Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Беседа Иисуса Христа с Никодимом (Ин. 3,1-21)



В наших Евангелиях имеются около 50 бесед Иисуса Христа, из них 10 в Евангелии от Иоанна. В беседах у синоптиков речь идет в основном о Царствии Божием, о его отношении к миру, о нравственном облике последователей Христа. В беседах в Евангелии от Иоанна говорится в основном о личности Христа, об отношении Сына Божия к Отцу, о характере единения христиан со Христом. Первое место среди этих бесед занимает беседа Иисуса Христа с Никодимом. Она содержит повествование о возрождении человека, которое является условием спасения, о плодах веры и неверия. Толкователи говорят, что в этой беседе изложена вся суть спасения. Это краткий катихизис, которому Христос обучал Своих учеников. Беседа проходила в Иерусалиме, скорее всего после Пасхи (первой), после изгнания торгующих из Храма. М.б. изгнание побудило прийти Никодима ко Христу. Беседу делят на 2 части:

1-2 стихи – вступление

3-12 стихи – о духовном возрождении человека,

13-21 – вторая часть беседы.

"Никодим" – слово греческое. Означает "победитель, побеждающий". Это имя было распространено у евреев, оно встречается в Талмуде. Христос называет его начальником иудейским. Позднее именно он принес 100 литров алоэ – значит он не был бедным. Он – член Синедриона, значит отвечает за духовность народа иудейского. "Пришел ночью" – это или мера предосторожности, или Никодим отдает дань иудейской традиции (иудеи любили вести духовные беседы ночью). Никодим весьма искренне был настроен ко Христу. Учитель Израилев – это светское лицо в Синедрионе, мирянин. Полагают, что Иоанн Богослов был с ним знаком. Древнее предание говорит о том, что Никодим стал христианином и написал апокрифическое Евангелие. Никодим называет Христа "равви". Так называют только тех, кто прошел школу раввинистической мудрости. "Мы знаем" – от какого лица так говорит Никодим? Или от имени членов Синедриона, или от лица фарисейской партии, или от лица тех, кто хорошо был настроен ко Христу. Однако, Никодим выразил веру не во Христа, а в пророка, в посланника Божия. Никодим не признавал Христа Богом. Но слова его были искренние. Поэтому Христос и решается вступить с ним в беседу. В целом Никодим – это человек мыслящий, это иудейский интеллигентный богоискатель того времени. Он приходит ко Христу со своими сомнениями. Ответ Христа Никодиму в 3-м стихе – это не ответ на приветствие, а ответ на внутренние сомнения пришедшего. М.б. после этого приветствия последовали слова о Царстве Божием (в Евангелии их нет) и Христос говорит о духовном возрождении. "Аминь, Аминь" – это особенность 4-го Евангелия, эти слова говорил только тот человек, который имел богатый духовный опыт, раввин. "Если кто не родится свыше, не может войти в Царствие Божие". Христос отодвигает чудеса в приветствии. Как бы говорит: "Это не главное, главное – это возрождение. "Анофэ" – "свыше" (греч.), это значит:

1. Измениться радикально, совершенно.

2. Родиться снова, второй раз. Образное выражние.

3. Родиться от Бога.

В целом "родиться свыше" значит полное перерождение. Без Бога это невозможно. Такое перерождение означает рождение водой и духом (ст. 5). Никодим был знаком с этой идеей перерождения. Иудеи говорили, что прозелит подобен новорожденному ребенку. Обрезание сердца, обновление духом – это слова из иудейских пророков. Раввины ставили духовное перерождение главным условием для приема язычников в иудейство. Но это условие ставилось лишь для язычников. Иудеи гордились своим происхождением. Иоанн Богослов пишет Евангелие ещё и для язычников. В среде язычников известно духовное перерождение (мистерии, умирание и воскресение в духовном возрождении). В Евангелии от Иоанна находят 4 идеи:

1. Идея духовного возрождения.

2. Идея отношения чад Божиих к духовному возрождению.

3. Идея чад Божиих.

4. Идея вечной жизни.

Царство Божие, будем ли мы его применять к Церкви земной или небесной, означает царствование Бога, царствование Его идей. Царство Божией – это общество, в котором проявляется воля. Быть в этом Царстве значит вести такой образ жизни, в котором проявляется воля Божия. Чада Божии – это сыновья Бога, которым через веру дано право называться чадами Божиими. Их основные качества: повиновение и любовь. Поэтому быть чадом Божиим означает быть гражданином Царства Небесного. Войти в вечную жизнь означает войти в вечную жизнь Бога. Войти туда можно лишь через исполнение воли Божией. "Водой и Духом – 2 символа: первый – очищение и укрепление; 2-й – духовная сила. Очищение прошлого и сила для победы в будущем – главный смысл.

5 стих. Скорее всего ИХ отсылает Никодима к пророкам.

6 стих. Это великий закон жизни, закон биогенезиса, закон живорождения (всё живое рождается от живого). "Плоть" – "саркс" – состояние падшего человека, греховное состояние. "Плоть и кровь Царства Божия не наследуют" (ап. Павел). Плоть рождает лишь плоть. В момент перерождения человек подчиняет постепенно плотское духовному. Никодим проявил непонимание, потому что сам не хотел понять, он считал, что духовное возрождение не для него.

7 стих. Не рассуждай сам, доверься Мне, поверь, что всем надо перерождение для участия в Царстве Мессии. "Надобно вам" – указание на Закон и подзаконных.

8 стих. "Дух дышит, где хочет...". Греч. "пневма". Скорее всего Дух – это ветер во фразе, потому что Никодим ещё не был знаком с Духом, потому что ещё не уверовал. Так бывает непостижимо духовное перерождение, которое заметно лишь по плодам.

9 стих. "Как это может быть?" Никодим всё ещё сомневается. Что это, гордость? Возможно, это фарисейская гордость, выражающаяся в желании всё исследовать.

10 стих. "Ты учитель Израилев и этого не знаешь?" Это смирение фарисейской гордыни. Что значит "учитель Израилев"? Скорее всего, это не один из 70 членов Синедриона, это один из 3-х: 1. председатель, первосвященник; 2. консультант по юридическим, религиозным вопросам; 3. "хокан", знаток Писания, консультант по вопросам Писания.

11 стих. "Мы свидетельствуем...". Что значит "мы"? Есть разные т.зр.:

1. Христос и древние пророки.

2. Христос и ИК.

3. Христос, Бог Отец и Святой Дух.

Скорее всего, верна 2-я точка зрения.

12 стих. "Если Я сказал вам о земном..." Земное – это новое рождение, которое совершается хотя и от Бога, но оно совершается на земле. Небесное – это или тайна Самого Христа, Сына Божия, или тайна Креста, или же любые другие непостижимые для человека тайны Царства Небесного.

Вторая часть беседы.

13 стих. "Никто не восходил на небо...". То, что Я говорил вам о духовном перерождении, о небесных тайнах, есть истина. Вы должны Мне верить, потому что Я сошедший с небес. Небеса – это область, где обитает Бог. Она никому не доступна в полной мере, кроме Бога. Взойти на небо – это значит проникнуть в небо, в тайны Царства Небесного. Только Христос имеет полное, совершенное знание. Вот почему Ему нужно верить.

14-15 стих. "И как Моисей вознес змию в пустыне, так и...". В книге Числ рассказывается о медном змие. Этот змий был долгое время в почете у иудеев, он был прообразом вознесения на Крест Христа. Как медный змий был вознесен на древо для спасения иудеев, так и Христос должен быть вознесен на Крест. Иудеи должны были смотреть на змия взором веры, исцелял не змий, а Бог. В этом-то и состоит прообраз. Вознесение Христа – это ещё и Вознесение на небо, путь к славе Небесной. Итак, Христос приоткрывает Никодиму тайну Своих страданий, потому что иудеи уже начали забывать о Мессии страдающему.

16 стих. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал...". Это не конец беседы, как считают протестанты, ибо без этого продолжения для Никодима был бы непонятен смысл предыдущих слов Христа. Господь объясняет Никодиму, что Христос послан, чтобы спасти всех ("дабы всякий верующий в Него не погиб..."), а не только иудеев.

17 стих. Эти слова определяют соотношение между любовью и судом. Инициатива спасения исходит от Бога. Две мысли: Бог в ВЗ не Бог Каратель, а Бог милосердный и прощающий и вторая мысль: Его суд – это суд любви. Эта любовь безгранична. Она для всех: и для хороших, и для плохих. В стихе 17 сказано: "не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир...". В другом месте: "На суд пришел Я в мир". Это не противоречие. В 9,39 сказано о разделении людей по отношению к Нему. Оно зависит только от воли человека. Тот, кто уверовал, тот идет к Свету, кто же не уверовал, тот сам своими устами прочел приговор себе. "Уже осужден" – это значит, что для неверующих Страшный Суд ничего нового не принесет. Христос воплощался не для того, чтобы судить мир, но с Его приходом начался внутренний суд, суд совести. Свет Христов стал нетерпим для тех, у кого больна совесть. Злые дела являются причиной неверия, скепсиса. Злой человек враждебно относится к свету. Тьма покрывает наши дела. При свете открывается реальность, и человек произносит суд над самим собой своей реакцией на свет. Тот же, кто верит, идет к Свету, этот Свет даже одушевляет его, он живет на виду и ничего не скрывает. Итак, это основа духовного перерождения. В каждом есть зло, и человек для перерождения должен осудить это зло и дать обещание не творить больше зла. В результате перерождения человек становится чадом Божиим, ребенком Бога. Целью прихода Христа было сделать возможным это рождение, сделать условия для него, а не судить. Но не всем понравился Свет, исходящий от Христа.

Беседа с Никодимом произвела положительное впечатление на последнего. Никодим принимает участие в погребении и был крещен Петром и Иоанном. Паломникам в Иерусалиме показывают гроб Никодима недалеко от Гроба Господня. Никодим уверовал во Христа.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 379 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...