Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 27. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы



1. Начало Великой Отечественной войны и призыв Церкви к отпору врага. Казалось, что Православная Церковь в Советском Союзе доживает свои последние дни. Но случилось то, на что никак не рассчитывали организаторы и исполнители уничтожения религии в Советском Союзе: против нашей страны была развязана страшнейшая в истории человечества война.

В это катастрофическое время, буквально в первые часы войны, Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий публично обратился с патриотическим словом к православным людям, в котором он, в частности, сказал: «Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свою душу за народ и Родину... Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа... Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг...». В своей проповеди митрополит Сергий сказал слова, которые оказались пророческими: «Наше дело правое – враг будет разбит». Эта проповедь сразу же была передана по всем приходам Русской Православной Церкви и стала широко известна в стране, ее передавали и на оккупированной территории. Известно, что немцы расстреливали тех людей, у которых находили эту проповедь. Так Русская Православная Церковь с первых часов войны начала молиться о спасении Руси.

2. Заступничество Бога и Пресвятой Богородицы за Россию. Никогда Пресвятая Богородица не оставляла Россию своим небесным покровительством. Особенно Благодатный Покров Богородицы явил свою силу во время Великой Отечественной войны. Перед самым началом войны одному старцу Валаамского монастыря было три явления Божией Матери. В этих видениях Богородица вместе с сонмом святых стояла у престола Господа и молила его о спасении России. Господь отвечал, что в России так велик упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония. Но Божия Матерь продолжала молить Господа, говоря: «Вспомни. Сын Мой, как Я стояла у Твоего Креста». И Господь смилостивился: «Я не оставлю Россию… Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».

3. Участие Русской Православной Церкви в войне. Духовный подвиг Русской Православной Церкви. Важнейший фактор любой войны – духовный. Это хорошо знают руководители государств, это хорошо знают военные начальники. Поэтому Гитлер и его сообщники привлекли на службу многочисленных служителей темных сил: оккультистов, астрологов, рассчитывая с их помощью победить весь мир.

Духовной силой, которая встала на защиту Советского Союза, была Русская Православная Церковь во всей ее соборной полноте: от митрополита Сергия, непрестанно молившегося о победе страны, до миллионов верующих в нашей стране. Русская Православная Церковь и народ, несмотря на то что правительство не отказалось от безбожия, объединились перед лицом внешнего врага, показав большую жертвенность и способность на подвиг до самопожертвования.

В этот период не было ни одной православной семьи, где не молились бы о спасении родных, сражавшихся на фронте, о победе нашей армии в этой войне. Десятки миллионов верующих несли свой молитвенный подвиг в годы Великой Отечественной войны, что стало важнейшим духовным фактором нашей победы.

И уже в первые месяцы началось открытие храмов, возрождение приходской жизни. Изменилось и отношение властей к Церкви. В сентябре 1941 года в стране были закрыты антирелигиозные периодические издания и прекращена антирелигиозная пропаганда, перестал работать «Союз воинствующих безбожников», а власти не препятствовали открытию храмов.

Результатом этого духовного подвига стало то, что в 1943 году в стране было восстановлено патриаршество – митрополит Сергий (Страгородский) стал Патриархом. Поэтому с именем митрополита Сергия связано восстановление патриаршества после долгих лет запрета на избрание Патриарха.

Церковь помогала своей армии не только духовно, но и материально. За годы войны было собрано более 300 млн. рублей добровольных пожертвований, что стало весомым материальным вкладом в победу. Так, на церковные средства была построена танковая колонна «Дмитрий Донской», которая доблестно воевала до последнего дня войны, и авиаэскадрилья «Александр Невский».

4. Вера советских воинов. Вера маршала Жукова. Вовремя войны обнаружилась вера многих русских воинов: рядовых, офицеров и генералов. Солдаты и офицеры молили Господа о сохранении жизни и о победе. Глубоко верующим человеком был начальник Генеральского штаба Советской Армии Б.М. Шапошников. И, может быть, олицетворением этой веры стал Маршал Победы – Г.К. Жуков, который своим воинским подвигом спас Россию. Известно, что всю войну он возил с собой икону Казанской Божией Матери. История донесла до нас встречу Жукова со старцем Нектарием, который сказал ему: «Учись военному делу, это тебе пригодится».

Во время войны были совершены многие крестные ходы. Так, крестным ходом обходили Ленинград и Сталинград. Крестным ходом с иконой облетали Москву перед Московской битвой.

Во время войны часто совершались молебны. Г.К. Жуков в своей беседе с писателем Юрием Бондыревым вспоминал, что накануне Сталинградского наступления был отслужен молебен перед иконой Казанской Божией Матери. Служили молебны и перед другими битвами. Например, Кенигсберг взяли после того, как отслужили молебен.

Впервые за последние столетия Российской истории Великая Отечественная война велась усилиями всего народа. Здесь слились воедино полководческие дарования военачальников, воинское мастерство многих командиров, стойкость и беззаветное мужество солдат, жертвенное служение всего народа. Это была настоящая отечественная война, такая же, как битвы благоверного князя Александра Невского и Куликовская битва, освобождение Москвы от польских захватчиков в 1612 годы и французских завоевателей в 1812 году. И поэтому она воспринималась всем народом как война Отечественная. И Господь явил во время войны немало случаев чудесной помощи нашей армии, свидетелями чего были многие воины.

5. Официальное признание Церкви. Восстановление патриаршества. Патриарх Сергий. Подвиг Русской Православной Церкви был столь велик, что его заметили даже коммунистические руководители. Руководство советского государства неожиданно для себя поняло, что православие – это один из важнейших факторов победы в войне. И.В. Сталину стало ясно, кто на самом деле духовно служил советской армии. В 1943 году был распущен III Коммунистический интернационал. В 1943 году И.В. Сталиным было принято решение о восстановлении патриаршества, об открытии храмов, духовных школ.

4 сентября 1943 года состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) со Сталиным. С утра следующего дня НКГБ СССР по приказу Сталина выделили в распоряжение митрополита Сергия автомашину с шофером и горючим. Один день потребовался НКГБ для приведения в порядок особняка, отданного патриархии, и 7 сентября митрополит Сергий со своим небольшим штатом переселился в Чистый переулок. И уже на одиннадцать часов следующего дня было назначено открытие Собора архиереев, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Результатом этого избрания стало восстановление церковных органов управления, открытие тысяч храмов, духовных академий и семинарий.

6. Избрание Патриархом митрополита Алексия (Симанского). В 1944 году скончался Патриарх Сергий. Местоблюстителем Патриарха стал митрополит Алексий (Симанский), который исполнял обязанности управляющего Ленинградской епархией и всегда был надежным помощником митрополита Сергия. В 1945 году Поместный собор Русской Православной Церкви избрал его Патриархом Московским и всея Руси.

Удивительна судьба этого человека. Будучи дворянином, и блестяще закончив Московский университет, он неожиданно для многих поступил затем в Московскую духовную академию. После окончания академии он принял монашество и стал затем архиереем. Он верно служил Церкви и России.

После революции он остался в России и продолжал верно служить Церкви и стране. Несколько раз был арестован. Понимая весь ужас предстоящей жизни в Советском Союзе, он хотел уехать за границу, но преподобный Серафим Вырицкий благословил его остаться в России. В 20-30-е годы он служил в разных епархиях. В 1933 году был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским. Многие годы он помогал митрополиту Сергию.

Во время Великой Отечественной войны все время оставался в блокадном Ленинграде, разделяя вместе с осажденными весь ужас блокады. С первых же дней войны он призвал верующих к защите своего отечества. 6 июля он обратился к своей пастве с патриотическим воззванием «Церковь зовет к защите Родины». Он непрерывно молился о победе и спасении людей.

Своим самоотверженным служением он снискал всеобщую любовь и уважение ленинградцев. Митрополит Алексий поддерживал усилия приходов и церковного народа по сбору средств в Фонд обороны. Всего в 1941–1944 гг. в храмах города было собрано более 13 млн. рублей. Митрополит вносил личные средства в патриотические фонды, в мае 1944 г. вместе с сестрой А.А. Погожевой передал свою дачу под Ленинградом под детский дом для детей погибших солдат и офицеров. За патриотическую деятельность в дни блокады в 1943 г. был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

После избрания на пост Патриарха он провел большую работу по восстановлению Русской Православной Церкви: были отремонтированы открывающиеся храмы, а до средины 50-х годов шло открытие новых храмов, подготовлено священство, возобновлено издание церковной литературы, открыты духовные школы и восстановлены связи с православными верующими по всему миру, пополнены монахами и насельниками монастыри и многое другое. Так, подготовкой священников занялись открытые 14 июня 1944 г. в Москве Богословский институт (студентам, по просьбе митрополита Алексия, комиссия по освобождению от призыва в армию предоставила персональные отсрочки) и Богословско-пастырские курсы.

10 апреля 1945 г. состоялась его встреча и беседа с председателем Совнаркома СССР И.В. Сталиным, результат которой вскоре все ощутили. 22 августа 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР вынес постановление о предоставлении церковным органам — патриархии, епархиальным, приходским общинам и монастырям — юридических прав на приобретение транспортных средств, производство церковной утвари и т.д.

На годы служения Святейшего Патриарха Алексия выпал огромный труд по восстановлению церковного мира. В 1946 г. окончательно прекратило свое существование обновленчество, удалось восстанавливать отношения в среде русского православного рассеяния. Его высокий духовный авторитет способствовал восстановлению отношений с разными православными церквями, нарушенными в предыдущие годы. В 1970 г. была провозглашена автокефалия Православной Церкви в Америке и автономия Православной Церкви в Японии.

7. Русская Православная Церковь в первые послевоенные годы. Открытие новых храмов продолжалось и в первые послевоенные годы. Считается, что к началу 50-х годов их стало 22 тысячи. На самом же деле их было открыто около 15 000.В 1946 году Совет по делам Русской Православной Церкви представил в Политбюро отчет о своей работе и о положении Русской Православной Церкви и верующих в Советской России, в котором отмечалось, что «православную религию в нашей стране исповедует значительное количество населения, в связи с чем Русская Православная Церковь в целом является наиболее мощной по сравнению с прочими, существующими в СССР религиозными объединениями. Причем практика показала, что, хотя за 29 лет достигнуты несомненные и большие успехи в части резкого снижения религиозности в стране, с религиозными предрассудками и с религией еще далеко не покончено, а методы грубого администрирования, применявшиеся часто в ряде мест, мало себя оправдали... По состоянию на 1 января 1947 года в СССР функционирует 13 813 православных церквей и молитвенных домов, что, по сравнению с 1916 годом, составляет 28 % (не считая часовен). Из них: в городах СССР функционируют 1 352 и в рабочих поселках, селах и деревнях – 12 461 церковь... Открыто немцами на оккупированной территории (главным образом в УССР и БССР) – 7 000; бывших униатских приходов, воссоединившихся с православной церковью (западные области УССР), – 1 997».

И хотя аресты священников и даже архиереев продолжались и в последующие годы, но это не была специальная системная война с религией. И эта ситуация сохранилась до конца жизни И.В. Сталина. И даже первые годы правления Н.С. Хрущева она не изменилась.

Государство не проводило широких антирелигиозных и антицерковных мероприятий. В 1945 и 1946 гг. были отменены или существенно снижены налоги на сельское духовенство, существенно облегчены нормы и порядок налогообложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях, а также духовенства. Принято было решение не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон в городах и селах. Совнаркомам союзных и автономных республик, обл(край)исполкомам предлагалось предусматривать необходимость снабжения строительными материалами приходские общины для ремонта церковных зданий.

8. Подвиг преподобного Серафима Вырицкого. Широким народным почитанием пользуется Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев). Он родился в 1865 году в Ярославской губернии, в крестьянской семье. Ему с ранних лет пришлось уехать в Петербург, чтобы зарабатывать на жизнь. Здесь он стал купцом, вел торговлю с Европой. Дела шли очень успешно. Он стал миллионером, но большую часть своих доходов отдавал в храм и нуждающимся. В 30 лет Василий Николаевич решил полностью посвятить себя монашескому деланию. Но принял монашество только после революции, в 1922 году. Он стал насельником Александро-Невской лавры. В 1927 году принял схиму с именем Серафим и стал духовником Александро-Невской лавры. Тысячи людей в это тяжелое время шли к нему за помощью и получали просимое.

Однажды к нему обратился епископ Алексий (Симансикий), который хотел уехать за границу. Но еще до того, как был задан вопрос, старец Серафим ответил: «Многие сейчас хотели бы за границу уехать. А на кого Россию оставляют? Ничего не страшитесь, владыка, Вы нужны России. Вы будете Патриархом всея Руси и будете править 25 лет».

В конце 1920-х годов его много раз арестовывали и сажали в тюрьмы. Но наконец по состоянию здоровья его отпустили, и он поселился в 1933 году в поселке Вырица.

Перед Великой Отечественной войной и во время войны, как в свое время и преподобный Серафим Саровский, он взял на себя великий подвиг непрестанной молитвы за Россию. И это было чудо Божие: будучи крайне больным и беспомощным человеком, он ночами молился о спасении страны, а днем принимал непрерывный поток людей, которые в это тяжелое время обращались к нему. Как мог выдержать это совершенно больной человек? Только благодатью Божией.

3 июня 1949 года он скончался. Патриарх Алексий I, глубоко почитающий старца, направил на похороны студентов духовной семинарии Петербурга. Так, на его похоронах оказался и будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в то время был воспитанником духовной семинарии и который всегда почитал старца.

И до сих пор люди помнят этого святого угодника Божия и приходят к нему на могилку.

9. Молитва блаженной Матроны Московской. Особо почитаемая в народе блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) родилась в 1885 году в Тульской губернии четвертым ребенком. Из-за крайней бедности, в которой жила семья, мать, еще до рождения ребенка, решила отдать его в приют князя Голицина. Но, увидев вещий сон, – еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку – мать поняла, что сон пророческий и отказалась от мысли отдать ребенка в приют.

Матронушку часто дети дразнили, издевались над ней: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она наощупь выбиралась оттуда и брела домой. Когда мать, жалея ее, говорила Матронушке: «Дитя ты мое несчастное!» — она удивлялась: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша». Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим детям.

Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна. Не зная, где дочка, мать обычно находила ее в церкви.

С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. К ней стали ходить и ездить люди. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. Желая отблагодарить Матрону, люди оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Она побывала в разных святых местах России. Дошло предание о ее встрече с отцом Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед находящейся в храме 14-летней Матроной и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России». Так отец Иоанн предсказал особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. И в таком состоянии она жила пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». По ее настоянию были написаны две иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Сегодня это – чудотворные иконы.

Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. Однажды родственница сказала ей: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!». И она ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек...».

В 1925 году Матрона вынуждена была перебираться в Москву. И с этого времени началось ее скитание по разным местам. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно.

Еще задолго до войны она стала предупреждать людей о предстоящей войне. Но говорила она и о нашей победе: «Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». Говорила она и о том, что немцы Москву не возьмут: «Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».

Всю войну матушка молилась о нашей победе. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Известно ее предсказание, что немцы не войдут в Тулу, и они в Тулу не вошли.

Во время и после войны она помогала тысячам людей. В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили с разными своими бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства; с житейскими нуждами и вопросами: выходить ли замуж, менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами. Она никому не отказывала в помощи.

Она жила, не имея своего угла, имущества, запасов. Кто пригласит, к тому и шла жить. Существовала на приношения, которыми сама не могла распоряжаться. Она была в послушании у злой Пелагеи, которая всем командовала и раздавала все, что приносили матушке, своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть...

Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»

2 мая 1952 года она почила. 4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу», там находился один из немногих действующих московских храмов.

Отпевание и погребение блаженной стало началом ее прославления в народе как угодницы Божией. И сегодня не прекращается людской поток к блаженной Матроне. Тысячи людей ежедневно приходят в Покровский женский монастырь города Москвы, чтобы приложиться к мощам блаженной Матроны и попросить ее о помощи в бедах и испытаниях. И многие люди получают просимое.

Подумай: какоезначение в победе народа в годы Великой Отечественной войны имело служение Русской Православной Церкви?

УРОК 28. ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП БОРЬБЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПРОТИВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1950-е – 1970-е гг.)

1. Приход Н.С. Хрущева к власти и новый этап системной борьбы с Церковью. С приходом Н.С. Хрущева началась новая волна политической борьбы с Церковью. В годы так называемой «хрущевской оттепели», которая дала обществу некоторые политические свободы, для Церкви наступила страшная зима: против нее вновь была развязана война.

2. Религиозная политика государства. В конце 1950-х годов государство приступило к планомерному уничтожению Церкви. Началась системная атеизация, которая предполагала всевозможные средства. Главным способом борьбы стало повсеместное закрытие и уничтожение храмов, велась настоящая война со священниками и верующими, вновь были покалеченные людские судьбы. В результате к 1964 году Русская Православная Церковь лишилась почти 2/3 приходов, почти в 5 раз сократилось число священнослужителей.

В этот период возродилась политика, направленная на внутреннее разложение Церкви: с этой целью находили предателей внутри самой Церкви, которые могли бы выступить в качестве ее разоблачителей. Но таковых оказалось совсем немного.

Важнейшим направлением стала пропаганда и создание системы атеистического воспитания.

До сих пор ставится вопрос: почему началась эта борьба? Звучат разные ответы. В том числе и тот, что Хрущев все делал назло Сталину. На самом же деле причина была гораздо глубже. Главной задачей внутренней политики в стране Н.С. Хрущев поставил строительство коммунизма. А это предполагало полную ликвидацию религии. Поэтому государство поставило задачу и официально объявило, что к 1980-му году, по мере строительства коммунизма, Русская Православная Церковь будет полностью ликвидирована. Соответственно война с Церковью стала важнейшей задачей внутренней политики страны.

Подвиг Патриарха Алексия I. Во второй половине 1950-х годов, когда советское государство вновь взяло курс на уничтожение Церкви, потребовалась сила и молитва Церкви, мудрость, мужество и воля Патриарха Алексия, чтобы выдержать эту борьбу и сохранить Церковь.

После смерти Сталина государственная политика в отношении религиозных объединений начала претерпевать изменения. Уже в 1954 г. вопросы церковной политики государства постепенно переместились в сферу партийных органов. Начала нарастать антиправославная и антирелигиозная кампания на страницах центральной и местной прессы, стали усиливаться гонения на Церковь.

Это вызвало беспокойство Патриарха Алексия. Письменно и устно он обращался к советским властям, указывая на эти тревожные факты. Эту позицию разделял и председатель совета по делам религий Г.Г. Карпов, который указывал в одной из своих записок в ЦК КПСС, что последствия развернувшейся антирелигиозной кампании вылились в закрытие церквей, привлечение к административным наказаниям духовенства и верующих, уничтожение святых источников, хулиганские выходки молодежи в отношении духовенства, сквернословие в храмах, разгромы и поджоги храмов и молитвенных домов.

И власти обратили внимание на эту обеспокоенность. На какое-то время волна гонений затихла.

После ХХ съезда КПСС (1956), осудившего культ личности Сталина, из мест заключения и ссылок вернулись тысячи амнистированных и реабилитированных граждан, среди которых было много православных верующих и священнослужителей. Одновременно возросло число заявлений об открытии храмов, не чинилось особых препятствий действующим без официальной регистрации приходам. Власти публично обещали расширение религиозных свобод, удовлетворение просьб религиозных организаций. Поэтому казалось, что и для Церкви наступало время нормальной спокойной жизни.

Однако в мае 1958 года было подготовлено специальное постановление ЦК КПСС, в котором ставилась задача усилить научно-атеистическую пропаганду, придав ей при этом характер «наступательности» и «разоблачительности». К осени 1958 г. определены были и направления религиозной политики: экономическое и организационное ослабление Церкви, ее правовое ущемление. 16 октября 1958 г. Совет Министров СССР принял 2 специальных постановления, предусматривавшие сокращение числа действующих монастырей и скитов, закрытие храмов, всяческие экономические ограничения Церкви.

Патриарх и его окружение расценили эти шаги как наступление на Церковь, ставившее ее в бедственное экономическое положение. Патриарх Алексий распорядился, пока у Церкви есть деньги, переводить их тем монастырям и приходам, чье положение было особенно тяжелым, и информировал власти о складывавшейся катастрофической ситуации вокруг ряда монастырей и сотен приходов, направив в Совет десятки коллективных заявлений и жалоб верующих, настаивал на разъяснении причин и обстоятельств, вызвавших такие действия правительства, требовал принять действенные меры по их устранению.

В ответ он услышал, что подобные факты единичны и что в государственной политике по отношению к Церкви ничего не изменится. В то же время уже на первом всесоюзном совещании уполномоченных по делам религий в апреле 1960 г. все положительное, что с таким трудом было достигнуто в церковно-государственных отношениях начиная с 1943 г., объявлялось «деформацией церковной политики социалистического государства», «неправильной политической и тактической линией», приведшей к укреплению религии и Церкви. Началась настоящая война с Церковью, которая напоминала худшие времена 30-х годов.

3. Отставка Хрущева и смягчение предшествующей религиозной политики. В октябре 1964 года Н.С. Хрущев был отправлен в отставку. Для Церкви годы его правления страной обернулись временем административного натиска и произвола. Многие иерархи и священнослужители были подвергнуты необоснованным административным репрессиям. Под суд было отдано несколько сотен священников. Вновь, как и в довоенные годы, вопрос стоял о выживании приходов и церковного управления.

Отставка Хрущева дала возможность советскому руководству серьезно пересмотреть внутреннюю политику страны, существенно изменить экономический курс государства, наладить относительно стабильные отношения между государством и Церковью.

Стало ясно, что ускоренная атеизация и жестокое искоренение религии, повсеместное закрытие и варварское уничтожение храмов, аресты священников ничего, кроме вреда, государству не несут, потому что представляют государственную политику перед своим же народом и зарубежными странами в самом худшем свете. Поэтому, хотя руководство страны не отменило стратегическую задачу – полное искоренение религии и атеизацию страны, но оно существенно изменило тактику, скорректировало формы борьбы с религией. Теперь главный упор был сделан на атеистическое воспитание и просвещение.

В последующие годы, вплоть до кончины Святейшего Патриарха Алексия и при Патриархе Пимене, Церковь не подвергалась жестким репрессивным мерам воздействия. Государство, хотя и продолжало находиться под определяющим влиянием КПСС, не выступало инициатором тотальных антирелигиозных кампаний. Прекратились массовые закрытия церквей, монастырей, духовных учебных заведений, активные административные гонения на духовенство и верующих. Однако церкви, закрытые в годы правления Хрущёва, не были возвращены верующим.

4. Продолжение атеистической кампании. В 1970-е годы неуклонно и системно продолжалась борьба против Церкви. Атеизация теперь проходила в более мягких формах. Но она продолжалась. Продолжалось, хотя и в малых масштабах, закрытие приходов. Существенно ослабли гонения на священство, хотя и продолжались аресты отдельных священнослужителей, сохранялись незаконные перемещения священников и запрет их в служении.

Главным же теперь в атеистической политике становилась информационная борьба – антирелигиозная пропаганда: издавались атеистические книги и брошюры, снимались фильмы и телевизионные передачи, печатались газетные и журнальные статьи.

Важным направлением борьбы с Церковью стало атеистическое воспитание. Оно теперь стало системным. Во всех средних и высших школах был введен курс научного атеизма.

6. Избрание Патриарха Пимена. В 1970 г. скончался Патриарх Алексий I, который пользоваться огромной любовью всего народа. Когда Патриарх скончался, то проводить его в последний путь вышли десятки тысяч людей.

Его преемником стал митрополит Пимен, избранный Патриархом в 1971 г. Поместным собором Русской Православной Церкви.

Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков), который, являясь управляющим делами Московской патриархии, а затем – митрополитом Крутицким и Коломенским, был ближайшим помощником Патриарха Алексия I.

Патриарх Пимен родился 23 июля 1910 года в городе Богородске Московской губернии. С детства любил быть в храме, где помогал в церковных службах. После окончания школы в 1925 году поступил в Сретенский монастырь, а через два года, в 17 лет был пострижен в монашество. Вся последующая его жизнь – это непрерывные испытания. Его несколько раз арестовывали, несколько раз отправляли в лагеря.

В 1941 году он был призван в армиюи несколько лет воевал, сначала как рядовой, а потом как офицер, на самых страшных участках – на Южном фронте под Сталинградом и на Курской дуге. И в самых страшных боях его спасала молитва.

По его молитвам спасались и другие воины. Так, когда его полк попал в окружение под Харьковом, то он по просьбе солдат молился перед иконой Владимирской Божией Матери, и, говорят, что сама Богородица показала ему направление, куда должен выйти полк. Благодаря этому его полк – одно из немногих воинских подразделений – вышел из Харьковского окружения.

С.М. Извеков был несколько раз контужен и ранен. 16 апреля 1943 года рядом с местом, где находилась их рота, разорвалась бомба. Тогда он был контужен. Затем, когда болела спина, он шутил: «Солдатики мои были щуплые, маленькие. А у меня спина широкая, и я прикрыл их собой».

Во время Харьковской наступательной операции в 1943 г. генерал Шевченко отправил старшего лейтенанта Извекова, к этому времени назначенного его адъютантом, с пакетом на передовую. Назад он не вернулся. А поскольку был страшный бой, то решили, что он убит, и вычеркнули из списков дивизии. На самом же деле он был тяжело ранен, и его отправили в госпиталь. Ранение было столь тяжелым, что после госпиталя его демобилизовали. Однако в ноябре 1944 года он был арестован, осужден и направлен в Воркутинский лагерь. Здесь он заболел туберкулезом позвоночника. И если бы в сентябре 1945 года его не освободили как фронтовика, он бы умер в лагере.

После возвращения в Москву из лагеря он служил в разных приходах: в 1949 году он был назначен наместником Псково-Печерского монастыря, в 1954 году наместником Троице-Сергиевой лавры. В 1957 году он был хиротонисан в епископа, в 1960 году был назначен управляющим делами Московской патриархии, а в 1963 году стал митрополитом Крутицким и Коломенским. После смерти Патриарха Алексия I, в 1971 году, он был избран Патриархом.

Благодаря его мудрости Церковь, несмотря на продолжающуюся атеистическую политику государства, существовала, сравнительно с прежними годами, относительно спокойно. В годы его патриаршества не было закрыто ни одного значимого храма, но только те, что становились ветхими; не было массовых атеистических кампаний и массовых арестов священников и верующих.

7. Служение Русской Православной Церкви. В эти годы Русская Православная Церковь продолжала свое самое главное дело – служение Богу и людям. В 1970 году в Москве прошла Всемирная конференция, собравшая тысячи людей, посвященная сохранению мира, которую проводила Русская Православная Церковь.

8. Борьба народа за сохранение православия. В эти годы верующие люди продолжали повсеместную борьбу за сохранение Церкви и сохранение православия. Иногда это проявлялось и в форме открытой борьбы, когда люди становились вокруг храмов, не позволяя их разрушать. Так удалось спасти некоторые храмы.

Однако чаще борьба была скрытой. Люди продолжали крестить своих детей, выполнять православные обряды, отмечать православные праздники, жить по православным заповедям, сохранять православный образ жизни, а самое главное – сохранять православное отношение к другим людям: милосердие, сострадание, справедливость, доброту, бескорыстие, помощь другим людям.

9. Канонизация святых. Устояв в гонениях и репрессиях, в 1970-х годах XX века Русская Православная Церковь обратилась к вековечной традиции – прославления русских святых. В 1970 году были прославлены равноапостольный Николай, святитель Японский и преподобный Герман Аляскинский, в 1977 году – равноапостольный Иннокентий, святитель Московский. Ряд русских святых были прославлены другими Поместными церквами, и имена этих подвижников были позднее внесены в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Подумай: в чемвыразилась борьба советской власти с Церковью в 1950–1970-е годы?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...