Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура первой половины XIX в



Рост национального самосознания, который стал прямым следстви­ем победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки. В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного об­разования. Ее основными звеньями были: церковно-приходские шко­лы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сосло­вий) — начальная ступень; гимназии (за исключением крепостных) — средняя ступень; университеты и технические учебные заведения — высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове.

В 50-е гг. при университетах открываются педагогические инсти­туты и специальные пансионы, которые готовили к поступлению в выс­шие учебные заведения. Высшее образование предоставляли также спе­циальные учебные заведения: кадетские корпуса, военные академии, институты горный, технологический, инженеров путей сообщения, Московское коммерческое училище. Чиновников для государственных учреждений готовили в лицеях (Петербург, Одесса, Ярославль) — при­вилегированные учебные заведения с программой высшей и средней школы. Развитие и совершенствование системы образования было пря­мым следствием экономического развития страны и увеличения числен­ности аппарата управления.

Значительные успехи были достигнуты в науке. Особенно интен­сивно и эффективно развивалась университетская наука. Университе­ты становятся крупными научными центрами. Мировое признание в области математики получили труды Н. И. Лобачевского (Казанский университет) — создателя неэвклидовой геометрии, П. Л. Чебышева (Пе­тербургский университет) — доказал закон больших чисел, М. В. Остро­градского и В. Я. Буняковского (Академия наук) — изучали проблемы математической статистики и теории вероятностей. Выдающиеся от­крытия были сделаны в области органической химии Н. Н. Зини-ным и А. М. Бутлеровым (Казанский университет). Успехи в изуче­нии электричества и магнетизма связаны с именами В. В. Петрова, Э. X. Ленца и Б. С. Якоби (Академия наук). В медицине большое зна­чение имели труды Н. И. Пирогова, положившие начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии и отечественной во­енно-полевой хирургии.

Глава 8. Николай I: «апогей самодержавия» 257


Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н. М. Ка­рамзина. Оформление дворянского направления в историографии свя­зано с именами историков Н. Г. Устрялова и М. Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора Московского университета Т. Н. Грановского.

В первой половине XIX в. предпринимаются многочисленные круго­светные путешествия. Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского в 1803—1806 гг. Были открыты новые острова в Тихом и Ле­довитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В 1821 г., также во время кругосветного путешествия, совершенного под коман­дованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. И. Лазарева, была открыта шес­тая часть света — Антарктида. Русские географы и путешественники внесли значительный вклад в изучение азиатского материка. Экспе­диции Ф. П. Врангеля, Ф. Ф. Матюшина составили описание северо-восточных берегов Азии, П. К. Пахтусова, Ф. П. Литке — островов Се­верного Ледовитого океана, А. Ф. Мидцендорфа — обследовала терри­торию в бассейне реки Енисей и Якутии.

Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних сти­лей и направлений другими: сентиментализма — романтизмом, роман­тизма — реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится литература.

Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже XVIII—XIX вв. Его основоположником и наиболее ярким представи­телем был Н. М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во вто­ром десятилетии XIX в. связано с творчеством В. А. Жуковского. Его переводы открыли отечественному читателю лучшие произведения за­падноевропейской романтической поэзии. К этому направлению сле­дует отнести поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произве­дения М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева. С 1830-х гг. в русской литературе начинает утверждаться реализм.

У истоков реализма стояли А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лер­монтов, В. Г. Белинский. А. С. Пушкин — не только основатель рус­ского реализма, но вместе с Н. М. Карамзиным ему принадлежат зна­чительные заслуги в становлении и развитии современного литератур­ного языка. Русская литература вступала в свой золотой век.

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями — классицизмом и романтизмом. Традиции классициз­ма развивали в своих произведениях Ф. А. Бруни, Ф. И. Толстой. Сюже­тами для их картин служили главным образом библейские и мифологи­ческие темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным ра­ботам О. А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С. Ф. Щед-

258 История России с древнейших времен до наших дней


рина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых лю­дей, в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для твор­чества А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина.

Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и тра­дициями академической живописи отличала произведения выдающе­гося художника первой половины XIX в. К. П. Брюллова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванов. Многочисленные этюды и пейзажи к картине оказали влияние на становление реалистического искусства. Идеи реа­лизма получают развитие в жанровой живописи ученика К. П. Брюл­лова П. А. Федотова.

Для первой половины XIX в. характерно развитие монументальных форм скульптуры. Этот процесс был непосредственно связан с укрепле­нием Российского государства, ростом национального самосознания, вы­званного победой в войне 1812 г. Героические страницы отечественной истории получили свое воплощение в памятниках К. Мишину и Д. По­жарскому в Москве, сооруженному по проекту И. П. Мартоса, М. И. Ку­тузову и М. Б. Барклаю-де-Толли в Петербурге у Казанского собора по проекту Б. И. Орловского. Всемирную известность принесла П. К. Клод­ту скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Русские зодчие первой половины XIX в. внесли выдающийся вклад в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и раз­витие получили основные принципы классицизма. Стиль, сложивший­ся под влиянием патриотического подъема, вызванного победой в войне 1812г., получил название русского классицизма, или русского ампира. В 30—50-х гг. в русской архитектуре начинают формироваться черты нового архитектурного направления. На смену русскому классицизму приходит «историзм», или «эклектика».

Прекрасными образцами классицизма в русской архитектуре ста­ли творения А. Н. Воронихина (Казанский собор, Горный институт), А. Д. Захарова (Адмиралтейство), архитектурные ансамбли К. И. Рос-си (Александрийского театра с улицей зодчего Росси, здания главного штаба с двойной аркой, Сената и Синода) — в Петербурге, О. И. Бове (Манеж и Большой театр) — в Москве.

Одной из разновидностей «эклектики» стал «русско-византийский» архитектурный стиль. Представитель его — К. А. Тон, по проектам кото­рого построены храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец в Москве, здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Важнейшими составными частями культурной жизни России яв­лялись театральное и музыкальное искусство. Начало XIX в. отмечает интенсивный рост количества театров и театральных трупп. В 1824 г. в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра. В 1832 г. в Санкт-Петербурге начинает свою деятельность Александрийский театр. На театральной сцене классицизм и сентиментализм уступили место ро­мантизму. Русская реалистическая литература в значительной степени способствовала формированию сценического реализма. Основоположни-

Глава 8. Николай I: «апогей самодержавия» 259


ком реализма в актерском искусстве по праву считается М. С. Щеп­кин. Выдающиеся актеры-трагики П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шиллера, Гого­ля, Островского, Тургенева.

С именем М. И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М. И. Глинки составляла русская народная музыка. М. И. Глинка — автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Тради­ции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д. С. Дар­гомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых раз­личных слоях русского общества.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...