Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Власть – одно из центральных понятий политологии. Власть необходима для устойчивого существования любой общественной организации, в ней скрещиваются наиболее важные общественные интересы. Вся история человечества пронизана борьбой за власть, именно борьба определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государства.
Политическая власть — разновидность социальной власти, которая возникает одновременно с человеческим обществом и является следствием неоднородности любой социальной структуры, персональных преимуществ одних индивидов над другими.
Макс Вебер первым раскрыл сущность власти как способности индивида или группы людей навязывать другим свою волю и утверждать соответствующее этой воле поведение.
В современной литературе можно найти более 300 различных определений политической власти. Теории о сущности этой важнейшей для политической науки категории можно условно разделить на две большие группы по основанию источников власти, которые в них декларируются.
Первая группа теорий, позволяющих объяснить такие основные атрибуты власти, как основания, объем, интенсивность, формы и методы принуждения, связывающие политическую власть с индивидуальными качествами человека, составляют атрибутивно-реляционистские теории. К этой группе теорий относится, в частности, учение о государстве и праве Т. Гоббса, который основывался на изучении природы и страстей человека. "Власть человека, — писал Гоббс, — есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего блага". Атрибутивно-реляционистским является также учение Гегеля, который источник политической власти видел в волевых качествах индивида. К этому направлению относятся идеи представителей бихевиоризма — Ч. Мерриама, Г. Лассуэла, Р. Даля. Последний определял власть как "возможность одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы". Он рассматривал власть в терминах каузальной связи. «Ближайшим эквивалентом властного отношения является каузальное отношение. Поэтому утверждение "С имеет власть над П" можно заменить утверждением "поведение С является причиной поведения П"».
Типичным примером атрибутивно-реляиционистских концепций является теория сопротивления (Д. Картрайт, Б. Рейвен, К. Леви), согласно которой власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого. Схожая теория обмена ресурсов сформулирована П. Блау и Д. Хиксоном: власть формируется в результате обмена одним субъектом своих ресурсов на необходимое ему поведение другого. К первой группе теорий относится и концепция "раздела зон влияния" Дж. Ронга, интерпретирующая власть как итог взаимодействия социальных зон, находящихся под воздействием различных субъектов.
Все вышеперечисленные концепции трактуют власть как асимметричное социальное отношение, которое складывается и развивается на основе обмена деятельностью между различными субъектами, в результате чего один из них меняет поведение другого.
Вторая группа теорий — системная - трактует власть как анонимное, надперсональное, безличное свойство социальной системы, принципиально не сводимое к характеристикам индивидуального или группового объекта. К данному направлению относится структурно-функциональный подход Т. Парсонса. По его мнению, власть является не атрибутом акторов или отношений, а свойством (ресурсом) систем. Власть, по Парсонсу, - это "генерализованная способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций".
К. Дойч видел во власти аналог платежного средства в экономической жизни, который срабатывает там, где нет добровольного согласования действий. К данному направлению трактовок власти относятся также информационно-коммуникативные концепции Ю. Хабермаса и X. Арендт. Так, Арендт отмечает, что власть возникает, когда равные собираются вместе. Власть "соответствует человеческой способности не просто действовать, а действовать совместно. Когда говорят, что кто-то находится у власти, на самом деле имеется в виду, что данный человек наделен властью коллективом действовать от его имени. Индивиды не имеют власти и не осуществляют власть: они обладают только силой".
В трактовке М. Фуко власть занимает место некоей модальности общения, изначально присущей всей социальной структуре и не локализуемой в отдельных ее субъектах. Как отмечает Фуко, "власть везде не потому, что она охватывает все, а потому, что она исходит отовсюду".
Проанализировав вышеизложенные трактовки власти, можно отметить, что, изучая реально существующие аспекты власти как общественного явления, представители обоих подходов исходили из противоположных принципов в объяснении ее сущности. Наиболее правомерным следует считать подход, предложенный А.И. Соловьевым. Он власть рассматривает как средство, которым пользуется человек для достижения своих целей: власть не распространяется по всему социальному пространству, а сосредоточивается в определенных частях социума, проявляясь во взаимодействии индивидов и групп, в ходе которого индивид или группа изменяет поведение другого индивида или группы.
Итак, власть - это возможность одного человека заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы при условии наличия у взаимодействующих сторон общего языка.
Если исходить из того, что политическая власть обладает определенными признаками – доминированием властной воли, наличием особого аппарата управления, монополией на регламентацию общественной жизни, правом на принуждение в отношении общества и личности, легитимностью и суверенитетом, то становится ясным: ее субъект должен обладать, прежде всего, четырьмя качествами – волей, суверенностью, силой и авторитетом.
Воля представляет собой фундаментальное качество политической власти, выражающееся в способности к выбору целей политической деятельности и мобилизации всех имеющихся возможностей для их реализации. При этом важно отметить, что воля не должна перерастать в волюнтаризм, то есть субъект властвования должен строго следовать объективным законам общественного развития и учитывать реальное соотношение политических сил.
Суверенность политической власти выражается в верховенстве ее решений, формальной независимости от любого внешнего воздействия.
Сила власти проистекает из совокупности материальных и идеологических возможностей, которыми она располагает для реализации собственных решений, для обеспечения действенности издаваемых законов и указов. Эти возможности определяются эффективностью административно-правовых, военных и пропагандистских институтов государства, а также мощью его финансово-экономических ресурсов.
Авторитет власти означает признание людьми законности и необходимости политической организации, под властью которой они находятся. Именно он является гарантом политической и социальной стабильности в обществе. Именно этим он отличается от авторитарности, представляющей собой властность, построенную преимущественно на насилии и принуждении.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!