Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Финляндия - государство, расположенное в Северной Европе, в бассейне Балтийского моря. Хотя она относится к самым большим европейским странам региона (337 тыс. км2), но является весьма редконаселенной (менее 5 млн чел.); около 1/3 ее территории находится за Полярным кругом. Финляндия - страна лесов, которыми загата ббльшая часть территории, и озер (около 1/10 территории). Процесс формирования финской нации проходил в условиях длительной экспансии (господства) Швеции (конец ХІІІ-начало XIX в.), что затрудняло национальное культурное развитие.
В 1809 года Финляндия вошла в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское. Процесс становления национальной школы в архитектуре, изобразительном искусстве ускоряется и происходит на фоне тесных контактов с русской культурой. В 1812 году столицей Финляндии становится Хельсинки. Здесь открывается университет (1827), с которым связано возрождение финского языка; начинает выходить первая регулярная газета на финском языке; возрождаются театр и музыка, изобразительное искусство и ремесла. В 1848 году была основана Ассоциация художников Финляндии, в 1879 - общество «Друзья финляндского ремесла»; в начале 1870-х открывается Школа искусств и ремесел, переименованная в 1885 г. в Центральную школу прикладного искусства. При Политехническом институте в Хельсинки (1872) функционирует архитектурный факультет, который, к слову, окончил А. Аалто (1921), основоположник современной финской архитектуры.
Оценивая предысторию финского дизайна, следует отметить успех финского павильона на Всемирной Парижской выставке 1900 года и формирование после этого в первое десятилетие XX века огромного интереса в стране к художественно-ремесленной деятельности. Говоря об этапах становления национального дизайна, профессор К. Франк писал: «Финский дизайн приобрел свой естественный характер не ранее 1940-х годов. Правда, в 1910-е годы была попытка создания «финского стиля» под знаменем «Art Nouveau». Но финский дизайн не был тогда еще дизайном в сегодняшнем понимании. Он был в значительной степени ремеслом и прикладным искусством. Однако в конце 1940-начале 1950-х годов дизайн вошел в промышленность в полном смысле этого слова. За одно десятилетие такие промышленные продукты как обои, столовые приборы, изделия из стекла, осветительные приборы стали исключительно финскими» [21.3].
Большое влияние на становление финского дизайна, формирование его национальных черт оказал архитектор А. Аалто, внесший весьма существенный вклад в европейскую и мировую культуру.
Алвар Аалто (1898-1976), выдающийся финский архитектор, художник-прикладник, дизайнер интерьеров и мебели, скульптор. В своем творчестве соединял принципы функционализма с национальными традициями финского искусства, стремился «гуманизировать интернациональный стиль» архитектуры с помощью «материалов и форм, сохраняющих тепло человеческих рук».
С 1939 года жил в США, преподавал там, одновременно продолжая работать для Финляндии и др. стран. Его стиль близок «органической архитектуре» Ф.Л. Райта.
Уже в ранней своей работе - библиотеке в Выборге (1927-1935) - он начал экспериментировать с освещением, которому придавал большое значение. Так, читальный зал, представляющий собой глухой объем (его стены оберегают читателей от внешнего шума), освещается сверху через круглые фонари, создающие равномерную освещенность всех мест. Белый цвет стен и потолка не только повышает общую освещенность, но и создает мажорный образ интерьера.
Блестящим примером целостного решения среды стала вилла «Майреа», спроектированная для художницы Майры Гулликсен (1938-1939) и ее супруга - промышленника и большого любителя искусства Гарри. Дом имеет каркасную металлическую конструкцию и кирпичные стены. Для внутренней и наружной отделки Аалто широко использовал свой излюбленный материал - дерево, применяя различные его породы - сосну, березу, ель, тик. Деревянные рейки покрывают стены и потолки, балконы и террасы, из дерева выполнены многие детали интерьеров и мебель, специально спроектированная для этого дома. А. Аалто формирует материал в зависимости от поставленной задачи, используя его фактуру и цвет. Дерево в руках архитектора становится не только великолепным отделочным материалом, вносящим теплоту и уют, но и средством объединения здания с окружающим лесным ландшафтом.
В Западной Германии выделяются две постройки А. Аалто - культурный (1959-1962) и религиозный (1965-1968) центры в г. Вольфсбурге. Наиболее эффектной частью культурного центра является «веер» аудиторий, выходящих на площадь фасадами, облицованными белым и голубым каррарским мрамором в сочетании с памирским сиенитом; интересно решен вестибюль постройки. В религиозном центре выделяется своим решением церковь - ее трапециевидное в плане пространство перекрыто железобетонными наклонными рамами, потолок между которыми обшит деревом. Полы облицованы керамической плиткой. Стены всех сооружений выполнены в беленом кирпиче и бетоне; крыши медные [21.1].
Частью архитектуры, наполнением ее «аксессуарами» Аалто считал дизайн. Единство архитектурного и дизайнерского мышления, понимание и творческое воплощение как функциональных, так и художественной, культурной сторон определили новаторский характер его творчества.
Еще в начале 1930-х годов А. Аалто начал эксперименты с конструкцией и технологией мебели. Им создается новый тип мебели с использованием обычных листов фанеры, но специфически обработанных. На основе специального метода распиловки и последних для тех лет достижений химии готовились «деревянные макароны» - эластичные заготовки, которые можно было изгибать, почти не ограничивая фантазию. Гнутое дерево мастер использовал также для больших декоративных панно и скульптур. Многие образцы мебели, осветительной арматуры, скобяных изделий и пр., созданные для конкретных архитектурных объектов, интерьеров, обрели самостоятельную жизнь и воспроизводятся серийно.
В конце 1940-начале 1950-х годов доминирующие позиции на международных Триеналле в Милане и других престижных выставках начинают занимать представители Финляндии. Так, в 1951 году они удостоились 6-ти «Гран-при», 7-ми Золотых и 8-ми Серебряных медалей. Кай Франк, Тапио Вирккала и Тимо Сарпанева становятся первыми звездами европейского дизайна, а затем завоевывают славу больших мастеров в Америке.
Одной из ключевых фигур финского дизайна 1940-1950-х годов, много сделавшим для слияния дизайна с промышленными технологиями при сохранении культурной преемственности, был К. Франк - дизайнер-универсал.
Кай Франк (1911-1989), известный финский дизайнер с широким спектром работ (текстиль, керамика, стекло, мебель, инструмент и интерьеры, в том числе самолетов), профессор (преподавал в Центральной художественно-промышленной школе).
Керамический набор посуды «Килта» (1948-1953) был создан им для тесных послевоенных квартир. На основе простых геометрических форм достигнуто органичное сочетание традиций национальной крестьянской посуды с проектными принципами функционализма. Посуда, построенная на строгой модульной сетке с учетом технологии фирмы «Арабиа», продавалась как в комплекте, так и частями, широко использовалась в быту и в сфере общественного питания в Финляндии и за рубежом. Посуда выпускалась с 1952 по 1974 год; были проданы более 25 млн экз., которые встречаются и сейчас. С 1980 года производилась модификация - например, сервиз «Тема» (более прочная каменная масса, можно было ставить в СВЧ-печи). Франк выполнял работы по стеклу для фирм «Ииттала» (1940-е), «Нууттайерви» (1951-1973). С долей иронии он порой отходил от «абсолютной формы». В двухэтажных графинах «Кремлевские купола» малый из графинов служит крышкой для большого (1958).
В 1955 году К. Франк получил престижную скандинавскую премию Лун- нинга и, благодаря ей, совершил большую поездку по Японии и Италии. Под влиянием Японии была создана пластиковая посуда «Каждый день» фирмы «Сарвис» (1979).
С 1976 года Франк работал как свободно практикующий дизайнер в самых разных областях проектирования. Его взгляды сложились в целостное антропоцентрическое, культурно-экологическое мышление, ядром которого оставался его дизайнерский этико-эстетический идеал. Он, в частности, утверждал, что ни одна страна не должна проектировать изделия исключительно для экспорта, особенно это опасно для малых стран, ибо всегда рискованно строить свою культуру на чужой почве. При этом ни одна страна не может позволить себе отказаться от художественного ремесла или любого другого независимого и гибкого мелкого производства. Именно в них заложено «семя национальной культуры вещи». Принципиальность и верность идеалам снискали Франку славу «совести финского дизайна» [16].
Работы Франка экспонировались на многочисленных выставках в Финляндии, Европе, Америке, Японии, были отмечены высшими наградами, в т.ч. «Золотым циркулем» (Италия).
Становлению дизайна Скандинавии в послевоенный период и его международному признанию в большой степени способствовала деятельность Т. Вирккалы.
Тапио Вирккала (1915-1985), один из ведущих дизайнеров Финляндии и Скандинавии, по окончании войны оказался в эпицентре становления нового этапа развития финского дизайна. Именно с помощью интеллектуальных сил, в т.ч. дизайнеров и архитекторов, в эти сложные годы (поражение во Второй мировой войне), страна явила удивительный феномен выживания не только в культурном, но и в социоэкономическом смысле, выхода из глубокого кризиса. Финские дизайнеры, в т.ч. Вирккала, понимая, что необходимо мобилизовать все силы и быть реалистами, искали адекватные эстетичные формы выражения в материальной культуре, обращая недостатки в достоинства. Сотрудничество с фирмой «Ииттала», начавшееся в эти годы и продолжавшееся всю жизнь, сделала Вирккалу одним из символов возрождения финского дизайна.
Вирккала, чтобы внедрить новаторские, не отвечавшие традиционным приемам работы стеклянные изделия, досконально изучает технологию производства, сам изготавливает мульды для отливки стекла, осваивает технику матирования, обработки поверхности алмазом и т.п. «Лишь после того, как я собственноручно обработал серию из 30-ти бокалов «Спираль», созданных по моему проекту, я был, наконец, признан и принят моими сотоварищами-рабочими», - вспоминал дизайнер. Одно из наиболее известных произведений - серия ваз «Каи- тарелли» («Лисички», 1946) с тонким орнаментом в виде полос (пересказанная языком абстракции форма лесных грибов) производилась в течении 15 лет и пользовалась большой популярностью.
Одновременно Вирккала занимается графикой, выигрывает конкурс на проект банкнот, объявленный Финским национальным банком (1946), разрабатывает серию марок к XV Олимпийским играм в Хельсинки (1952).
В конце 1940-начале 1950-х годов он складывается и как дизайнер-выста- вочник. Триумфом финского дизайна и самого Вирккалы стали оформленные им экспозиции на триеннале в Милане (1951-1954).
Вирккала работает со многими известными зарубежными фирмами. В 1954 году он начинает сотрудничать с бюро Р. Лоуи (Нью-Йорк), разрабатывает столовые приборы, телевизоры и пр. Вернувшись в Европу, Вирккала начинает долговременное сотрудничество с фирмой Ф. Розенталя (ФРГ), изготавливающей изделия из фарфора, и создает сервиз «Финляндия» из белого фарфора мягких скульптурных линий и без декора. Работая в международном проектном дизайн-центре «Домус-тим», он вместе с интернациональной командой создает «универсальный стиль», пригодный в любом иитерьерном дизайне, но в то же время позволяющий сохранить индивидуальную природу отдельных предметов. Одним из мировоззренческих результатов работы интернациональной команды явилось существенно новое представление о связанности объектов в среде, вылившееся позднее в так называемое «средовое мышление» в дизайнерской идеологии и практике.
После весенней Франкфуртской ярмарки 1961 года, где Вирккала показал вазы, подносы, подсвечники, фарфор и столовые приборы, дизайнерская пресса писала: «Имя Тапио Вирккалы стало символом стилевой концепции. Не будет преувеличением сказать, что все европейское восприятие и понимание формы откристаллизованно в творчестве Вирккалы... Его произведения полны свежести - в них отражается наш художественно настроенный век и в то же время проступает, мягко играя, язык классических форм».
Сотрудничая с европейскими фирмами, в т.ч. итальянскими, и не прерывая работы у себя на родине, он создает самые разнообразные проекты - от бытовых изделий до промышленного оборудования, от уникальных художественных произведений до широко тиражируемых вещей. В конце 1950-начале 1960-х годов много работает в пластмассе и других синтетических материалах, создает проекты пластикового сервиза для германской авиакомпании «Люфтганза», зубную щетку, в ручке которой содержится паста, пластмассовую лампу, термос, туристическую складную лодку-рюкзак и многое другое.
Работы Вирккалы выставлялись более чем в 50 странах, в т.ч. в СССР (1981). Вирккала стал одним из символов финского дизайна послевоенного периода наряду с К. Франком и Т. Сарпаневой [16].
Тимо Тапани Сарпанева (род. в 1926), один из наиболее известных и самобытных финских дизайнеров плеяды 1950-1960-х годов, художник, график, скульптор, педагог. Следуя своим предшественникам, в частности, А. Аалто, он легко и органично преодолевает границу между уникальным произведением искусства и массовой потребительской вещью. Работает дизайнером на ряде финских фирм, в т.ч. таких известных как «Ииттала» (стекло), «Розеилев» (металлические изделия) и др., сотрудничает с зарубежными компаниями. В начале 1950-х открывает собственное дизайнерское бюро.
Получив ряд высших наград на Миланской триеннале 1954 года (скульптура из стекла), Сарпанева становится признанным мэтром. Среди его работ - павильон Финляндии на Скандинавской выставке дизайна и художественного ремесла (Швеция, 1955), финский павильон на Миланской триеннале (1957), выставки «Финляндия» во многих странах Европы и Японии (1961-1964), финский павильон на ЭКСПО в Монреале (1967) и др.
В середине 1950-х годов Сарпанева создает для «Иитталы» так называемую «г-линию» - серии стеклянных изделий, упразднивших границу между дорогими произведениями искусства и дешевым потребительским стеклом. В основу этой серии заложены классические функционалистические принципы комбинируемое™ и взаимозаменяемости, штабелируемости и многофункциональности, стремление к внешней простоте и анонимности. Преобладают абстрактные, гео- метризированные формы, обогащенные мотивами биоморфности.
Смысл этой линии Сарпанева развивает и в других материалах: серия чугунных изделий для приготовления пищи и одновременно для сервировки стола («Розен л ев», 1960), посуда из нержавеющей стали («Опа», 1970), посуда из фарфора и фаянса, а затем и каменной массы («Розенталь», 1970-1980-е). Предметы универсальны и предназначены как для домашнего обихода, так и для официальной обстановки. В них по-новому интерпретирована традиционная форма широко известных предметов, что позволило превратить рутину повседневности в праздник жизни. Одновременно он продолжает работать как художник и скульптор, много времени посвящает книжной графике. В 1980-е годы его страсть к «тайне формы» распространяется и на проблемы градостроительства: он создает серию архитектонических этюдов «Неополис», которые в то же время можно рассматривать и как деревянную скульптуру.
Работы Сарпаневы отмечены массой престижных наград, его произведения представлены в коллекциях многих музеев мира, а персональные выставки дизайнера, дважды демонстрировавшиеся в СССР, путешествуют по всему миру [16].
В 1960-е годы финский дизайн начал распространяться в отраслях, занимавшихся выпуском промышленного оборудования, электробытовой аппаратуры, велосипедов, мотоциклов, машин для сельского хозяйства и др. изделий. Широко привлекать дизайнеров начинает крупнейший в Финляндии концерн «Фискарс» (26 различных предприятий), выпускающий разнообразную продукцию - столовые приборы, посуду, мебель различного назначения, электробытовые приборы. В мебельной промышленности были разработаны комплекты мебели как для жилых, так и для общественных помещений, отмеченные международными премиями и пользующиеся широким спросом за рубежом. К традиционным для финской мебели материалам (отечественные сорта дерева и формованная фанера) добавились металл и пластмассы. Новатором з этой области выступил дизайнер Ильмари Тапиоваара, а также его последователи Е. Аарнио и У. Куккапуро [21.8].
Большое внимание начинает уделяться и разработке упаковки; крупнейшее в стране предприятие потребительской упаковки - фабрика «Эуран Папери». При разработке упаковки учитываются такие факторы как экономичность, защитные свойства, улучшенный товарный вид и привлекательность. Предпочтение отдается сочетанию Традиционных для Финляндии материалов (бумага, картон) с целлофановой пленкой, алюминиевой фольгой, пергаментом и различными пластиками. Широкое применение нашли слоистые материалы и материалы с покрытиями.
Для изделий, созданных финскими дизайнерами, характерны чистые линии, строгие и лаконичные формы, минимальное использование декора. В своих работах дизайнеры учитывают национальные условия, особенности быта, вкус покупателей, стремятся отразить единство человека с окружающей его природой. Наиболее ценными чертами финского дизайна являются конструктивная простота решений, функциональность, учет условий эксплуатации.
Функционализм - общая стратегия мирового дизайна 1950-1970-х годов, проявившаяся в минимуме декора внешней формы, в действительных, а не мнимых, свойствах вещей, максимально учитывающих «человеческий фактор» (антропометрия, психофизиология и физиология), а также в использовании рациональных технологических процессов. Этот термин применяют с некоторой стилевой окраской, учитывающей проявления интернационального стиля.
Большое значение для развития дизайна в Финляндии и внедрения его методов в промышленность имела деятельность финского общества «Орнамо» (до 1912 оно называлось «Общество художников-оформителей»). Общество поставило своей целью содействие развитию прикладного искусства и дизайна, установление более тесного сотрудничества между художниками, дизайнерами и промышленностью [21.6]. В Финляндии издается журнал «Форм функшзн Финлэнд».
Многие годы единственным в стране было Высшее училище промышленного дизайна (Хельсинки). Училище, основанное в 1970-х годах, располагалось в заводском здании фирмы Arabia, что позволяло использовать в процессе обучения современное промышленное оборудование, приобщая студентов к технологическим знаниям и навыкам. Желающих обучаться в нем было очень много. Ежегодно подавались около 2000 заявлений о приеме, но в результате строгого отбора в конце 1980-х годов всего 5% абитуриентов становились студентами. Преподавательский состав - высокого уровня квалификации: это ведущие специалисты в различных областях дизайна, при этом обязательно практикующие.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 2715 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!