологии - системный и эмпирический. Системный метод обосновывает логику теоретического анализа социальных явлений в социологии. Эмпирический метод фиксирует в себе основополагающий принцип социологического анализа - опору на реальные факты. Системный метод был наглядно представлен при изучении основных понятий социологии. В данном разделе остановимся на специфике эмпирического метода в социологии.
Относительно понятия метода науки не существует единого мнения.
Полипарадигмальный характер социологического знания предполагает использование разных принципов и приемов исследования общества представителями различных парадигм. Методология направляет ученого на исследование специальной области социальных реалий, отбор фактов, ориентирует на использование специфического инструментария сбора и систематизации данных.
Так, для сторонников структурно-функциональных парадигм в целом характерна классическая методология, определенные параметры которой были разработаны ещё О. Контом и Г. Спенсером. Ей свойственны признание объективности социальных реалий, вера в точность, строгость и прочность инструментария социального познания, убеждение в том, что законы социального мира носят весьма жесткий характер, а некоторые ученые даже полагают, что они в принципе аналогичны законам природы и могут быть открыты путем анализа структур общества и фактов жизнедеятельности людей.
Социологи интерпретивных парадигм работают в рамках так называемой неклассической методологии. Они полагают, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир, что обстоятельства всегда субъективны, что исследователь тоже не абсолютно беспристрастен, а потому не может быть единого, универсального объяснения социальных реалий. Используемый ими исследовательский инструментарий нацелен на то, чтобы разрушить барьеры, препятствующие более углубленному пониманию социальных реалий, пытаясь при этом «заглянуть за», «смотреть сквозь», понять скрытую от глаз «закулисную сторону» событий.
Для интегральных (объединительных) парадигм характерна принципиально новая методология, получившая название постнеклассической. Она наиболее пригодна для исследования современных обществ, которые значительно более, чем прежние, открыты для контактов с другими культурами вплоть до организации транснационального производства, участия в формировании единого мирового рынка, интеграции определенных ценностей и норм. В ней аккумулированы достижения синергетики, теории относительности, исследовавшие самодвижение материи, в основе которого лежали вероятностные процессы необходимости и случайности. Заметим, что классическая, неклассическая и постнеклассическая методология не противостоят, а дополняют друг друга, будучи применимыми к разным срезам социальной реальности.
Чаще всего научный метод определяется как способ достижения научной истины. Определяя метод как путь получения истинных знаний в науке, обычно подчеркивают, что он неотделим от самой науки. Согласно данной точке зрения метод включает три составных элемента. Первый элемент научного метода - это знание о предмете науки. Действительно, когда предпринимаются некоторые действия, направленные на более полное познание предмета науки, исходят из знаний об этом предмете. Поэтому специфика метода науки, сам характер действий, средств и хода познания определяются прежде всего особенностями ее предмета. Второй элемент научного метода - процесс научного познания, охватывающий все конкретные действия, направленные на исследование предмета. В целях рационального осуществления этих действий и обеспечения как можно более полного и адекватного познания предмета науки процесс познания делится на несколько фаз (о которых пойдет речь ниже). Третий элемент научного метода - это средства, используемые в процессе познания, которые определяются природой изучаемого явления. Такое представление о методе науки дает возможность понять особенности метода социологии.
Различное понимание метода социологии сложилось в рамках позитивизма, функционализма, структурализма, «понимающей социологии» и марксизма. Позитивистское понимание метода социологии выражается в стремлении внести в изучение общества принципы и методы естественных наук. Функционалистское понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов общественной системы по отношению к социальной структуре в целом, которая является стабильной, так как ее части хорошо интегрированы. Структуралистское понимание метода социологии базируется на основных положениях структурализма, согласно которому в основе всякой вещи или существа, индивидуального или коллективного способа поведения лежат структуры, их объединяющие. С точки зрения «понимающей социологии» ее метод состоит не в объяснении, а в интерпретации и толковании смысла социальных действий. Марксистское понимание метода социологии можно уяснить, рассмотрев основные положения научного метода Маркса, который полагал, что научная мысль должна быть критическим анализом существующего общества.
Хотя в социологии нет единого представления о ее методе, целесообразно рассмотреть следующие обобщающие положения, важные для понимания своеобразия метода социологии.
1. Поскольку общество в социологии изучается в качестве целостной социальной системы, в ней широко используется метод структурно-функционального анализа. В соответствии с ним каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья) рассматриваются как соответствующие подсистемы, выясняются их место (структурное положение) и роль (функция) в обществе, их действие и взаимодействие. Таким образом, метод социологии требует изучать общество под углом зрения его структуры, особенностей функционирования его элементов.
2. Метод социологии основывается на методологических принципах. Наиболее распространенными из них являются принципы объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Принцип объективности предполагает, что при изучении социума нужно учитывать реальные закономерности его развития. Принцип всесторонности нацеливает на рассмотрение всех связей и факторов, которые оказывают воздействие на социальное явление. Принцип конкретности говорит о необходимости при изучении социальных явлений брать во внимание только те условия, в которых они возникают, функционируют и развиваются. Принцип плюрализма требует при исследовании отдельных сторон социальной реальности учитывать все научные взгляды, теории, концепции, в которых рассматриваются изучаемые явления.
3. Метод социологии прямо или опосредованно включает в себя эмпирическое исследование. Подлинным и полноценным социологическим исследованием может быть признано только такое, которое так или иначе опирается на изучение эмпирически проверенных социальных фактов и их измерение.
4. Метод социологии может быть рассмотрен как процесс научного познания, охватывающий все конкретные действия, направленные на познание предмета. В целях рационального осуществления этих действий и обеспечения как можно более полного и адекватного изучения общественных явлений процесс познания включает пять основных фаз:
1) теоретическое обоснование социальной проблемы (разработка программы исследования);
2) сбор социологических данных с помощью количественных или качественных методов;
3) упорядочение собранных данных на основе классификации, стандартизации, группирования и шкалирования;
4) научное объяснение и проверка гипотез с помощью причинного, структурного, функционального, телеологического объяснения и логических методов верификации;
5) разработка теоретических или практических рекомендаций.
Действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода.
Эпистемологические критерии подчеркивают и другую особенность социологического знания: каким бы объективным, точным и достоверным оно ни было, оно всегда остается в известной мере субъективным и приблизительным. В этом его и слабость, и сила: ведь сверхточное знание о «неточной», изменчивой и текучей реальности было бы ее искажением.
Эта особенность эпистемологических критериев актуализирует этические критерии социологического знания. Социологическое знание можно и должно квалифицировать как научное, если оно ориентировано на познание как таковое, на познание, независимое от всех и всяческих добродетелей, даже самых высоких, но внешних по отношению к науке. Если же социолог не может отделить свои вненаучные ценностные ориентации от собственно научных, то он выступает в иной роли: моралиста, политика, священника и т.д.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 698 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!