Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пребывание Христа в Иудее и последнее свидетельство о Нем Иоанна Крестителя (Ин. 3,22-36)



Этот фрагмент представляет собой повествование о деятельности Христа в Иудее во время последних дней проповеди ИК. Иерусалим не принадлежал конкретно ни к какому из колен, он был особым городом. Он не принадлежал Иудее, хотя и находился в ней, поэтому получается, что пришел Христос из Иерусалима в Иудею. Больше нигде в Евангелии не говорится о том, что Христос целенаправленно пришел именно в эту часть Палестины. В Деян. ап. Петр скажет, что Он ходил по всей Иудее. Крестил не Сам Господь, а Его ученики во имя Его. Крещение означало присоединение в число Его учеников. Что это было за крещение? Это ещё не христианское крещение, потому что Христос ещё не был прославлен. Было ли оно в духе Иоанна, т.е. крещение или нечто другое, неизвестно. М.б. это крещение как бы связывало проповедь Иоанна Крестителя и Христа.

23 стих. Т.е. когда ИХ был в Иудее, ИК крестил в Еноне близ Салима. Где это? 1. По мнению древних экзегетов, это место находилось в Самарии близ Иордана. 2. Енон – евр. "источники". Эта место принадлежит колену Симеонову, юг Иудеи. 3. Иоанн крестил где-то возле Иерусалима, ибо в Псалмах Иерусалим назван Салимом. Иоанн Богослов отмечает это место, ибо в Малой Азии встречались ученики ИК, и это было актуально.

24 стих. Иоанн Богослов подчеркивает, что ИХ проповедовал тогда, когда ещё ИК не был заключен в темницу.

25 стих. Иоанн Богослов пишет о неприятном споре учеников ИК и иудеев об очищении. Это спор о достоинстве крещения ИК и крещения Христа. Кто такие эти иудеи? Полагают, что это иудеи из Иерусалима. По мнению др. толкователей они пришли не только, чтобы просто узнать, что-либо, но может быть даже для того, чтобы внести раздор между Христом и ИК, ибо Первый возвышался, а второй умалялся.

26 стих. Во фразе чувствуется недоброжелательность ко Христу. Они даже не называют Его по имени. Они говорят "Тот". Это соперничество и зависть ко Христу со стороны учеников ИК. Принадлежит ли эта мысль самим ученикам ИК или её привнесли иудеи в споре об очищении, неизвестно.

27-30 стихи. Это последнее свидетельство ИК о Христе. Это первый раздел, в который ИК говорит о себе самом.

27 стих. ИК указывает своим ученикам на вечный закон о том, что всё происходящее на земле происходит по воле Бога, т.е. возрастание ИХ – воля Божия.

28 стих. ИК напоминает ученикам, что он – не Христос, а лишь Предтеча Христа, поэтому не надо возвышаться ИК.

29 стих. У евреев друг жениха играл главную роль в браке. Он вел переговоры с родителями невесты. Когда оформляли брак, он символически соединял руки жениха и невесты. Т.е. он не завидовал жениху, он радовался, когда всё шло хорошо. В ВЗ этот образ брака видят как таинственный союз жениха с невестой в книге Песнь Песней Соломона. Если раньше ИК называл себя недостойным звания даже раба Христова, то сейчас он называет себя другом Жениха – это знак особой близости. Почему? Если раньше, когда ИК хотели провозгласить Мессией, он принижал себя, то сейчас, когда в нем хотят возбудить зависть ко Христу, он называет себя другом.

"Стоящий и внимающий" – по мнению древних экзегетов, это знак благоговения ИК по отношению ко Христу.

"Радостью радуется" – гебраизм, еврейский оборот, означающий высшую степень радости. Некоторые считают, что после этих слов некоторые из учеников ИК должны были сделать вывод: или относиться с уважением ко Христу, или отойти от ИК и больше не ходить с ним. В Малой Азии позднее ученики ИК образовали секту, которая в целом враждебно относится ко Христу. Даже сейчас есть эта секта на территории Ирана и Ирака. Они называются сабиями, сабийцами. В их учении есть элементы иудаизма, христианства. Они молятся, даже причащаются, но только у воды. Живут они обособленно малыми селениями по берегу Тигра. У них есть свой первосвященник, они сохранили неприкосновенным арамейский язык. Их около 40 тысяч.

30 стих. Заключение и переход ко 2-й части.

30-36 стихи. Повествование о Христе.

30 стих. Христос Сам по Себе не возрастал, возрастала Его слава в среде Израиля.

31 стих. Преимущество Христа в том, что Он небесного происхождения. Это та же мысль, что и в беседе с Никодимом. По Своей природе Он равен Богу и наоборот, ИК имеет земную природу, земное происхождение. Это состояние человека, вытекающее из его свойств. Т.е. Мессия неизмеримо отстоит от ИК, как небо отстоит от земли.

32 стих. Это свидетельство ИК о божественности и истинности учения Христова. "Свидетельства Его никто не принимает". С другой стороны, В 26 стихе сказано "все идут к Нему". Конечно, были люди, которые не шли к Нему и которые принимали Его учение. Но что это значит? Это горечь ИК, означающая, что большинство идет ко Христу и большинство не принимает Его учения.

33 стих. "Запечатлел". Слово происходит от слова "печать". Эта печать – вера человека.

34 стих. По человечеству Христу дана вся полнота даров Святого Духа. Эта полнота принадлежит только Ему, и никакому другому человеку. Это уже третье преимущество.

35 стих. Христос уже называется здесь Сыном. По любви Бог отдал всё Сыну Своему.

36 стих. Следствие веры во Христа – жизнь вечная. Верующий уже сейчас и здесь соединен с Источником Жизни. Вечная жизнь верующего начинается уже на земле. Неверующий – это сознательно закрывающий свое сердце от света Христова. "Гнев Божий" – это карающая правда за грехи.

Вывод. Многие толкователи, исходя из вышесказанного, считают ИК человеком без зависти. Иоанн Богослов сам был учеником ИК, сам сталкивался с учениками ИК в Малой Азии. Иоанн Богослов показывает им, какое место занимал ИК, и какое занимал Христос. В этом месте показана скромность ИК. Он не стал поддерживать волнения своих учеников, он указал на их ошибки, он сказал им правду и истину.

Заключение Иоанна Крестителя в темницу (Мф. 14,3-5; Мк. 6,17-20; Лк. 3,19-20)

Иоанн Креститель, как пророк и человек, почувствовал, что ему пришло время уходить на второй план. Он исполнил, насколько мог, свой долг. Промыслом было устроено так, что ИХ вступил на служение тогда, когда Иоанн Креститель ушел на 2-й план, потому что нельзя было раскалывать иудейский народ на 2 лагеря. Ни один из Евангелистов не дает порядок событий, когда ИК был заключен, сколько пробыл в темнице, и когда был умерщвлен. Мф. и Мк. соединяют весте события заключения и умерщвления Иоанна Крестителя. Лука же вообще говорит о заключении ранее Крещения ИХ. Это дает толкователям предполагать, что ИК был заключен дважды: в Иерусалиме во время искушений ИХ в пустыне и второй раз через год по приказанию Ирода. Противники этого предположения говорят, что Синедрион не заключает в темницу без предварительного расследования. ИХ говорит, что с ИК поступили как хотели. Возможно, что фарисеи внушили Ироду, что ИК опасен и для царя, и для иудеев. Опасен, потому что популярен. Иосиф Флавий утверждает, что всё было именно так. Блж. Иероним говорил, что фарисеи не только ненавидели ИК, но и обезглавили его. Тетрарх- Галилеи Ирод Антипа по Лк. за обличение за Иродиаду заключает ИК в темницу. Ирод Антипа в это время был женат на дочери Ареты – князя (эмира) одного из племен в Аравии. Он княжил в Набатии. Именно с этим Аретой воевал Ирод Великий. Конец войны был скреплен браком Ирода Антипы с дочерью Ареты. Это был политический брак. Иродиада – дочь Аристовула, сына Ирода Великого от одной из жен по имени Марианна, которая происходила из рода Маккавеев. По политическим причинам, Ирод Великий отдает молодую Иродиаду за Филиппа из рода Боэтова. Филипп был сыном Ирода от 7-й жены по имени Клеопатра. Чтобы примирить враждующие кланы Маккавеев и Боэта, Ирод женит Филиппа и Иродиаду. Иродиада не любила Филиппа. Он был в 2 раза старше её и в несколько раз глупее её. При жизни Ирода Великого Иродиада смирялась. Но после его смерти Иродиада (она мечтала быть царицей) сходится с Антипой. Они принимают решение порвать свои браки. Ирод мог иметь много жен, но как быть с Аретой? Жена Ирода Антипы дочь Ареты узнаёт об этом заговоре и до прибытия Иродиады договаривается с мужем, для лечения отправляется на восток, в крепость Мохерон поближе к своему отцу. Ирод нарушает закон и берет жену при живом муже. Все молчали, кроме ИК. Он стал безбоязненно обличать нового Ахава и смирять новую Иезавель. Он знал, что это означает. ИК возможно бывал во дворце Ирода, Ирод слушал его. В начале ИК имел влияние на царя, но когда ИК потребовал удалить Иродиаду из дворца, чтобы не соблазнять народ, тогда и произошел переворот в отношениях, Ирод решается на заключение ИК в темницу. Марк говорит: "ИК был предан". Кем? Ирод Антипа заключил ИК за правду, но по Иосифу Флавию царь заключил пророка по зависти и по подозрительности. Т.е. фарисеи заставили наговорами заключить пророка. По Иосифу Флавию, ИК был заключен в крепости Мохерон. Это 2-я крепость после Иерусалима. Она была выстроена Иродом Великим во время войн с Аретой. Сейчас это территория Иордании.

В чем обвинили ИК? Он оскорбляет царское достоинство, может быть, ИК каким-то образом выступает против Рима, может быть его могли взять как безумного, одержимого. Это предполагаемые обвинения. Какова цель заключения. Чтобы ИК скомпрометировать и подорвать авторитет ИК заключением: если он сидит, значит есть за что. Учитывая популярность ИК, Ирод полагал, что он бы справился с теми, кто заступился за пророка, а потом народ просто бы забыл его. Или Ирод подыгрывал фарисеям, чтобы расположить их к себе и хотел заставить ИК замолчать. В итоге Ирод заключает ИК в далекую, недоступную крепость. Есть такая западная молитва: "Дай нам, Господи, раскаяться так, как он учил, всегда говорить только правду, обличать порок". Платон говорил: "Мудрый всегда предпочитает страдать несправедливо, нежели творить несправедливость".





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...