Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Приведите примеры использования языка жестов или мимики в рекламных текстах разных типов. Выполняют ли эти приемы вспомогательную или основную коммуникативную роль?
Аудиальный компонент
Надо учитывать, что переход от графического знака к фонетическому — это переход к новым коммуникативным символам. Например, буква С не вызывает таких ассоциаций, как звук; угрожающий, агрессивный, звук [л'] наиболее «вкусный», звук [у] создает иллюзию пространства определенной конфигурации. Сочетания определенных звуков сами по себе образны и могут как интенсифицировать, так и погубить усилия коммуникантов, например отрицательная коннотация присуща звукосочетаниям [гн], [пш], [вр].
Некоторые звукосочетания не только могут вызвать определенные эмоции, но и подсознательно воспринимаются как некие образы.
Исследованием того, как соотносится в языковом сознании звук и смысл, занимается фоносемантика. Главный предмет исследования — фонетическое значение, т. е. значение речевых звуков.147
В разделе «Вербальная составляющая бренда — имя и слоган» мы уже вспоминали имя А. П. Журавлева. В своих экспериментах он определял такие характеристики звуков, как тихий — громкий, светлый — темный, сильный — слабый,
тусклый — блестящий, шероховатый — гладкий, большой — маленький и т. д. Например, соответствие звука и цвета, по данным исследователя, таково: «А» — густо-красный, «Я» — ярко-желтый, «О» — светло-желтый или белый, «Е» — зеленый, «Э» — зеленоватый, «И» — синий, «Й» — синеватый, «У» — темно-синий, сине-зеленый, лиловый, «Ю» — голубоватый, сиреневый, «Ы» — мрачный темно-коричневый или черный.148
Многократные опыты разных исследователей показали, что присутствие или преобладание И вызывает впечатление чего-то маленького, незначительного. Опытным путем было проверено и воздействие определенных звукосочетаний на человека. Людям разного возраста представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона, сообщив при этом, что одну из них называют Пим, а другую Пум. Дальнейший анализ показал, что более 80% опрошенных были уверены, что Пим — маленькая фигурка, а Пум — большая. Те же результаты были получены и при анализе предметов с названиями Ли и Лау: первый маленький, а второй — большой. Эксперимент, проведенный А. М. Шахнаровичем, тоже показал, что из двух животных «кот» кажется детям больше, чем «кит». Замечено, что звук [о] производит ощущение мягкости и расслабленности, эмоциональной теплоты. Но лучше эмоциональный подъем передадут звуки [э] и [а], в то время как звук [ы] производит впечатление чего-то мрачного, непонятного.149
Такое же ощущение вызывает и обилие шипящих. Правда, это не относится к случаям, когда именно шипящие становятся частью фирменного образа, как в рекламе напитков Швепс.
В этой связи интересно одновременное появление на рынке неоправданных с точки зрения фоносемантики имен — аббревиатур — пиво ПИТ и ПИТ-Продукт [Славен Питер ПИТ-Продуктом), т. к. звукообраз их создает неверные ассоциации. Но комический герой — мультяшка выравнивает ассоциативный ряд: маленьким теперь представляется только пивовар Иван Таранов — эффект «малой величины» не распространяется на само пиво. Звучащая реклама обладает набором специфических структурно-семантических компонентов, объединенных понятием звуковой дизайн.
Главные фонационные средства речи — интонация, ее темп, тембр, громкость, мелодика, а также различные типы заполнителей паузы и особенности произношения, например диалектные, социальные и идиолектные. Интонация как совокупность взаимосвязанных компонентов — мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра — вместе с ударением образует просодическую систему языка.
В речевой сфере интонация выполняет следующие функции: оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.150
Неверный интонационный рисунок приводит к коммуникативным ошибкам. Интонационный рисунок текста является важным фактором функциональностилистической атрибуции и эмоционально-эстетического воздействия, в том числе изобразительности. Считается, что эта функция интонации работает только в художественной сфере, тем интереснее проследить, как реклама использует эти резервы образности.
В рамках наших задач особого внимания заслуживает стилистическая функция различных фонации, или типов голоса: напряженная фонация указывает на повтор или переспрос, расслабленная фонация создает эффект «ласкающего» голоса, придыхательная выражает высокую степень чувств, «скрипучая» выражает отрицательное отношение.151
Успешно созданный в рекламе портрет речевой личности или элементы языковой игры (чипсы Lay's по кличке Рифленые, музыкальный центр Караоке, лакомство для кошек Вис-кас) определяют образную структуру текста и эффективно решают коммуникативную задачу.
Звуковые эффекты обладают наибольшей силой воздействия, если апеллируют к чувственным ощущениям человека, как, например, скрип тормозов в социальной рекламе, или шкворчание сосисок на сковороде, или умиротворяющий шум леса, плеск воды. Вот как оформило свой ролик на радио Россия агентство недвижимости Пересвет-Инвест: звук открывающейся двери, слышен бой кремлевских курантов, потом шум воды. Ворчливый и одновременной удивленный голос произносит: «Это что реклама такая?» «Да»,— слышится в ответ. «Какая-то никакая,» — опять первый голос. А в ответ ему звучит бодрое: «Зато квартиры хорошие!» — с особенным акцентом на хорошие. Звуковая семантика при этом дала значительный объем информации: квартиры в центре Москвы, большие и просторные. Звуковой образ доминирует и в телевизионной рекламе службы 080: фразы Вызов такси. Помощь на дорогах. Грузоперевозки сопровождаются характерными для дорожного движения шумовыми эффектами (звук стремительно проносящегося мимо большого автомобиля, тревожный скрип тормозов, шуршание шин по асфальту). Имя Кол-гон — название порошка, препятствующего образованию известкового налета,— звучит в унисон с камертоном.
Давно признана классической рекомендация о том, что рекламировать пиво или шипучие напитки надо опираясь именно на семантику звукового — возбуждающего интерес и желание — сопровождения, что и сделано в ролике пива Невское (героиня принесла пиво и собирается уходить, но, услышав характерное шипение пенящегося напитка, возвращается, тем самым лишая героя вожделенного лакомства. И поделом ему, сам спровоцировал!).
Иногда использование таких компонентов приводит к обратному эффекту, как, например, в рекламном ролике Dew (Вот за это я и не люблю кошек...): отобрав у «грабителя» баночку, герой торжествующе встряхивает ею — но, по звуку судя, в ней осталось очень немного (вода плещется в пустом пространстве). Если подразумевалось, что вода нравится всем — и даже кошкам, то этот смысл необходимо было педалировать и другими структурно-семантическими компонентами.
Но следует все же признать, в современной рекламе прием «говорящего» звука используется не часто, а ведь трудно переоценить его информационно-воздействующую силу. Заметим, что при апелляции к сенсорным реакциям звуковые эф- фекты — важная составляющая звукового дизайна — обладают огромной побуждающей силой, т. е. точно выполняют рекламную задачу.
ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ
1. Что исследует фоносемантит? На каком этапе создания рекламного текста особенно необходимо учитывать ее выводы?
2. Из чего формируется звуковой дизайн!
3. Перечислите основные функции интонации в речи?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Есть ли объективная закономерность того, что приемы звукового дизайна лучше разработаны на радио и меньше используются в телевизионных текстах? И почему при этом фоностилистика радиотрансляций (реклама в метро, на месте продаж), как
правило, выглядит смешной и вызывает много нареканий в адрес техники исполнения рекламных роликов?
2. Сколько и какие обладающие семантикой звуки и шумы Вы включили бы в аудиоархив рекламиста — практика? Повлияет ли на такой архив географический, историко-культурный, временной или другие факторы?
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!