Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Английский эмпиризм ХYII – начала ХYIII веков



После Ф.Бэкона и Т.Гоббса эмпирическую теорию разрабатывал их соотечественник Джон Локк.

В своем главном философском труде «Опыт о человеческом разуме» Локк сравнивал философа с мусорщиком, поскольку его задача состоит в том, чтобы удалять мусор из нашего знания.

Локк выступил с критическим анализом картезианского рационализма. Несостоятельность учения Декарта о врожденных идеях он обосновывал, например, тем, что существуют целые народы, у которых отсутствует понятие о Боге, а дети и идиоты не имеют никакого представления о законах логики. Он утверждал, что все идеи возникают только из опыта, и сравнивал человеческую душу с «tabula rasa», то есть с чистой доской без каких-либо знаков и идей. Только жизненный опыт рисует на ней свои узоры-знания.

Локк различал два вида опыта: внешний и внутренний.

Внешний опыт – это ощущения, которые возникают в результате действия предметов внешнего мира на наши органы чувств. Внешний опыт дает человеку простые идеи. Одни из них относятся к первичным качествам вещей, а другие – к вторичным.

Первичные качества принадлежат самим вещам и сохраняются при всех изменениях вещей. Это идеи протяженности, движения, покоя, формы, числа, плотности и т.п. Вторичные качества представляют собой результат воздействия на органы чувств различных видоизменений первичных качеств. То, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих вещах есть только известный объем, форма, движение незаметных частиц. К вторичным качествам относятся запах, цвет, вкус, звук, температура и т.п.. Таким образом, вторичные качества, по Локку, не субъективны, как считалось до него, они имеют объективную основу. Вторичные качества субъективны лишь по форме.

Внутренний опыт, или рефлексия, есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Он дает нам идеи о наших собственных состояниях – эмоциях, желаниях, волнениях и т.п.

В аналитическом разложении внутреннего опыта нельзя обнаружить никакого разума в качестве самостоятельной силы. На этом основании Локк сформулировал принцип эмпиризма (сенсуализма): «Как ни понимать разум, в нем нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях».

Такие простые идеи, как существование, единство, сила, последовательность, порождены совместно внешним и внутренним опытом. Простые идеи – исходный материал всего человеческого знания. Разум не может продуцировать идеи, он способен лишь комбинировать их и из простых идей образовывать сложные. Сложными идеями могут быть и необычные вещи, не обладающие реальным существованием, например, единороги или сатиры. Но их всегда можно проанализировать как совокупность простых идей, приобретенных через опыт.

Локк осознавал, что посредством эмпиризма невозможно обосновать внеопытную реальность. Он полагал, что большинство метафизических построений, претендующих на выход за пределы опыта, относится только к

И М Е Н А
Джордж Беркли(1685 – 1753) – английский философ и священник. Родился в Ирландии в английской дворянской семье. По окончании Дублинского университета получил степень бакалавра искусств. Занимался преподавательской деятельностью, затем много путешествовал. В 1728 г. отправился на Бермуды, чтобы обучать туземцев. Но не получив финансовой поддержки от британского правительства, вернулся в Ирландию, где в 1734 г. стал епископом англиканской церкви в Клойне. Лишь незадолго до своей смерти Беркли переехал в Оксфорд. Свои многочисленные работы он написал в основном до 28 лет. Среди них: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом».

словам, которыми обозначают как простые, так и сложные идеи. Сам Локк предпочитал воздерживаться от постановки вопросов, заведомо выходящих за рамки опыта. В своей метафизике он исходил из двух равноправных возможностей: существования материальной субстанции, обладающей способностью мышления, и существования, наряду с материей, особой духовной субстанции – носительницы сознания.

Критикуя рационализм, Локк, тем не менее, признавал, что отсутствие врожденных идей может привести к тому, что предоставленный самому себе человеческий разум будет заблуждаться. Поэтому он большое внимание уделял процессу воспитанию. Главную задачу воспитания он видел в том, чтобы научить человека управлять собой. Цели и характер воспитания он определял, исходя из идеала «настоящего джентльмена», умеющего устраивать свои дела. При воспитании будущего джентельмена нужно как можно раньше знакомить его с хорошим обществом, с «лицами и положениями», то есть с учтивыми манерами. По мысли Локка, добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительней, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами.

В последующем эмпиризм Локка трансформировался в субъективный идеализм Беркли.

Джорж Беркли в «Трактате о принципах человеческого знания» в качестве основной цели своей жизни определил сокрушение материализма и защиту религии. Для осуществления этой цели он использовал идеи номинализма и сенсуализма.

Критикуя материализм, он утверждал, что существование абстрактных общих понятий невозможно, ибо при восприятии в нашем уме возникают исключительно конкретные образы. Все, что существует, - единично. Абстрактные общие понятия, и в первую очередь понятие материи, - это заблуждения ума, проистекающие от злоупотребления слов. На этом основании он предлагал вывести из употребления понятие материи.

Для опровержения материализма Беркли обратился также к учению Локка о первичных и вторичных качествах. При этом он отмечал, что и первичные, и вторичные качества обусловлены восприятием субъекта. И протяжение, и цвет равно даны нам в качестве ощущений. В самой известной своей книге «Три разговора между Гиласом и Филонусом» Беркли писал, что качества, которые мы приписываем вещам, например, белое - облакам, а горячее – воде, и которые мы полагаем объективно существующими, есть всего лишь игра разума. А такие очевидные качества, как вкус, боль, удовольствие, и вовсе не имеют никакой основы для существования вне разума. А что можно сказать о красноте, кроме того, что мы дали цвету такое название? «Красный» – это всего лишь слово, а потому не может реально существовать. Нет такого природного предмета, который заставил бы нас поверить в то, что он красный, а не синий.

Беркли пришел к выводу, что вещи, единичные предметы, в реальности которых никто не сомневается, на самом деле есть модификации нашего сознания, комбинации наших ощущений. Для вещи существовать означает быть воспринимаемой субъектом. Беркли сформулировал принцип своей субъективно-идеалистической философии: «Существовать значит быть воспринимаемым».

Эта позиция субъективного идеализма могла привести Беркли к солипсизму, то есть к признанию реально существующим только одного воспринимающего субъекта. Чтобы избежать обвинения в том, что его философия превращает весь мир в иллюзию субъекта, англиканский епископ перешел на позиции объективного идеализма. Он признал существование множества душ, которые могут воспринимать вещи в то время, когда их перестает воспринимать конкретный субъект. Тем самым он утверждал непрерывность существования вещей в отсутствие субъекта. А тождественность воспримаемого множеством душ обеспечивается, по его мысли, Богом.

Окончательный переход Беркли на позиции объективного идеализма произошел в период написания им своего последнего философского труда «Сейрис». Здесь Бог выступает источником всякого бытия и блага, а служение Богу объявляется целью и смыслом человеческой жизни. Бог творит мир посредством непрерывного воздействия на души и воспринимает все сущее этого мира всегда одним и тем же способом, обеспечивая существование вещей независимо от того, воспринимаются они субъектом или нет. Именно Бог является причиной наших ощущений, комплексом которых и выступают вещи.

Таким образом, согласно Беркли, мы воспринимаем в Боге и через Бога. Вещи существуют в наших мыслях потому, что они есть результат воздействия Бога на ум человека.

И М Е Н А
Давид Юм(1711 - 1776)– английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье. Получил юридическое образование в Эдинбургском университете. Был военным атташе, домашним учителем, помощником министра Северного департамента. Работая библиотекарем Эдинбургского общества адвокатов, подготовил восьмитомную «Историю Англии». «Эссе» на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы принесли ему славу на родине. Основные философские труды Юма: «Трактат о человеческой природе», «Исследования о человеческом познании».

Последним английским эмпириком ХYII – ХYIII веков был Давид Юм.

Д.Юм был убежден, что философия не может выйти за рамки опыта. Как и Беркли, он исходил из восприятий субъекта, но не делал из своей философии религиозных выводов. Он утверждал, что человеческое восприятие происходит от различения между впечатлениями и идеями. Впечатления оказывают на восприятие большее влияние, чем идеи потому, что они возникают на основе ощущений. Впечатления приходят из жизненного опыта через осязание, слух, обоняние, вкус, зрение и становятся основой для идей.

В вопросе об источнике знаний Юм занимал позицию, отличную от взглядов и Локка, и Беркли. Он был не согласен с Локком в том, что внешний мир является источником простых идей. В то же время он не соглашался с Беркли, считавшим ощущения самой реальностью. Юм полагал, что в процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником, поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует. Он писал, что никогда нельзя с уверенностью решить, рождаются ли ощущения от непосредственного воздействия объекта на органы чувств, или же они создаются творческой энергией ума, или же дарованы нам Богом.

Признание того, что нельзя постичь причину возникновения впечатлений человека в его мозгу, свидетельствует об агностицизме Юма. Философ обратил агностицизм против метафизических притязаний человеческого разума на знание реальности такой, какова она есть сама по себе.

Выход за пределы опыта, переход к метафизике Юм связывал с признанием объективной причинности. Действительно, в обыденной жизни мы нисколько не сомневаемся в том, что, скажем, летящий камень упадет на землю. Однако в данном случае мы, по Юму, руководствуемся не философским мышлением, а ожиданием того, что происходило много раз до этого. На самом деле, доказать наличие причинной связи между явлениями невозможно. Опыт свидетельствует лишь о связи во времени, о том, что одно явление предшествует другому. Но опыт не может сказать, является ли первое явление причиной другого, так как следствие не похоже на то, что называется причиной. Например, болезнь человека обычно никак не сходна с причинами, которые ее вызвали. Правильное чередование явлений принимают за причинно-следственные связи, совершая при этом логическую ошибку: «После этого значит по причине этого».

Согласно Юму, причинность субъективна: действия, которые мы связываем с конкретной причиной, попросту являются делом согласованности опыта. Причинность - это привычная связь ощущений. Из привычки видеть то или иное явление повторяющимся рождается вера в привычную связь.

Итак, Юм развивал эмпиризм в направлении к агностицизму, заявив, что познание ограничено пределами опыта, и только в этих пределах оно обладает подлинной действенностью и ценностью.

Юмизм подготовил почву для обращения философии к исследованию созидательных возможностей человеческого сознания.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...