яРСДНОЕДХЪ.нПЦ цКЮБМЮЪ | яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ | йНМРЮЙРШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ!  
 

иЗМЕНЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ



Система дыхания. Одной из ранних и постоянно действующих реак­ций организма на кислородное голодание является увеличение минутного объема дыхания (МОД). На высоте 5000-6000 м МОД увеличивается на 30-50 %. Возрастание МОД происходит за счет увеличения частоты и (или) глубины дыхания. Причиной увеличения МОД является снижение напряжения кислорода в артериальной крови, что является адекватным раздражителем синокаротидной и аортальной рефлексогенных зон. От рецепторов этих зон стимулирующие афферентные импульсы поступают к клеткам дыхательного центра. Степень увеличения МОД зависит от двух противоположно действующих факторов - гипоксической стимуляции дыхательного центра и его угнетения сниженным при гипервентиляции парциальным давлением углекислого газа.

Уменьшение рО2 о вдыхаемом воздухе при подъеме на высоту вызывает пропорциональное снижение такового в альвеолярном воздухе до высоты около 2500 м. На больших высотах снижение pAO2 замедля­ется. В первую очередь это связано с рефлекторным включением компенсаторной гипервентиляции. Увеличение вентиляции легких ведет к уси­ленному вымыванию из организма углекислого газа. На высотах до 8000 м парциальное давление углекислого газа в альвеолярном воздухе снижается примерно вдвое (до 20-25 мм рт. ст.). Такая реакция первоначально имеет приспособительное значение, так как ведет к соответствующему повышению альвеолярного парциального давления кислорода и лучшему насыщению кислородом артериальной крови. В последующем, при более выраженной гипокапнии происходит ухудшение кислородного снабжения мозга и сердца из-за спазма сосудов, развития алкалоза в крови и угнетения дыхательного центра.

На больших высотах резервные возможности внешнего дыхания ста­новятся недостаточными. Парциальное давление кислорода падает до величин, несовместимых с сохранением функций жизненно важных сис­тем организма. Такой уровень парциального давления кислорода называ­ют критическим. В альвеолах он составляет величину около 25 мм рт. ст. и создается на высотах более 8000 м. Дальнейшее понижение рАО2 приводит к изменению направления диффузии кислорода из крови в альвеолярный воздух и внешнюю среду, то есть к процессу дезоксигенации, усугубляющему развитие острого кислородного голодания. Таким образом, рАО2 является показателем, по которому можно судить о состоянии кислородного снабжения организма на различных высотах.

Подъем на высоту сопровождается и другими изменениями функций дыхания. Увеличиваются дыхательные экскурсии грудной клетки. Из-за усиленной перфузии легких и поднятия диафрагмы снижается жизненная емкость легких. Одной из характерных особенностей для высотной гипоксии является нарушение ритма дыхания. В одних случаях появля­ются отдельные глубокие вдохи на фоне нормальных равномерных цик­лов - периодическое дыхание. В более тяжелых случаях развивается дыхание типа Чейн-Стокса, характеризующееся неравномерной частотой и глубиной. Возникновение периодического дыхания можно объяснить сочетанным влиянием на дыхательный центр гипоксии и гипокапнии. Нарушение ритма дыхания приводит к значительным колебаниям насы­щения артериальной крови кислородом и является неблагоприятным для организма явлением.

Насыщение крови и тканей кислородом. Снижение парциального давления кислорода во вдыхаемом и альвеолярном воздухе приводит к уменьшению оксигенации крови и тканей. Однако в результате действия компенсаторных механизмов уменьшение оксигенации крови и тканей на различных высотах происходит в меньшей степени, чем снижение р0; в атмосферном воздухе на тех же высотах. Понижение напряжения кисло­рода в крови вызывает выход зрелых эритроцитов из депо, и переход их в общий кровоток, чтона 10-15 % увеличивает кислородную емкость крови.

Особенность взаимодействия кислорода и гемоглобина позволяет под­держивать достаточно высокий уровень насыщения крови кислородом (до 80 %) на высотах 4000-4500 м. Выведение углекислого газа из организма при гипервентиляции приводит к сдвигу реакции крови в щелочную сторону. Это, в свою очередь, повышает сродство гемоглобина к кисло­роду, кривая диссоциации оксигемоглобина сдвигается влево. В результа­те улучшается насыщение крови кислородом в легких и сдерживается падение напряжение кислорода в артериальной крови на высотах. Более высокое, чем в легких, напряжение углекислого газа в тканях и более кислая реакция крови тканевых капилляров способствуют лучшей отдаче кислорода оксигемоглобином при прохождении крови по капиллярам тканей (кривая диссоциация оксигемоглобина сдвигается вправо).

На высотах более 8000 м компенсаторные механизмы крови становят­ся неэффективными. Оксигенация крови снижается до критического уровня, то есть до уровня, когда человек не может длительно сохранять сознание. При этом насыщение крови кислородом составляет 50-60 %, напряжение кислорода в артериальной крови падает до 20-25 мм рт. ст. Критический уровень напряжения кислорода в тканях мозга и сердца составляет около 18-20 мм рт. ст., а в органах с менее интенсивным потреблением кислорода (в коже) этот уровень к моменту нарушения сознания может снизиться до 8-10 мм рт. ст.

Сердечно-сосудистая система. Понижение парциального давления кислорода в артериальной крови при подъеме на высоту через стимуляцию хеморецепторов синокаротидной и аортальной рефлексогенных зон при­водит к увеличению частоты сердечных сокращений. Начальные измене­ния пульса отмечаются у отдельных здоровых людей уже на высоте 1500 м. На высоте 2000 м даже в состоянии покоя частота пульса может увеличиваться на 5-7 % по отношению к исходной, а на высоте 5000 м - на 15-30 %. Увеличение частоты сердечных сокращений ведет к повышению минутного объема крови. На высоте 5000 м он возрастает в среднем на 30-40 %. Увеличение объема крови, доставляемой в легкие и ткани, в определенной степени компенсирует уменьшение парциального давления кислорода в альвеолах и артериальной крови на высотах до 7000-8000 м. На больших высотах частота сердечных сокращений, а следовательно, и минутный объем сердца могут возрастать в 2.5-3.0 раза. Однако значительное повышение скорости кровотока ухудшает условия насыщения крови кислородом и усиливает процесс дезоксигенации орга­низма. Следовательно, выраженная тахикардия на высоте может расцени­ваться не только как приспособительная реакция, но и как патологическая реакция сердечно-сосудистой системы в условиях острой гипоксии.

Увеличение систолического давления на 10-20 мм рт. ст. отмечается на высоте около 5000 м. Диастолическое давление чаще не изменяется или незначительно снижается. При ухудшении общего состояния на высоте может возникать существенное снижение системного артериаль­ного давления и развитие высокого коллапса. Важной приспособительной реакцией сердечно-сосудистой системы на высоте является перераспре­деление и увеличение массы циркулирующей крови.

Проводимые в высотных условиях электрофизиологические исследо­вания свидетельствуют о нарушении биоэлектрической деятельности сер­дца. Снижение вольтажа зубца Р, смещение интервала S-Т ниже изоли­нии, атриовентрикулярная блокада, экстрасистолии свидетельствуют о развитии острой гипоксии миокарда. Перечисленные изменения наблю­даются только при крайних степенях кислородного голодания на больших высотах.

Центральная нервная система. Мозг человека в среднем за одну минуту потребляет около 50 мл кислорода. Это примерно шестая часть всего кислорода, утилизируемого организмом. Масса же головного мозга составляет немногим более 2 % от массы тела. Учитывая, что нервные клетки не имеют своих энергетических запасов, становится понятным, что в картине гипоксического состояния на высоте ведущая роль принад­лежит центральной нервной системе. Различные отделы ЦНС неодинако­во устойчивы к дефициту кислорода. Наибольшей устойчивостью к гипоксии обладают филогенетически древние, а наименьшей - молодые отделы ЦНС. Неодинакова устойчивость к гипоксии и нервных центров. При гипоксии крайних степеней дыхательный центр прекращает свою работу раньше, чем, например, сосудодвигательный. Недостаток кислоро­да воздействует на ЦНС как непосредственно, так и рефлекторно, через хеморецепторы. В общей закономерности изменений функций централь­ной нервной системы на высоте наиболее характерным является их фазность.

На первой стадии гипоксических изменений повышается возбудимость структур головного мозга. Уменьшаются пороги возбуждения. Возбуди­тельные процессы преобладают над тормозными. У человека развивается состояние эйфории, снижается способность к сосредоточению, появляет­ся двигательное беспокойство, нарушается координация тонких движе­ний. Наиболее опасным в этот период является то, что у человека в значительной мере снижается способность к критической оценке своего состояния и окружающей обстановки.

Вторая фаза нарушений ЦНС при гипоксии более выражена и на высоте более 5000 м характеризуется глубокими расстройствами работы головного мозга. В нервных клетках развивается торможение, которое иррадиирует по коре мозга, переходит в подкорковые структуры. Нервные процессы становятся инертными. У человека снижается умственная рабо­тоспособность, ухудшается память, снижается острота зрения, появляется сонливость. В тяжелых случаях могут возникнуть судороги и нарушение сознания. По мере углубления гипоксии происходит угасание биоэлект­рической активности мозга, свидетельствующее о структурных поврежде­ниях нейронов. Следует особо подчеркнуть, что при воздействии острой гипоксии человек часто не замечает развития у него серьезных нарушений функции ЦНС и кажущееся благополучие может сохраняться до момента потери сознания. Подача для дыхания кислорода быстро восстанавливает сознание и функциональное состояние организма. Однако, как правило, у человека происходит потеря памяти о событиях, предшествующих потере сознания (ретроградная амнезия).

При кислородном голодании мозга угнетение ЦНС идет в направлении от филогенетически более молодых к более древним образованиям. Самые ранние изменения наблюдаются в условно-рефлекторной и аналитико-синтетической деятельности ЦНС, являющейся функцией коры головного мозга. В более поздние сроки происходят нарушения грубой координации движений, установочных рефлексов, некоторых вегетативных функций.

Это указывает на угнетение подкорки и промежуточного мозга. Гипоксия, развивающаяся при подъеме на высоту, приводит к нарушению высшей нервной деятельности. Раньше всего нарушаются недостаточно упрочен­ные нервные связи, поэтому вновь приобретенные рабочие навыки стра­дают раньше и легче, чем старые, упроченные в течение долгой практики.

Развитие высотной гипоксии приводит к нарушению функций анали­заторов. Страдает тактильная, температурная, проприоцептивная чувстви­тельность, снижается обоняние, вкус, нарушается функция вестибулярно­го аппарата. Слух у человека, даже при выраженном гипоксическом состоянии, сохраняется дольше, чем функции других анализаторов. На­иболее значительно изменяется функция зрительного анализатора. У некоторых людей на высоте 1500-2000 м обнаруживается нарушение суме­речного зрения. Начиная с высоты 3000 м нарушается пространственное зрение. На высотах 5000 м и более страдает глубинный глазомер, острота зрения, контрастная чувствительность, снижается цветовосприятие, особен­но зеленого и синего цвета. В основе изменений функций анализаторов лежит нарушение баланса между возбуждением и внутренним торможением, развитие охранительного торможения в коре и подкорке.

Нарушение функций ЦНС и других физиологических систем организ­ма приводит к снижению физической, интеллектуальной и операторской работоспособности человека. Характер и выраженность изменений рабо­тоспособности зависят от степени гипоксии, времени ее воздействия, индивидуальной устойчивости человека к дефициту кислорода. В соот­ветствии с фазами реакции ЦНС на кислородное голодание в начальном периоде может наблюдаться кратковременное повышение активности деятельности, хотя со снижением ее качества. При увеличении высоты и развитии в ЦНС тормозных процессов затрудняется мышление, снижается темп умственной работы, нарушается память, внимание, увеличивается время сенсомоторных реакций, страдают интеллектуальные и психомо­торные качества. На высотах до 3000 м психические качества и хорошо усвоенные операторские навыки практически остаются на исходном уровне. Однако начиная уже с высоты 1500 м наблюдается увеличение времени решения новых сложных тестовых задач. На высотах 4000- 4500 м значительно снижается физическая работоспособность, увеличи­вается время сенсомоторных реакций. На высотах до 6000 м значительно снижается умственная и операторская работоспособность. Затрудняются мыслительные процессы, нарушается внимание, изменяется эмоциональ­ный статус, ухудшается координация движений, страдает качество пило­тирования. У некоторых лиц может возникать нарушение сознания.





дЮРЮ ОСАКХЙНБЮМХЪ: 2014-10-30; оПНВХРЮМН: 363 | мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙНЦН ОПЮБЮ ЯРПЮМХЖШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ!



studopedia.org - яРСДНОЕДХЪ.нПЦ - 2014-2024 ЦНД. яРСДНОЕДХЪ МЕ ЪБКЪЕРЯЪ ЮБРНПНЛ ЛЮРЕПХЮКНБ, ЙНРНПШЕ ПЮГЛЕЫЕМШ. мН ОПЕДНЯРЮБКЪЕР БНГЛНФМНЯРЭ АЕЯОКЮРМНЦН ХЯОНКЭГНБЮМХЪ (0.006 Я)...