Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пребывание Христа в Самарии и беседа Христа с самарянами (Ин. 4,1-42)



Самария – область Израильского Царства. Название или от имени горы Симерон, или от имени владельца этой горы Семира. Это территория, где жило колено Ефремово и 1/2 колена Манассии. Салмонассар, царь Ассирийский, взял когда-то эту территорию. Иудеев переселили на восток, а восточные народы – в Израиль. 4Цар.: "Они Бога чтили и богам своим служили". Новые народы принесли с собой божков. Для многобожников нетрудно поверить в ещё одного Бога. Отсюда пошла вражда между иудеями и самарянами. Иудеи возвратились из плена вавилонского, начали строить Храм, самаряне хотели помочь, а иудеи им отказали. Вышла обида. Самаряне построили свой храм на горе Гаризим. Иоан Гиркан разрушил его, возникла страшная вражда. Самаряне чтили только Пятикнижие, чтили Моисея, имели туманную веру в грядущего Мессию. Когда храм на горе Гаризим разрушили, они стали поклоняться его развалинам. Даже сейчас они молятся там. ИХ не зря повел своих учеников через Самарию – землю раскольников. Здесь Христос нашел благоприятную почву для проповеди. Он бывал и раньше в Самарии. Он ставит самарян порой выше гордых иудеев. Самаряне сейчас имеют свою синагогу, первосвященника, свиток с Пятикнижием. Их сейчас около 300 человек.

Христос сейчас не желает быть вовлеченным в полемику о крещении с фарисеями. Поэтому Он решает оставить Иудею и идти опять в Галилею через Самарию. Это пеший путь в 3 дня. Окольный путь занимал 6 дней. Путь через Самарию Христос избрал намеренно.

5 стих. Что такое Сихарь? Колодец Иакова находился рядом с Сихемом. Почему так? Или это ошибка переписчика? М.б. Сихарь – первоначальное название Сихема, м.б. официально город назывался Сихем, а иудеи называли этот город с насмешкой Сихарь от "Шакер" – упиваться вином. М.б. это просто название местечка возле Сихема. В настоящее время это местечко называется Аскет, возле Набулуса (бывш. Сихем) – арабский город.

6 стих. Колодец Иакова. Что это? В ВЗ о нем нет упоминания. Но по преданию он принадлежит Иакову. Самаряне гордились, что они являются потомками Иакова и его сына Иосифа, гордились этим колодцем. Колодец глубокий (36 метров). 6 час – это 12 часов дня. "Утрудившись в пути" – скорее всего эта фраза намеренно употреблена Иоанном Богословом против докетов, которые учили о том, что во Христе не было человеческой природы. 6 час – начало зноя.

7 стих. "Приходит женщина из Самарии" – женщина вообще из Самарии, а не из города Самарии. Её звали Фотиния. Непонятно, почему она пришла в полдень за водой, потому что обычно приходят утром или вечером. Почему Христос не должен был заговорить:

1. Раввины запрещали общение с самарянами.

2. Раввины вообще запрещали правоверным иудеям вести разговоры на улицах с любыми женщинами.

3. Фарисеи запрещали правоверным иудеям общаться с грешными женщинами.

9 стих. Беседа была наедине. Самарянка по внешности узнала во Христе иудея. "Ибо иудеи с самарянами не сообщаются" – это либо слова словоохотливой женщины, либо пояснение для греков Иоанна Богослова. Далее идет беседа, в которой Христос предстает не как обличитель, не как критик, а как Человек, старающийся понять её, даже такую женщину, как Фотиния. Здесь Христос проявил Себя выше религиозных и национальных различий. Форма беседы похожа на беседу с Никодимом. Христа не понимают, тогда Он использует метафоры. Его так же не понимают, тогда Он Сам побуждает человека понять, почувствовать себя самого.

10 стих. Христос не входит в полемику, Он не отвечает на вопрос Самарянки, Он неожиданно переводит разговор на другую тему. "Дар Божий". Что это такое? Одни считают, что это Сам Христос. Другие считают, что это дары Святого Духа. Третьи полагают, что это жизнь вечная по аналогии с ап. Павлом. Итак, Христос хочет дать Самарянке другую духовную воду. В тексте "живая вода" – это проточная чистая вода, в отличие от дождевой воды. Самарянка не поняла смысл слов Христа. Обращение её ко Христу "господин" – это обычное уважительное обращение.

12 стих. Логика самарянки такова: если Он говорит о какой-то другой воде, которая лучше, то неужели Он выше патриарха Иакова. Самаряне считали себя потомками Иакова через Ефрема и Манассию. И самаряне, и иудеи использовали слово "вода" в переносном смысле, оно означало утоление духовной жажды богообщения. М.б. самарянка знала этот смысл.

13-14 стихи. Христос объясняет достоинство Своей воды. Он как бы говорит Фотинии: Я говорю не об этой воде. Да, она может удовлетворить жажду, но лишь на время. Как естественная вода из глубин поднимается вверх на поверхность, так и духовная вода поднимает человека вверх в небо. Большинство отцов под живой водой понимают благодать Святаго Духа, которую Христос приобрел ценой Креста. Самарянка наконец начинает понимать, что Христос предлагает ей какую-то иную воду, от которой больше не будет жажды. М.б. это насмешка над Христом, м.б. это искренняя просьба, в которой слышится глубокая печаль. Просьба её наивная, но Христос не упрекает её.

16 стих. Есть мнения, что Христос хотел, чтобы и муж самарянки принял участие в беседе. Но это вряд ли. Далее становится ясным, что это за муж. Христос дает понять ей, что Он знает нечто о её муже. Религиозные убеждения самарянки по беседе были чисто обрядовыми, они не изменяли её, поэтому в её душе легко уживались понятия о Боге и грех.

18 стих. Некоторые считают, что "пять мужей" – это аллегория. Символ Самария – женщина, а 5 мужей – это 5 богов, которые принесли с собой 5 народов с Востока. А 6-й муж – это Господь, Который не муж, ибо Самария не вступила с Ним в законный брак. Другие полагают, что 5 мужей – это её законные мужья, которые или умирали, или разводились с ней, а 6-й муж – это не её муж, это муж иной женщины, и она находится с ним в тайной связи.

19 стих. Слова Христа поразили её. Она признаёт Его пророком, по причине пророческого всеведения. Пророчество – это критика, основанная на вере, а в вере всегда есть надежда, а не отчаяние. Есть выход из беды. У самарянки возникла возможность узнать, кто прав в вековом споре иудеев с самарянами. Самаряне проигрывали этот спор, и потому использовали ложь: они говорили, что на г. Гаризим принес в жертву Авраам своего сына, здесь Авраам встретился с Мелхиседеком.

21 стих. Некоторые считают, что этим стихом Христос отменяет закон о месте поклонения Богу. Христос утверждает, что Богу будут поклоняться везде. Пророк Малахия говорит, что "на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему". Пророки понимали, что нельзя концентрировать молитву лишь в одно место.

22 стих. Фраза чисто иудейская. Почему "чему кланяетесь", а не "Кому кланяетесь"? М.б. речь идет о способе поклонения или это сравнение одного религиозного культа с другим, т.е. м.б. самаряне потеряли веру в Живого Бога, они кланялись идолам, иудеи же имели верную религиозную цель – Мессия (что было утрачено самарянами). Т.е. Христос отдает предпочтение иудейству по сравнению с самарянским культом, который носил ограничивающий характер (самаряне принимали только Пятикнижие). М.б. Христос указал на 5 богов самарянских (см. выше).

23-24 стихи. Предпочтение иудейства чисто историческое Истинные поклонники – это не самаряне и не иудеи (и у тех, и у других примешана ложь в религиозном культе), т.е. люди не одной какой-либо национальности, но это те, кто поклоняются "в Духе и истине", т.е. от всего сердца. Причина такого поклонения: Бог есть Дух, поэтому поклонение идолам есть оскорбление Бога, ибо Он по природе есть Дух. Дух же не ограничен в пространстве, поэтому не важно, откуда должны поклоняться Ему. И дары должны быть духовными, а не кровавыми. Бог, как Дух, общается только с духом человека. Можно выделять места поклонения Богу, но нельзя ограничивать их, как это делали иудеи и самаряне, ибо Бог безграничен. "В Духе и истине" – это значит, что до этого поклонялись во лжи, смешанной со грехом. Жизнь самарянки была смешана с грехом, и она по своему богословствовала. Это образ ВЗ поклонения.

Обряд не должен закрывать истину религии с одной стороны, с другой стороны, нет такого религиозного объединения, в котором вообще не было бы обрядности. Христос выступает за иудейство, но чтобы самарянка не подумала, что ИХ выступает против самарян, Господь поясняет её дальше, оставляя в своей речи лишь глагол "поклоняться". В 25 стихе самаряне признают Иисуса Мессией. Откуда у самарян термин "Мессия"? Конечно, от иудеев. Самаряне думали, что кто-то из пророков ВЗ должен вернуться и всё разъяснить. Он, по их мнению, и был Мессией, Христом.

26 стих. Христос открылся первый раз перед самарянкой. Второй раз Он открылся лишь перед Синедрионом. Он всегда скрывал это.

27 стих. Ученики удивились. Почему? См. выше. Никто из них не спросил Учителя. Почему? Они понимали, что Господь – не обычный Учитель. Они побоялись, не спросили из благоговения и почтения.

28-29 стихи. Ученики возвращаются, а самарянка уходит, оставив водонос. Это признак поспешности. Она спешила поделиться, однако, в её словах некая осторожность, неуверенность: не Он ли Христос? Почему так? Ил иона сомневалась в самом деле, или она стеснялась открыть свой грех перед людьми, что скорее всего, или это была тактика миссионера: иногда необходимо подключить человека к поиску истины, что вряд ли. Она достигла цели. Народ любит предсказания, он любопытен и хочет заглянуть в будущее.

Между тем, Христос говорил ученикам о пище и жатве. "Равви, ешь" – это по всей вероятности указание докетам. Из беседы видно, что исполнение воли Божией заставило Его забыть о еде. Он – Посланник Бога, Он – Совершитель дела Отца. "Ученики просили Его, говоря: Равви, ешь". Это звучит в оригинале: "Они умоляли Его". По всей вероятности, прошло много времени с последнего приема пищи.

Ученики поняли Христа дословно. Но Господь ответил: "У Меня есть пища, которой вы не знаете". Цель воплощения Христа – спасти человека. Цель и Отца, и Сына одна и та же. Христос использует образ засеянных полей (это были озимые: 4 месяца – и жатва). Этот разговор был в ноябре или декабре. Но для Христа этот срок (4 мес.) сжался. Урожай уже готов к жатве. Это было сказано о самарянах, которые шли к Нему. Жатва духовная не соотносится с законами природы. Колос духовный может созреть и за одно мгновение, и за многие десятилетия. Может даже случиться, что сеятель и жнец радуются урожаю в одно время. Евреи мечтали о золотом веке. Пр. Амос. 9,13 говорил: "Сеянье и жатва сольются". Это признак очень большого плодородия.

37 стих. Конечно, собирать плоды всегда приятно, это награда. Когда человек сет, он живет надеждой, а когда жнет – видит плоды своего труда. В жизни тот, кто сеет, тот и жнет. В духовном мире может быть иначе. Это звучит несправедливо, это значит завладеть чужим. Т.е. вывод таков: тот, кто трудится на духовной почве, не должен думать о плодах. Он трудится для Бога. Таков закон проповеди, таков закон духовного воспитания.

Христос сделал её первой миссионеркой среди самарян. Почему? М.б. потому, что она любила поговорить, и Господь направляет в нужное русло эту особенность её характера. В ВЗ только Бог мог посылать Своих служителей, чтобы они могли говорить от Его лица. Кто такие "другие", которые трудились на ниве духовной? М.б. это те, кто готовили иудеев и весь мир для принятия Мессии, м.б. это самарянка в селении, или скорее всего это Сам Господь, потому что Апостолы пожинали то, что было посеяно Самим Христом. Апостолы никогда себе ничего не приписывали, но все свои удачи относили ко Христу.

40-42 стихи. Это первая жатва. Самаряне просят остаться у них для разговора, для проповеди. Господь остался на 2 дня для этой цели. Самаряне исповедали Иисуса Христом и истинно Спасителем мира. Значит, и им Господь открылся как Христос. Позже это исповедание самарян использовали Апостолы и все христиане. "Спаситель мира" – вот суть. Эта фраза есть только в 4-м Евангелии. Полагают, что эта фраза принадлежит Иоанну Богослову. Самаряне признали Его своим Спасителем, а Иоанн Богослов обобщил эти факты.

Пребывание Христа в Самарии и в Финикии показывает, что спасение не для одних лишь иудеев, но и для всего мира, и даже для тех, кто находился в расколе с иудеями.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 553 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...