Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В понятии макет можно выделить две составляющие: расположение вербального компонента и общая структура текста, включающая и вербальные, и визуальные компоненты. Так, даже деление на строки неправомерно рассматривать только с точки зрения композиционно-изобразительной.
Известно, что при создании модульного объявления учитывается оптический центр; он создается иллюстрацией или особо выделенным заголовком, причем при наличии того и другого необходимо гармоничное сочетание обоих компонентов, а при отсутствии иллюстрации всю нагрузку на себя берет заголовок. Недаром «правильные» пропорции, создающие ощущение гармонии, называют «золотым сечением», а траекторию, или направление, взгляда — диагональю Гутенберга (вслед за предложившим это определение специалистом по графике Эдмундом Арнольдом). Доминирующий элемент — центральная точка макета. Контраст указывает на важность различных элементов, позволяет выделиться одному элементу среди других. Баланс как принцип распределения элементов может быть формальным (симметричным) и неформальным (асимметричным). Но все различающиеся по визуальному весу компоненты собираются вокруг воображаемого оптического центра. Принципы работы в рекламном тексте таких элементов дизайна, как уравновешенность, пропорциональность, последовательность, единство, внешние границы, белое пространство, акцент детально прокомментированы еще в 1967 гг. в книге Р. Нельсона «Дизайн рекламы».138
Объявления, сделанные «на воздухе», всегда выглядят выигрышнее. «Выворотка» эффектна лишь при небольшом количестве слов и крупном размере шрифта.
С точки зрения формы предпочтительнее широкий вертикальный прямоугольник, но для текстов с иллюстрациями лучше невысокая и одновременно широкая форма.
Различного рода «изыски» не увеличивают, а уменьшают число коммуникативных контактов, т. к. человек не любит неудобства и не будет лишний раз вертеть в руках газету и напрягать зрение, чтобы прочитать напечатанное «вверх ногами» или «положенное на бок».
Приведем несколько примеров из газеты UEHTPplus. Мы имеем возможность сравнить десять рекламных модулей фирмы АБУС. Тексты объединяет то, что в каждом случае в перевернутом виде и по диагонали слева направо, снизу вверх, крупным кеглем напечатано ВАЗ (8 примеров), ГАЗ (1 пример). В последнем, десятом примере фрагмент ВАЗ / ШКОДА / «БЫЧОК» / ОКА обращает на себя внимание тем, что напечатан вывороткой в перевернутом виде без диагонального смещения, ВАЗ по-прежнему выделен кеглем. Использование приема вызвано желанием выделить свои рекламные модули в тематической подборке, а также, действуя на уровне бессознательного, внушить потребителю рекламной информации мысль о том, что верность традиции выражается не только в сохранении главной особенности оформления.
Потребность выделить свой текст среди тематически близких заставила туристическую фирму КОНТИНЕНТ ^ использовать другой прием: слово КИЖИ не только напечатано «вверх ногами», но и справа налево.
Так же наоборот и по вертикали, и по горизонтали представлено слово МЕБЕЛЬ в рекламе сети фирменных магазинов. Сверху наложением напечатано: лучшая российская мебель, широкий ассортимент, свободная комплектация.
А рекламный модуль туристической фирмы Ханимекс (1998— 1999 гг., Совершенно секретно) размещался не только в обрамлении рекламы станков, электродвигателей, инвекто-ра со встроенным зарядным устройством, но и — что самое главное — в перевернутом виде, поэтому прочитать текст Австралия / ЮАР/ Южная Америка / Наступило время / отдыхать / с другой стороны / экватора / Экзотические туры / охота, рыбалка, бизнес-туры практически невозможно.
Но в некоторых случаях непривычное — вертикальное — расположение букв оправданно, как, например, в рекламе сигарет Вертикаль название вполне согласуется с пространственным расположением текста. Или в телевизионной рекламе зубных щеток НАВИГАТОР с подвижной головкой написание слогана ломаной линией тоже правомерно.
Расположение рекламного обращения само по себе может быть зоной повышенного внимания, например обложка очевидно предпочтительнее середины, правый верхний угол — левого нижнего, на развороте наиболее выигрышным для расположения рекламного объявления будет левый верхний угол на левой полосе разворота газеты и правый верхний — для правой.
Но не только место на полосе, а и сама полоса могут иметь определенное значение, способствуя рекламной коммуникации. Например, сточки зрения презентации эффективно расположение рекламы на тематической полосе рядом с редакционными материалами.
Коммуникативные требования, предъявляемые к макету,— это прежде всего сбалансированность, контрастность, пропорциональность, моделирование направленности взгляда, целостность. Единого мнения о психофизиологии восприятия изобразительных текстов нет. В одном случае можно говорить о традиционном «прочтении» текста слева направо и сверху вниз. По этому принципу построены комиксы (реклама Сбербанка, многократно размещавшаяся в студенческой газете Gaudeamus, пельменей Равиолло и Колпин, акции Тайд или кипячение в метро). Условно повествовательная композиция текста обладает большой притягательной силой, когда сюжет захватывает и уже трудно оторваться. В другом случае логика восприятия текста представляет собой сложную траекторию. Причем направленность взгляда моделируется и может быть передана символами С, S, Z и V.
Сбалансированность не просто дизайнерское условие (оформление), но и условие успешной рекламной коммуникации: зрительский дискомфорт, ощущение неустойчивости текста угадываются нами интуитивно, но эта бессознательная реакция не замеченной не остается.
Рассмотрим рекламный плакат фирмы Каравай. Креативная идея гармонично сочетает стилизованный под русский лубок рисунок—задорный коробейник и пачка пряников Летний сад (существенно, что изображение пачки дано в фотографической технике, что придает изображению значение факта!) — и несомненно удачный слоган Попробуй лето на вкус (повторяющаяся сема скрепляет имя и девиз в брендоспособное целое, отвлеченная семантика усиливается предметным значением и положительной коннотацией—прием синестезии), цветовая гамма также не разрушает заданного единства. В тексте только одна коммуникативная погрешность, оставляющая ощущение какой-то внутренней несогласованности. И действительно, позицию заголовка занимает реплика, по сути являющаяся эхо-фразой (— А начинка-то фруктово-ягодная!). Она могла быть только реакцией на предложение, прозвучавшее в коммуникативно согласованную композицию: слоган (Попробуй лето на вкус), занимающий позицию заголовка, визуальный семантический компонент, эхо — фраза (А начинка-то фруктово-ягодная!).
Не существует целостного восприятия текста, если в нем не выделено главное, но слишком много смысловых акцентов тоже разрушает целостность текста. Чаще всего это происходит из-за того, что недостаточно четко продумана логическая структура самого текста, его смысловой объем, не определены семантические константы, или потому, что объем рекламной площади не соответствует объему закладываемой информации.
Фирма АвтоБалт обыграла в макете двухчастную структуру бренда, разделив текст на две части. Левая — черно-белая выворотка: логотип АВТОВАЗа, в качестве заголовка ВАЗ, основной рекламный текст 'Любые а/м в кредит. / Первона- чальный взнос: ВАЗ — от 1000$/ДЭУ — от 2000 $. Правая — черным шрифтом на белом фоне: логотип DAEWOO MOTOR, ЭУ как заголовок и основной рекламный текст 'Только у нас — гарантия / на а/м NEXIA — 2 года! / 'Оригинальные запчасти. / 'Сервис. Реквизиты обоих частей отбиты вертикалью. Объединяет части буква И. Заметим, любой композиционный прием предъявляет к структуре текста особенно высокие требования. В данном случае в левой половине оказывается упомянут компонент второй части, а в правой содержится информация, воспринимаемая как относящаяся только к ДЭУ. Но оригинальные запчасти и сервис могут вполне иметь отношение и к ВАЗу. В другом тексте, где использован тот же прием, только вывороткой напечатана правая часть, объединяющими компонентами, помещенными в рамки, стали три высказывания: NEXIA — 2 года гарантии / Продажа в кредит / Сервисное обслуживание. Но распространяется ли их смысл на обе рекламные единицы — ВАЗ и ДЭУ — или имеется в виду только DAEWOO NEXIA, сказать очень трудно.
Познавая мир, человек открывал для себя все новые принципы организации мира — ритм, симметрию, пропорции, контраст. Этими же принципами он руководствуется и в своей деятельности, формируя искусственную среду обитания. Визуальные формы, созданные человеком, опираются на сложившиеся в его сознании символические ассоциативные значения геометрических фигур. Горизонталь ассоциируется с надежностью, поэтому композиция, построенная на четких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности. Последовательно горизонтальная композиция рекламных текстов — один из элементов фирменного стиля Совинтела, согласующийся со слоганом Безупречность линии.
При этом горизонтальная будет выглядеть более основательно, чем вертикальная. А движение, изменчивость нестабильность лучше выразит диагональная композиция. В. В. Кандинский, например, не только видел геометрические фигуры в цвете, но и ощущал их, так сказать, температуру. Например, горизонталь художнику виделась черной, но теплой; вертикаль — белой и холодной; диагональ — то красной, то серой,
то зеленой; прямой угол казался красным, острый — желтым, а тупой — голубым.139
Психология восприятия печатного листа — в смысловом плане ударный верхний правый угол — определяет классическую композицию вербально-визуального текста.
Значит, создателю рекламного текста необходимо думать не только о том, как бы сосредоточить в тексте как можно более информации, но и о том, как расположить имеющийся материал на пространстве. От этого зависит не только удобство восприятия текста в целом, но и должная его акцентировка. Неверная или необдуманная структура разрушает смысловую целостность текста и, как следствие, ослабляет рекламное воздействие.
ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Какой принцип расположения текста на пространстве должен
быть основным?
2. В каких случаях макет приобретает наиболее важное значение
(объем вербального компонента, характер трансляции реклам
ной информации и вид рекламного носителя, сложившиеся стиль
и традиция подачи рекламной информации и др.)?
3. Какие оригинальные приемы макетирования Вам представляют
ся интересными и коммуникативно оправданными? Обоснуйте
свою точку зрения.
4. Почему работа с пространством, когда один из компонентов
бренда помещается либо по центру, окруженный воздухом, либо
даже на периферии текстового объема, в печатной рекламе
встречается намного чаще, чем в телевизионной?
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 801 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!