Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В проанализированном выше материале мы попытались, во-первых, показать, какие опасности подстерегают нас на пути создания концепции морали за счет предельного обобщения отдельных сторон нравственной жизни, в том числе — абстрактного отделения нравственного мотива от других составляющих бытия. Во-вторых, выделить критерии, на основе которых можно обосновать практически ориентированную нравственную активность человека.
Я полагаю, что вся прежняя европейская философия делала ошибку предельного обобщения при попытке решения этических и метафизических проблем человеческого бытия. Ориентация этой философии на использование традиционных методов научного мышления, связанных с разделением целого на части, их познанием и последующим мысленным объединением в идеальной модели приводила к желанию выделения некоторого абстрактного принципа бытия, развития его в сознании до предельного совершенства, и, затем — к утверждению его в реальности, как в смысле общественной организации, так и в смысле организации способа личной жизни. Это оборачивалось обеднением личностного бытия (выражалось, например, в призыве быть исключительно аскетом, или же, наоборот,— гедонистом), а также приводило к упрощению реальности и в целом (скажем, к попытке организовать экономическую жизнь на основе командной системы планового управления). Как отмечал Н. Бердяев, логика воплощения абстрактного принципа в действительности была логикой развития тоталитарного режима.
Многие метафизические конструкции, как я полагаю, развивалась прежде всего на основе применения в философии широко известного метода мышления, получившего название восхождение от абстрактного к конкретному. Суть метода заключается в том, что, исследуя какое-либо явление, мы сначала движемся от многообразия представленных на поверхности связей к выявлению некоторой абстрактной сущности. Последняя представляет упрощение действительности, но позволяет выявить некоторое основополагающее основание. Затем начинается обратное движение мысли от выявленной сущности к явлению, что позволяет сформировать мысленную модель целого, предстающего уже в виде определенным образом детерминированных, оказывающих строго определенное воздействие друг на друга отношений.
В древнегреческой философии можно наметить два пути решения проблемы отношения человек — мир: выход из неподлинного мира и постижение общих идей как онтологически приоритетных оснований бытия (Платон); объединение субъекта с.миром, в конечном счете возвышение его индивидуального сознания до созерцания прекрасного порядка бытия (Аристотель).
Платон в движении мысли как бы останавливается на выявленной в абстрактном виде сущности. Эта сущность как истинное бытие противопоставляется реальному миру. Поэтому в нравственном плане у Платона намечается призыв к устранению от неподлинного бытия. Это не означает призыва к самоубийству, но содержит идею о том, что уже при жизни следует избегать страстей, сильных чувственных удовольствий, которые связывают душу с бренным телом и затрудняют ее последующее освобождение. Платон отрицательно оценивает деятельность Перикла по развитию торговли и ремесел, говоря, что это захламило город ненужными вещами. Такое отношение как раз демонстрирует результат попытки понимания реальности через предельное обобщение, которая оборачивается стремлением к упрощению реального положения дел, а затем выражается в навязывании людям упрощенных и вместе с тем утопических принципов бытия.
Путь рассуждения, предполагающий противопоставление «плохой» реальности и «истинного» метафизического мира идей, несмотря на очень высокую оценку морали и добродетели, может оборачиваться жестокостью по отношению к отдельным лицам. Это происходит либо в результате того, что в конкретной ситуации оказываются неприменимы требования строгой ригористической морали, которые подавляют интересы личности, либо в результате того, что подобная мораль, вообще, выводит человека за границы конкретной ситуации и отдельные интересы не принимаются в расчет. В первую ситуацию попадают, например, Л. Толстой, И. Кант, во вторую — Платон, буддисты, стоики. Попытки постижения сущности вне связи с обратным движением от сущности к действительности обязательно уводят человека от реального мира, что можно наблюдать во всех теориях, включающих элементы мистической практики или терапевтической процедуры освобождения от образов реальности, полагаемых иллюзией, нежелательным колебанием абсолюта (буддизм), причиной ненужного возбуждения эмоций (стоицизм) и др. Познание сущности, выход к основам бытия в буддистской концепции предполагает соединение с абсолютом, что неизбежно сопровождается потерей индивидуальности. В таком случае обратное движение от познанной в абстрактном виде сущности к реальности оказывается невозможным. Но даже в тех концепциях, которые допускают применение обретенного в результате мистического опыта знания к миру (у Плотина, например, временное соединение с абсолютом оставляет в сознании след божественной любви), в силу понятийной невыразимости самого этого знания, никаких практических рекомендаций относительно действия в многообразной реальности не содержится. Мораль в таком случае в основном ограничивается областью мотивов. Ответственности личности за практический результат действия в подобных концепциях обычно не предполагается.
У Аристотеля, наиболее последовательно разработавшего в греческой философии теорию добродетелей, личность не изолируется от мира там, где речь идет об этических добродетелях. Они показывают, что каждый человек должен со знанием дела и нравственным усилием выполнять свои общественные обязанности, быть гражданином полиса и т. д. Но в интеллектуальных добродетелях субъект как бы расширяется до уровня охвата всего бытия. Тем самым он также теряет свою индивидуальность и, собственно, лишается каких-либо определенных стремлений. В высших проявлениях своего разума человек, согласно Аристотелю, обретает благо в результате того, что просто созерцает совершенный порядок бытия. Этот путь размышления при сравнении его с методом восхождения от абстрактного к конкретному как бы охватывает не только сущность, но и всю действительность. Последняя, однако, оказывается статичной в своем совершенстве, в результате чего практически-преобразовательные мотивы деятельности теряют смысл.
В современной этике Платона обычно относят к универсалистской тенденции, а Аристотеля к партикуляристской. Партикуляристская тенденция развивается в связи со стремлением приблизить анализ нравственной ситуации к конкретным условиям бытия, избежать противопоставления конкретного (реального) и абстрактного (метафизического) миров. Это стремление проявляется у очень многих мыслителей: А. Макинтайра, М. Насбаум, Дж. Флетчера, Р. Рорти.
К партикуляризму можно также отнести экзистенциальную философию. Экзистенциалисты стремятся рассмотреть человека как такого морального субъекта, который принимает бремя ответственности морального выбора исключительно на себя, который не ориентируется в собственном выборе ни на какие авторитетные критерии, в том числе и на принятые в обществе нормы поведения. Они утверждают, что каждый человек сам ответственен за свою судьбу и ответственен за все в глобальном смысле, так как примером своей собственной жизни он подает пример всем. Однако, отрицая возможность найти какие-то объективные критерии выбора и оценки, экзистенциалисты практически превращают декларируемую ими глобальную ответственность в нечто совершенно неопределенное.
Нравственный анализ в данном случае как бы намеренно не доводится до сущности, выявить которую считается принципиально невозможным. Это создает сложности при обосновании морали, не позволяет найти систему ценностей, способную объединить нравственные усилия людей ради достижения актуальных политических целей, например таких, как предотвращение угрозы ядерной войны, преодоление опасности экологического кризиса.
Во взглядах американского неопрагматиста Рорти, предлагающего рассматривать все человечество как множество отдельных несоизмеримых масштабов разных культурных ценностей, нет полной изоляции человека от того культурно исторического контекста, в котором совершается моральный выбор, существует признание необходимости ориентации такого выбора на нормативные стандарты общества. Однако в его концепции содержится опасность представления малтикультурализма как сосуществования изолированных сообществ, которые не влияют друг на друга и даже не интересуются жизнью других. Это, с нашей точки зрения, неправильно, так как, несмотря на сильные еще в ряде случаев тенденции сопротивления, различные культуры все-таки сближаются, расширяя в себе самих поле, содержащее общечеловеческие ценности и единые стандарты жизни, так или иначе связанные с современным обществом массового потребления.
Кроме того высшим проявлением человеческого бытия Рорти считает так называемый аномальный дискурс. Это своеобразный разговор, общение людей, которое осуществляется ради самого общения как определенного процесса творчества. Такое общение развивается, с точки зрения Рорти, на основе нормального дискурса, то есть на основе обычных знаний и представлений, но идет дальше них, превращается в самоценный вид творческих проявлений, участвующих в аномальном дискурсе личностей. Философию, отвечающую аномальному дискурсу, Рорти называет образовательной или наставляющей. «Великие систематические философы конструктивны и опираются на аргументы. Великие наставляющие философы реактивны и опираются на сатиру, пародию, афоризмы... Систематическая философия стремится найти свой субъект в определенной части науки. Наставляющая философия хочет оставить пространство открытым для размышления»*. Это рассуждение весьма примечательно, так как отражает одну из специфических тенденций современной философии, заключающуюся в том, что игра как определенный вид творчества начинает рассматриваться как самоценный и высший вид человеческой активности.
* Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature.— Princeton.— 1979. Р. 369.
Многие философы рассматривают серьезные виды деятельности, совершаемой человеком, по модели игровой. Хайдеггер, в частности, говорит, что человек играет с бытием как с неведомым противником. Психолог Э. Берн, также рассматривающий различные виды человеческой активности по модели игры, видит в этом проявление отчужденных сторон бытия людей в современном обществе.
Я думаю, что распространенная в западной философии игровая модель, несмотря на интересные посылки, заключенные в данном анализе, все же не может быть полностью отнесена ко всем видам человеческой деятельности, тем более, она не может быть рассмотрена в качестве высшей цели человеческого бытия, так как в игре, при всех творческих элементах, тем не менее отсутствует высший смысл, идущий от совместно разделенных, обусловленных решением конкретных исторических задач, целей бытия людей.
Тенденция универсализма в общем-то находит свое завершение в этике Канта. Кант пытается использовать для оправдания нравственного мотива способность разума быть самозаконодателем собственной воли. Критерием, следующим из самого разума, не отягощенного никакими практическими соображениями, кроме идеи морали, оказывается категорический императив — правило универсализации, заставляющее индивида представлять возможность превращения его мотива поведения во всеобщий закон. Если универсализировать мотив не удается, от совершения поступка следует отказаться. По существу категорический императив не содержит в себе никакого критерия для стимуляции позитивного поведения. Для обоснования последнего Кант вынужден использовать уже другие критерии, в частности — пантеистический принцип, представление о движении истории к совершенному обществу, предстающему перед индивидом как царство целей.
Кантовская методология часто используется в деонтических теориях, предполагающих возможным создать общие правила поведения, приемлемые для разных людей, с разными жизненными ориентациями. Они не касаются содержания личных интересов, рассматривая лишь справедливые условия их удовлетворения. Наиболее радикально такая позиция представлена в нейтралистском либерализме.
В современной западной теории морали принцип универсализации используется Р. Хеаром для описания типичной ситуации действия, в которой учитываются интересы всех других людей, а также Ю. Хабермасом и К.О. Апелем, развивающими этику дискурса, предполагающую апелляцию в решении моральных вопросов к неограниченному коммуникативному сообществу. Универсализация предстает в названных концепциях как форма выражения нравственных суждений, претендующих на то, чтобы быть общеобязательными. Но, в отличие от построений Канта, она не требует здесь столь решительного разделения нравственного мотива и собственного интереса, то есть нравственный мотив оказывается не высшей целью человеческих стремлений, а разумным средством обеспечения условий сочетания различных интересов.
Партикуляристы чаще всего пытаются найти исходные основания морали в некоторой исторической традиции, которая по необходимости оказывается традицией какой-то одной культуры и часто связывается с определенными религиозными представлениями и иными культурными ценностями (Рорти, Макинтаир). Такой подход создает сложности при решении определенных нравственных проблем, возникающих в современном мире, который становится все более и более глобальным, в котором происходит вынужденное, например, связанное с бизнесом, нахождение одних групп населения на территории, где имеется отличная от условий их воспитания культурная традиция. Например, половая связь с 14-летней девушкой рассматривается в западной традиции как нравственное развращение, а в восточной традиции это явление при определенных обстоятельствах выглядит как вполне допустимое. Универсалистская мораль пытается преодолеть эти противоречия. Но она испытывает сложности с исходными основаниями для определения правильности моральных суждений и в основном развивается в плане утверждения конвенциального характера морали, при котором моральная истина выглядит как общее согласие.
Претендующая на всеобщее значение мораль так или иначе строится с использованием кантовских аргументов, которые, как мы уже отмечали, развивались в связи с задачей обосновать мораль из нее самой на основе понятия автономной нравственной воли, т. е. воли, действующей независимо от прагматических соображений, на основе нравственных ценностей, имеющих абсолютное значение. В качестве таких ценностей в современном мире, в частности, утверждаются основные права человека. Для аргументации необходимости их соблюдения в отдельных случаях требуются именно принципы абсолютной морали. Например, принимая право человека на жизнь как абсолютное, мы уже не можем отказываться от гарантий его обеспечения. Мы, например, не можем подсчитывать, что за счет жертвы одной жизнью можно было бы спасти десять других, не можем ограничивать возможности одних ради расширения возможностей других, хотя бы для общества в целом это и было полезно.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2736 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!