Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 26. Мученики и исповедники Русской Православной Церкви



1. Духовный смысл мученичества и исповедничества. Гонения на Церковь, начавшиеся с первых дней установления советской власти, продолжались на протяжении всего семидесятилетнего советского периода. Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 10 июля 1918 года, законодательно закрепила отделение Церкви от государства и школы от Церкви, лишила избирательных прав отдельные группы населения, в том числе «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов». Все они были вычеркнуты из политической и культурной жизни страны, лишены гражданских прав, пенсий, пособий по безработице. Этот и другие законы, принятые в это время, стали юридической основой борьбы против Церкви.

Не перечислить потери, которые понесла Русская Православная Церковь в первые десятилетия советской власти. Как и в первые века христианства, никто не был гарантирован от мученичества – ни патриарх, ни простой верующий христианин. Любой из них в любую минуту мог принять мученический крест. И пострадали тогда миллионы людей.

Однако с духовной точки зрения это не было случайностью. Игумен Дамаскин (Орловский), автор многотомного исследования об исповедниках и новомучениках Российских XX века, пишет: «К 1917 году российская земля принесла тысячелетне вызревший колос православного христианства. Двадцать послереволюционных лет явились кровавой жатвой этих спелых колосьев. Господь убирал пшеницу в житницу Свою, житницу вечности, в Царство Небесное».

К 2000-летнему юбилею Рождества Христова Русская Православная Церковь принесла обильный «плод спасительного сеяния» – сонм новомучеников и исповедников Российских.

Новомученики и исповедники – это святые, пострадавшие за Христа в годы антирелигиозного террора в ХХ столетии в советской России. Их число (более 1500 и процесс канонизации новомучеников продолжается) превзошло количество святых за всю историю Русской Православной Церкви.

Состоявшийся в 2000 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал всех святых, чьи имена стали известны, и всех тех, чьи имена затерялись в застенках тюрем и не сохранились в людской памяти. Сегодня они известны одному только Богу.

Не все люди выдерживали посылаемые им испытания. Но были люди, кто превозмог немощь человеческого естества, те, кто оставался с Богом, полностью предавая себя в Его руки. Они претерпели всё до конца. Они не поставили свои подписи под протоколами допросов, которые искажали их ответы и возводили ложь на них и других людей, отчего те могли невинно пострадать. Они предпочли принять смерть, но не отречься от веры, нежели свидетельствовать против невинных людей. И этот подвиг сделал их святыми мучениками. Те же, кто не погиб в этих условиях, но, перенеся заключение, скончались на свободе, становились исповедниками.

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви сохранили и сохраняют народ от духовной гибели. Вернувшись в судьбоносный час русской истории, они протягивают всем нам руку молитвенного заступничества и раскрывают духовный смысл нашего бытия. Поэтому Церковь на современном этапе выдвигает задачу огромной важности: духовные плоды подвига новомучеников и исповедников ХХ столетия должны быть усвоены нашим народом. От этого во многом будет зависеть нравственное состояние общества и политическая крепость государства.

2. Первые жертвы русской революции. Придя к власти, большевики спешили расправиться с самыми влиятельными, стойкими и почитаемыми в народе иерархами Русской Православной Церкви. Официальные данные, представленные на имя Поместного собора и Высшего церковного управления к 20 сентября 1918 года были таковы: убиенных за веру и Церковь – 97 человек, из них имена и служебное положение 73 были точно установлены, а имена 24 человек к этому времени были неизвестны; 118 человек находились в то время под арестом; из известных архипастырей, претерпевших в этот период гонений мученическую кончину, были священномученики: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский); архиепископы Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), Астраханский Митрофан (Краснопольский); епископы Балахнинский Лаврентий (Князев), Вяземский Макарий (Гневушев), Кирилловский Варсонофий (Лебедев), Тобольский Гермоген (Долганев), Соликамский Феофан (Ильменский), Селенгинский Ефрем (Кузнецов) и другие.

3. Священномученик Владимир (Богоявленский; 1848–1918), митрополит Киевский и Галицкий. 6 февраля 1918 года около полудня в трапезную Киево-Печерской лавры явилось четверо солдат во главе с предводителем, одетым в кожанку и морскую фуражку. В ночь на 7 февраля и весь следующий день в лавре совершались грабежи и насилия. К вечеру солдаты ворвались в покои митрополита Владимира, вывели его, усадили в автомобиль и, проехав около километра, вывели митрополита влево от дороги на небольшую поляну. Митрополит молился: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром». Последние его слова были словами благословения убийц: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он еще опустить руки, как раздались три выстрела, и митрополит Владимир упал. Убийцы подошли к митрополиту вплотную и сделали еще несколько выстрелов, а затем ударили штыком в живот.

Поместный собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 15 (28) февраля 1918 года, начался с панихиды, совершенной Патриархом Тихоном при общем пении членов Собора и многочисленного народа. Многие из членов Поместного собора спрашивали себя: за что убит проживший праведную жизнь митрополит Владимир? Им была непонятна его смерть. Живя долго в условиях мира, они тогда еще не понимали, что можно быть убитым как раз из-за праведной жизни. Господь принял праведную жизнь митрополита Владимира и, пожелав его близости Себе, даровал ему как величайшую награду мученический венец и белые одежды.

Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршка Тамбовской губернии, в семье священника. Отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, и эта черта сохранялась у него всю жизнь. Окончив Тамбовскую духовную семинарию, он, как студент, подающий большие надежды, был направлен в Киевскую духовную академию. В академии Василия знали как деликатного, выдержанного и тактичного человека. Он не любил ссор, колких разговоров и страстных споров. Бывали случаи, когда раздраженные горячим спором студенты готовы были дойти до взаимных оскорблений. Тогда Василий вмешивался в спор и примирял их.

По окончании в 1874 году академии он был назначен преподавателем в Тамбовскую духовную семинарию. В 1882 году он женился, был рукоположен во священника. Вскоре его супруга скончалась от туберкулеза, а затем умер и единственный ребенок. В 1886 году он был пострижен в монашество с именем Владимир и возведен в сан архимандрита, в 1888-м – хиротонисан во епископа. Затем он возглавлял разные епархии страны, в 1915-м стал митрополитом Киевским.

На всяком месте, где ему пришлось служить, владыка делал все возможное для просвещения народа: он учреждал церковно-приходские школы, открывал монастыри, создавал благотворительные учреждения, первый шел на помощь народу при различных бедствиях. Так, например, во время голода в Самарской губернии он стал заниматься организацией столовых для бедноты и в школах – для детей. При вспышке эпидемии холеры, когда бедствие привело народ к краю бунта и гражданская власть растерялась, не зная, что предпринять, он первый вышел к народу и призвал его к благоразумию и молитве, первый обошел холерные бараки, предложив здоровым в наступивший для всех трудный час евангельски послужить больным. В Москве им была введена и оживлена церковная проповедь, заведены особые религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей улицы, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, он открыл ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства, учредил Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся и женские богословские курсы. В аудитории Императорского исторического музея на Красной площади им были открыты общеобразовательные курсы для рабочих города Москвы. И, наконец, он явился выдающимся деятелем на поприще борьбы с народным пьянством, будучи сам абсолютным трезвенником.

Митрополит Владимир оставил огромное духовное наследие. Его пастырские труды, работы по педагогике и истории представляют огромный интерес для нашего времени.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил священномученика Владимира к лику святых.

4. Священномученик Гермоген (Долганев; 1858–1918), епископ Тобольский и Сибирский. Епископ Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев) родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии. Закончив в 1889 году юридический факультет Новороссийского университета, он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, в 1890 году принял монашество. По окончании академии получил назначение на должность инспектора Тифлисской духовной семинарии, в 1898 году – ректора. В 1901–1912 годах он стал правящим архиереем Саратовской епархии. Вся его деятельность была направлена на нравственное очищение общества, открытие церковно-приходских и церковно-учительских школ, противодействие распространению язычества, растленного искусства. В своих проповедях он нес народу евангельскую правду. К 1911 году окончательно утвердилось влияние Г.Е. Распутина на императорскую чету. Глубоко скорбя о происходящем, епископ Гермоген вознамерился призвать Г. Распутина к покаянию. 16 декабря 1911 года епископ Гермоген пригласил Распутина к себе на Ярославское подворье, где останавливался, приезжая на заседания Святейшего Синода, и запретил ему бывать в доме императора. Однако за попытку ограничить влияние Г.Е. Распутина на царскую семью и несогласие с вмешательством обер-прокурора в дела Церкви в январе 1912 года епископ Гермоген был уволен сначала от заседаний в Святейшем Синоде, а затем и с Саратовской кафедры в Жировицкий монастырь Гродненской губернии.

7–8 марта 1917 года владыка был назначен епископом Тобольским и Сибирским. Особым предметом забот епископа в эти месяцы стали возвращавшиеся с полей сражений фронтовики, которые, по существу, были брошены обществом. Владыка в своих речах говорил, что солдат-страдалец ждет от общества помощи, а не осуждения, призывал всех помочь солдатам-фронтовикам. Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство: они старались разжечь в солдатах классовую ненависть, в то время как архиерей оказывал им материальную помощь и звал к миру. Утром 15 апреля 1918 году епископ Гермоген служил литургию в тобольском кафедральном соборе, после которой состоялся общегородской крестный ход. По окончании крестного хода он был арестован, а ночью вывезен из Тобольска. С 1 мая содержался в екатеринбургской тюрьме по обвинению в контрреволюционных действиях. 25 июня был доставлен на вокзал, откуда поездом под конвоем отправлен в Тюмень. Вечером 28 июня владыка был посажен в трюм парохода «Ока», который шёл вниз по реке Тобол. 29 июня его вывели на палубу парохода, связали руки, прикрепили к ним камень и столкнули в воду. Тело владыки, выброшенное на берег вместе с огромным камнем было обнаружено крестьянином села Усальское и похоронено во временной могиле, а затем перенесено в город Тобольск.

Епископ Гермоген (Долганев) стоит в ряду тех, кто пытался отстоять достоинство Церкви, ее пр а ва придерживаться канонической чистоты, независимо от требований светской власти, говорить обществу о его религиозном и нравственном состоянии. В 2000 году священномученик Гермоген был канонизирован.

5. Священномученик Андроник (Никольский; 1870–1918), архиепископ Пермский и Кунгурский. Архиепископ Андроник (в миру Владимир Александрович Никольский) известен как архиерей-подвижник, евангельски бескомпромиссный продолжатель апостольского дела.

17 июня 1918 года он был арестован Пермской ЧК и 20 июня закопан заживо. После его мученической кончины большевики пришли с обыском в его дом, рассчитывая найти скрытые сокровища, но нашли лишь несколько рублей: все средства владыка жертвовал на помощь беднякам.

Священномученик Андроник родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Ярославской губернии. В 1895 году окончил Московскую духовную академию. Принял монашество на третьем курсе обучения в академии. Занимал разные должности в духовных семинариях.

В 1906 году архимандрит Андроник был назначен помощником начальника Российской миссии в Японии и хиротонисан во епископа Киотского. Вернувшись в Россию, владыка служил викарным епископом. В 1910 году получил кафедру Омскую и Павлодарскую, в 1914-м служил архиепископом Пермскиим и Кунгурским, где проявил себя как архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Время служения святителя запомнили как время расцвета духовной жизни в Пермской епархии. Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне в Перми проводились занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы. Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками, в подготовке которых епископ много потрудился. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, оно имело свою столовую, где обеды давались по самой дешевой цене всем желающим, а нуждающимся, по запискам попечительства, бесплатно. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков и старух. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.

С февраля 1918 года, после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинствам большевиков. Закрывались храмы, отбирались и грабились духовные учебные заведения, в некоторых храмах были устроены танцевальные залы. В феврале большевики совершили нападение на женский монастырь и подворье Белогорского монастыря. Были зверски убитые. Начались расстрелы защитников православия. Местные газеты печатали клевету о владыке. В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи церквей, архиепископ Андроник в своей проповеди с амвона, обращаясь к прятавшимся среди верующих агентам власти, сказал: «Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».

14 июня власти приказали архиепископу явиться для ответа на вопросы обвинения. Народ, узнав об этом, стал скапливаться на соборной площади. Приказ пришлось отменить, и, чтобы народ совершенно успокоить, владыке прислали допросный лист на дом. Люди, доверившись заверениям властей, расходились и успокаивали других. Власти постановили: «Привлечь архиепископа Андроника к ответу в качестве обвиняемого... в том, что он... 1) изданным декретам... не подчинялся; 2)...организовал сопротивление темных несознательных масс населения <…>; 3) старался противодействовать существующей власти...»

17 июня 1918 года архиепископ Андроник был арестован отрядами ЧК и местной милиции и заключен в камеру в Пермской ЧК, где пробыл два дня и где ему пришлось перенести многие издевательства.

20 июня чекисты Уваров, Платунов и трое латышей поехали расстреливать святителя. Его завезли в лес, недалеко от города, дали лопату и велели копать могилу. Когда могила была закончена, владыке разрешили помолиться. Архиепископ молился минут десять, затем повернулся ко всем четырем сторонам, благословляя ли, молясь ли за всю пермскую паству, – палачи того понять не могли, и сказал: «Я готов». Архиепископ Андроник был закопан живым. Незадолго перед арестом архиепископа один священник обратился к нему с просьбой о вразумлении: «Как спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от озверения в народе и предстоящего поругания святынь?» Владыка ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются... а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец – сбросят тот ужас, который окутал страну нашу».

6. Священномученик Константин (Голубев; 1852–1918). В 1918 году, когда еще не вполне и не везде была установлена советская власть, отец Константин уже был арестован, заключен в тюрьму и без суда осужден на смертную казнь. Он знал это и был готов. Не знал он только того, что ему предстоит мученическая казнь. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Поместном соборе Русской Православной Церкви сделать доклад о гонениях и о новых мучениках, так описывает смерть отца Константина. «При расстреле в Богородске (ныне Ногинск – В.М.) Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы отца ее не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодейство было доведено до конца – его засыпали живым...».

Священномученик Константин (Голубев) родился в 1852 году в селе Барановка Саратовской губернии. В 1876 году в числе лучших учеников окончил Саратовскую духовную семинарию и был отправлен епископом Саратовским и Царицынским в качестве миссионера в село Барановку; за два года его миссионерских трудов к Православной Церкви присоединилось полторы тысячи человек. В 1879 году он был назначен разъездным епархиальным миссионером. В 1895 году Константин Голубев был рукоположен во священника к Богоявленскому собору города Богородска, назначен его настоятелем, начальствующим над шестнадцатью другими приходами, и возведен в сан протоиерея. В 1897 году протоиерей Константин был избран членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в совете помогли ему понять всю значимость проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной степени зависело религиозно-нравственное воспитание всего народа. Какими будут женщины в стране, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был в то время Богородск, где молодое поколение рабочих в значительной степени было оторвано от благотворного влияния старшего, продолжавшего жить в селах и деревнях. В 1900 году он открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой стал заведующим и законоучителем.

В 1901 году он был избран членом Богородского комитета народной трезвости. И здесь его деятельность принесла свои целительные результаты, способствуя духовно-нравственному оздоровлению общественной жизни.

Он прослужил в Богородске 23 года и за это время стал духовным отцом многих горожан. Когда его вывели на казнь, за ним двинулось множество жителей города.

Мощи священномученика были обретены в канун праздника архистратига Божия Михаила, 20 ноября 1995 года.

Подумай: в чем состоит духовный подвиг мученичества и исповедничества?

УРОК 26 а. МУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

1. Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922), митрополит Петроградский. 1 июня 1922 года в Губернский отдел Петроградского ГПУ поступила телеграмма: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду, подобрав на него обвинительный материал». В тот же день митрополит Вениамин был арестован и заключен в тюрьму. 10 июня начался судебный процесс над митрополитом Вениамином, по которому проходили обвиняемыми 87 человек.

Митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров были расстреляны 13 августа 1922 года на Ржевском полигоне, на окраине Петрограда, в лесу, и погребены в безвестной общей могиле.

Священномученик Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился 17 апреля 1873 года в Нименском погосте Олонецкой губернии, в семье священника. В 1883 году он поступил в Каргопольское духовное училище и, окончив его, продолжил образование в Олонецкой духовной семинарии. После ее окончания, как один из лучших студентов, был послан учиться за казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1895 году Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен во иеродиакона, а на следующий год – во иеромонаха.

В 1897 году он закончил духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем в Рижскую духовную семинарию, а затем – инспектором Холмской и Санкт-Петербургской духовных семинарий, в 1902 году – был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской духовной семинарии, в 1905 году – ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1910 году архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа. Человек безупречной жизни, спокойный, ровный, епископ Вениамин первым из Петроградских архипастырей объехал и частью обошел епархию, побывав в ее самых далеких и глухих приходах. Для ее населения он стал своим народным епископом, пользовался всеобщей любовью. И потому в 1917 году на епархиальном съезде он был избран управляющим Петроградской епархией. Народ видел в своем избраннике смиренного молитвенника, труженика, народника, который держался далеко от политики, но который в делах церковных был всегда твердым и непреклонным. 13 августа 1917 года архиепископ Вениамин был возведен в сан митрополита.

23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. 5 марта митрополит Вениамин подал заявление властям, и на 6 марта был вызван для переговоров в Смольный; здесь он заявил, что он не противник передачи ценностей, но желает, чтобы при этом не оскорблялись религиозные чувства верующих людей, чтобы это носило характер не изъятия, а жертвы.

Однако это предложение не было принято. Митрополиту сообщили, что власть не интересуют добровольные пожертвования, а только изъятие.

В ходе следственного процесса доказать какую-либо вину митрополита не удалось. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Мое отношение к советской власти было всегда отношением законным. Все распоряжения советской власти, декреты я, по силе возможности, по своему пониманию исполнял...».

Ему ставили в вину его письмо в Помгол, стремление помочь голодающим, предотвратить кощунственные действия по отношению к святыням. О том, насколько сильно действовало на надзирателей поведение митрополита Вениамина в тюрьме, свидетельствует донесение, что митрополит молился по четырнадцать часов в сутки, и надзиратели стали отказываться от несения в отношении него своих обязанностей.

Внутренние переживания митрополита Вениамина вполне отразились в письме священнику, написанном им незадолго до расстрела. «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, – писал митрополит. – Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали. Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих...».

2. Священномученики Михаил (Пятаев; 1891–1930) и Иоанн (Куминов; 1865–1930). Священномученик Михаил (Пятаев) родился в 1891 году в селе Мачкасы Пензенской губернии, в семье крестьян. Окончив школу, поселился в Саратове, где преподавал русский язык и литературу, а затем переехал в город Омск. В 1923 году он был рукоположен в сан священника к Богоявленскому храму в селе Малокрасноярка Омской епархии.

Священномученик Иоанн (Куминов) родился в 1865 году в селе Куликовское Тобольской губернии, в семье крестьян. В 1877 году его семья переехала в Омск, и он окончил здесь учительскую семинарию и был назначен инспектором народных училищ. В 1922 году – рукоположен во священника, а в 1928 году – направлен служить в Богоявленский храм, в село Малокрасноярку.

В 1929 году в Сибири началась коллективизация и связанные с нею аресты духовенства и высылка крестьянских семей. На священников – Михаила и Иоанна – стали поступать лжесвидетельства от граждан, якобы об их агитации против советской власти и колхозов. Отец Михаил по всему видел, что его собираются арестовать. Друг его детства, работавший милиционером, предупредил его об этом и советовал отказаться от священнического сана и уехать в город – учительствовать. Обещал помочь найти жилье. Об этом просила и жена Евфросиния. «Нет, Евфросиния, я никуда не уеду, я дал присягу. Как я могу изменить Богу и народу? Никогда! Я знаю, что иду на верную смерть, но такова воля Божия! А ты детей всех вырастишь и с Божией помощью воспитаешь, никого не растеряешь», – сказал в ответ отец Михаил.

Накануне праздника Рождества Христова священников арестовали и отправили в тюрьму в городе Каинске, где жестоко пытали. Однако, несмотря на мучения, пастыри отказались лжесвидетельствовать, как того требовал следователь, заставлявший их подписаться под показаниями, будто они и члены церковного совета занимались организацией крестьян на борьбу с колхозами и советской властью. Священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были расстреляны 28 февраля 1930 года и погребены в безвестной общей могиле в городе Каинске.

3. Священномученик Димитрий (Кедроливанский; 1890–1938). 17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой было казнено 502 человека, в том числе 75 священнослужителей и монашествующих, 28 февраля – 562 человека. В эти два февральских дня было совершено самое большое число казней за все время работы этой фабрики смерти. Среди других здесь был казнен и отец Димитрий, которому тогда еще не исполнилось и 48 лет.

Священномученик Димитрий (Кедродиванский) родился в 1890 году в селе Шарапово Егорьевского уезда Рязанской губернии, в семье псаломщика. По окончании духовного училища Димитрий поступил в Рязанскую духовную семинарию, но окончить ее ему не пришлось: умер отец, и мать, Любовь Ивановна, работавшая в храме просфорницей, попросила его, как единственного оставшегося в их семье мужчину-кормильца, возвратиться домой. Он вернулся в село Шарапово и здесь в Троицком храме служил сначала псаломщиком, а с 1925 года – диаконом. В 1929 году отец Димитрий был арестован и приговорен к пяти годам ссылки за неуплату сельскохозяйственного налога. В ссылку в город Козлов за ним отправилась и его семья, надеявшаяся здесь спастись от голода. Но и в Козлове люди так же жестоко страдали от голода и, бывало, выйдя из дому в поисках пропитания, умирали на улицах. Архиерей рукоположил диакона Димитрия во священника и отправил служить в село Сычевка, предполагая, что, может быть, здесь он найдет какое-нибудь пропитание для себя и семьи. За две недели до окончания ссылки к отцу Димитрию зашел председатель сельсовета и предупредил, что уже намечено потребовать от него уплаты большого налога и при невыплате арестовать. В тот же вечер, собрав весь свой небольшой скарб, священник с семьей выехал на родину, в село Шарапово.

В 1936 году отец Димитрий был назначен служить в храм святителя Николая, в село Круги. Приход состоял из жителей этого села и трех деревень, настолько бедных, что у прихожан не было средств платить за требы. Бывало, умрет человек, придут родственники и скажут: «Батюшка, надо бы похоронить». – «Ну, что ж, конечно, похороним», – ответит отец Димитрий. «Да денег у нас нет», – скажут ему родственники почившего. «Ну, о чем речь. Надо хоронить – похороним», – ответит отец Димитрий и отпевает бесплатно. То же самое было, когда приходили крестить. Близкие крещаемых зачастую уже боялись в те годы идти в крестные, и почти у всех детей, родившихся тогда в селе, стали восприемниками дети священника.

20 января 1938 года около часа ночи отец Димитрий был арестован и заключен в тюрьму в городе Егорьевске, и семья осталась без средств к существованию. Супруга священника уже не знала, как прокормить детей, но в тот же день стали приходить один за другим прихожане и приносить деньги: «Берите, матушка, я батюшке должен за похороны... я должен за крестины». Многие жертвовали из любви к пастырю и по состраданию к его семье.

На допросах отец Димитрий виновным себя не признал, отвергнув все выдвинутые против него обвинения. 11 февраля 1938 года тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила его к расстрелу, и администрация тюрьмы наметила священника к отправке в Москву. Надзиратель, уроженец села Круги, узнав об этом, сообщил супруге священника, чтобы кто-нибудь пришел к 12 часам ночи к воротам тюрьмы. В полночь распахнулись ворота тюрьмы, и оттуда в бушующую метель вышла колонна заключенных человек в двадцать, окруженная вооруженной охраной и собаками. Дочь Клавдия стала напряженно всматриваться, не увидит ли она отца. Священник шел среди заключенных в третьем ряду и окликнул ее. Увидев отца, она попыталась передать ему узелочек с едой, но как только она приблизилась к колонне, собаки начали рваться с поводков и не допустили подойти ближе. Отец Димитрий закричал тогда дочери: «Клава, иди домой!» Дочь, однако, пошла вслед за колонной до станции, растревоженное сердце не в силах было расстаться с отцом. По прибытии поезда в Москву отец Димитрий был заключен в Таганскую тюрьму.

Глухой ночью 17 февраля 1938 года священник вместе с другими заключенными был на автозаке привезен на полигон Бутово и помещен в длинный барак, неподалеку от которого стоял небольшой каменный дом, где располагались в ожидании жертв палачи. Сотрудник НКВД сверил по фотографии, этот ли человек перед ним, и затем объявил, что тройкой УНКВД Кедроливанский Дмитрий Васильевич приговорен к расстрелу. Затем отца Димитрия вывели из барака, и из соседнего каменного дома вышли палачи, которые повели священника к краю длинного глубокого рва, начинавшегося в нескольких десятках метров от барака. Священник Димитрий Кедроливанский был расстрелян и погребен здесь же, во рву, в общей безвестной могиле.

4. Священномученик архиепископ Иларион (Троицкий). Один из самых почитаемых священномучеников – архиепископ Иларион Верейский, викарий Московской епархии (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Тульской губернии, в семье священника. По окончании Тульского духовного училища и духовной семинарии он поступил в 1906 году в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней. В свободное от преподавания время он писал магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории догмата о Церкви», которую защитил в 1912 году.

В 1913 году он был пострижен в монашество. В том же году был назначен на должность инспектора Московской духовной академии, рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита. Это был самый молодой архимандрит и профессор в России того времени.

После Февральской революции 1917 года в Москве открылся Поместный Собор. Архимандрит Иларион стал на нем энергичным защитником восстановления в Русской Православной Церкви патриаршества.

В 1919 году архимандрит Иларион был арестован и три месяца провел в Бутырской тюрьме. Из тюрьмы он писал: «Жизнь идет размеренная, правильная... Сейчас в камере собрались у нас три профессора. Читаем время от времени лекции... Прямо считаю нужным сказать, что эти два месяца прожил я и не без пользы, и даже интереснее, чем жил бы вне тюрьмы».

В 1920 году архимандрит Иларион был рукоположен во епископа Верейского, викария Московской епархии. После рукоположения он стал одним из ближайших помощников Патриарха Тихона. В 1922 году советские власти арестовали епископа Илариона, обвинив его в активной помощи Патриарху, и приговорили к ссылке в Архангельск.

В 1923 году епископ Иларион вернулся из ссылки, и Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа. Владыка снова стал помощником Патриарха.

В конце 1923 года архиепископ Иларион снова был арестован и, несмотря на настоятельную просьбу к властям Патриарха Тихона о его освобождении, приговорен к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Людям, помогавшим ему во время его архангельской ссылки, он добродушно писал: «Я теперь давно уже не у дел; отдыхаю и живу мирно на Соловках. Жизнь моя здесь совершенно благополучная. Никакого горя, нужды или утеснения я не испытываю. Архангельский год мне памятен, и я часто его вспоминаю. Вспоминаю с благодарным чувством и всех добрых архангельцев... Обо мне знайте только то, что я живу очень хорошо, крепок здоровьем, бодр духом...».

В 1925 году архиепископа Илариона перевезли из Соловков в ярославскую тюрьму, откуда он писал своей родственнице: «Ты спрашиваешь, когда кончатся мои мучения? Я отвечу так: мучений я не признаю и не мучаюсь. При моем «стаже» меня ведь тюрьмой не удивишь и не испугаешь. Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме».

В ярославской тюрьме власти вступили с ним в переговоры, предлагая занять одно из руководящих мест в Церкви, если он согласится на тесное с ними сотрудничество. Архиепископ отказался и был снова возвращен в Соловецкий концлагерь. В 1926 году архиепископ Иларион без всякого нового судебного разбирательства был приговорен еще к трем годам заключения на Соловках.

В праздник Покрова Божией Матери, 14 октября 1929 года, последовал новый и последний приговор – три года ссылки в Казахстан. Во время этапа архиепископ тяжело заболел сыпным тифом и 19 декабря был помещен в ленинградскую тюремную больницу, где и скончался 28 декабря 1929 года. Тело его было выдано для церковного погребения. В отпевании и погребении участвовали митрополит Серафим (Чичагов) с тремя архиереями и множеством духовенства. Архиепископ Иларион был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. В 1999 году были обретены его святые мощи и в том же году перенесены в Сретенский монастырь в Москве. В 2000 году он был причислен к лику святых.

5. Масштаб жертв. Подвиг новомучеников становится понятным только сегодня, когда открываются архивы. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году были арестованы 136 900 православных церковно-священнослужителей и мирян, из них расстреляно – 85 300; в 1938 году арестованы 28 300, расстреляно – 21 500; в 1939 году арестованы 1 500, расстреляно – 900; в 1940 году арестованы 5 100, расстреляно – 1 100; в 1941 году арестованы 4 000, расстреляно – 1 900.

Осень и зиму 1937 года сотрудники НКВД едва успевали ставить свои подписи под «следственными» бумагами, а в выписках из актов о проведении во исполнение смертного приговора секретарь тройки УНКВД некоторых областей часто ставил 1 час ночи потому, что на написание этой цифры тратилось меньше всего времени.

Это был период гонений, исключительных по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России, но и в масштабе всемирной истории.

Подумай: в чем заключен исторический смысл подвига святых мучеников в 1920–1930-е годы?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 671 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...