Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 25. Попытка осуществления идеи полной ликвидации Русской Православной Церкви в конце 1920-х – в 1930-е годы



1. Новый этап борьбы против Церкви в конце 1920-х – в 1930-е годы. Не добившись уничтожения Русской Православной Церкви путем раскола, советское правительство с 1928 года взяло курс на уничтожение Церкви путем репрессий. Начались аресты. Полностью были ликвидированы тысячи храмов. В начале 1930-х годов был закрыт и варварски уничтожен храм Христа Спасителя, построенный в память воинов, павших в Отечественной войне 1812 года. Преследовались священники.

Главный удар государство обрушило на крестьянство. В 1920-е годы во многих селах, не исключая самых глухих уголков страны, оставались действующие храмы, были старосты, действовали двадцатки. С началом коллективизации власти обрушились на крестьян, большую часть которых составляли люди, сохранявшие старый религиозный уклад жизни.

В 1929 году ЦК ВКП (б) утвердил документ «О мерах усиления антирелигиозной работы». В нем утверждалось, что «усиление социалистического строительства, социалистического наступления на кулацко-нэпманские элементы вызывает сопротивление буржуазно-капиталистических слоев, что находит свое яркое выражение на религиозном фронте, где наблюдается оживление различных религиозных организаций, нередко блокирующихся между собою, использующих легальное положение и традиционный авторитет Церкви». В тайных директивах партии перед советскими органами ставились задачи пресечения деятельности всякой религиозной организации «как легально действующей контрреволюционной организации». Особое внимание обращается на проведение мероприятий по организации широких масс на борьбу с религией, устройство в бывших монастырях сельскохозяйственных коммун и станций, прокатных пунктов, промышленных предприятий и т.д. Внесенная в Конституцию поправка, запрещающая свободу религиозной пропаганды при сохранении права на свободу религиозных убеждений, по существу ставила вне закона любую просветительскую деятельность Церкви.

В феврале 1930 года было принято Постановление СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Этот документ положил начало широкомасштабному наступлению на Церковь, массовым арестам священнослужителей и мирян, закрытию храмов.

Гонения, начавшиеся в 1929 году, продолжались до 1933 года. За период с 1929 по 1933 год было арестовано около сорока тысяч церковно-священнослужителей. В одной только Москве и Московской области были арестованы четыре тысячи человек. Большая часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, остальные – расстреляны. Те, кто были приговорены к заключению и дожили до гонения 1937 года, претерпели мученическую кончину в это время.

2. Массовый расстрел духовенства и верующих в 1937–1938 годах. С середины 1930-х годов после почти пятилетнего затишья возобновилась массовая ликвидация церковных приходов и закрытие храмов. В 1935 году ЦК ВКП (б) подвел итоги антирелигиозных кампаний, проводившихся несколько последних лет, и подготовил один из итоговых документов перед началом новых гонений в 1937 году. В этом документе власти засвидетельствовали огромную духовную силу Русской Православной Церкви, позволившую ей, несмотря на постоянный гнет государства, аресты, расстрелы, закрытие храмов и монастырей, коллективизацию, уничтожившую значительную часть активных и самостоятельных мирян, сохранить многие приходы.

В начале 1937 года была произведена перепись населения СССР. Впервые по предложению Сталина в эту перепись был включен вопрос о религии. Всего населения от шестнадцати лет и старше в советской России оказалось в 1937 году 98,4 миллиона человек. Верующими себя назвали 55,3 миллиона, из них православными себя назвали 41,6 миллиона, или 42,3 % всего взрослого населения страны и 75,2 % от всех, назвавших себя верующими. Из переписи населения с ясностью следовало – что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни.

С 1937 года начался новый период борьбы с Церковью. По сути, это была полномасштабная война: на этот и последующий годы пришелся наибольший размах репрессий против верующих.

К началу 1940-х годов в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего храма. В 1941 году во всей стране осталось только 5 665 официально зарегистрированных священников, в том числе «обновленцев» и священников на западных территориях, присоединившихся к СССР в 1939–1940 годах.

В целом в течение 1930-х годов число священников на территории России сократилось на 95 %.

3. Подвиг первоиерархов Русской Православной Церкви. Перед каждым разумным человеком всегда встает вопрос, что для него главное в жизни. При этом многие люди понимают, что есть нечто в жизни человека, что не оканчивается в этой жизни и ею не исчерпывается. Уйдет безвозвратно любимая работа, не перейдут за границы этой жизни семейные связи, если они не перерастут в нечто более прочное и неземное, не останется ни имущества, ни земного счастья – потому что все это имеет конец.

Но есть нечто, что будет, что перейдет с человеком в жизнь вечную. Это особенно важно для понимания человека церковного, священника, и особенно для Предстоятеля Русской Церкви. Быть всегда на высоте идеала, определенного учением Иисуса Христа – вот его главная задача жизни.

Предваряя дальнейший рассказ о российских первоиерархах советского периода, надо сказать, что русские первоиерархи всегда были на высоте требований, выдвигаемых им временем. Так, по принятии христианства Русью, они мудро и бесстрашно несли свет Христова учения по всей Русской земле, отстаивали истину Христова учения в борьбе с другими учениями, мужественно отстаивали чистоту православия в противостояниях с разными ересями.

Во времена княжеских междоусобий они не уставали призывать к единению. Они утешали свой народ в годину ордынского ига. Наступали времена гонений и первоиерархи вступались за гонимых, даже ценой жизни. Все православные люди чтут митрополита Филиппа, который в страшные времена царя Ивана Грозного мужественно вступился за невинно преследуемых людей. Во время Смуты начала XVII века Патриархи Иов и Гермоген призывали народ к преодолению смуты. Подвиг Патриарха Гермогена, призывавшего народ к освобождению родной земли, стал примером жертвенного служения своей Родине и Церкви.

ХХ век – готовил Русской Церкви новое, невиданное в истории испытание: целенаправленную политику ее полного уничтожения. В этой связи слова будущего Патриарха Сергия, сказанные им при его архиерейской хиротонии, выражающие суть архипастырского служения, не зависимого от внешних обстоятельств, оказались пророческими: «Епископы могут быть в почете и богатстве, могут пользоваться обширными гражданскими правами и преимуществами, но могут быть и в полном бесправии, в нищете и даже в гонении. Все это зависит от причин случайных и внешних, от государственного положения христианства, от народных и общественных обычаев и т.п. С изменением этих внешних причин может изменяться и внешняя обстановка. Но само епископское служение в его сущности, в том настроении, какое требуется от епископа, всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением...». Тогда, наверное, ни он, ни кто-либо другой, даже предположить не мог, насколько пророческими были эти слова.

В условиях, когда уничтожение Церкви стало государственной политикой, спасти Церковь можно было только путем непрерывной молитвы, путем христианской мудрости, состоявшей и в непринятии каких-либо решений, которые могли бы повредить Церкви, даже путем личных лишений и жертв, вплоть до смерти. Именно на такой путь и вступили русские первоиерархи Русской Православной Церкви сразу же после восстановления патриаршества вместе со всей Церковью, вместе со всем сонмом православных людей: иерархов, священников, мирян. До последней минуты своей земной жизни Патриарх Тихон мужественно служил Церкви.

4. Подвиг священномученика митрополита Петра (Полянского). В 1925 году, после смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем патриаршего престола по его завещанию согласно с волей епископата стал митрополит Крутицкий Петр (1862–1937).

Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в селе Сторожевом Воронежской губернии, в семье священника. В 1892 году он окончил Московскую духовную академию, а с 1896 года вся его деятельность была связана с Учебным комитетом при Святейшем Синоде. Господь изобильно одарил его умом и добротой. Благодаря своим замечательным душевным качествам он близко познакомился со многими выдающимися деятелями Церкви, и в частности с будущим Патриархом Тихоном – одним из самых проницательных архиереев того времени.

В 1918 году Петр Полянский принял участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В 1920 году по предложению Патриарха Тихона он, прекрасно понимая, что выбирает путь мученичества, принял монашество, священство и епископство, став одним из ближайших помощников Патриарха. После рукоположения во епископа Подольского, викария Московской епархии, он был арестован и сослан. Вернувшись из ссылки в 1923 году, он был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа, а через год – митрополита.

После кончины Патриарха 12 апреля 1925 года Архиерейский собор постановил, что митрополит Петр согласно завещанию Патриарха Тихона должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Став Патриаршим Местоблюстителем, митрополит Петр делал все для сохранения Церкви. Он лично заботился о ближних и, особенно, о находящихся в заключении. Деньги, которые жертвовали ему, он сразу же отдавал на помощь томящимся в тюрьмах и ссылках.

Одной из страшных проблем, стоявших тогда перед Русской Православной Церковью, было обновленчество. Понимая, какую опасность оно представляет для Церкви, 28 июля 1925 года Местоблюститель обратился с посланием к верующим о неприятии обновленчества. Это вдохнуло новые силы в верующих. Зато власти, видя, что обновленчество не может разрушить Церковь, вновь начали аресты – в ноябре 1925 года были арестованы почти все архиереи, жившие в то время в Москве.

Осознавая, что его арест близок, митрополит Петр оставил распоряжение: в случае невозможности исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя временно исполнение их поручается митрополиту Сергию. А 10 декабря 1925 года его арестовали. 5 ноября 1926 года он был приговорен к трем годам ссылки. В декабре митрополита этапом отправили через пересыльные тюрьмы в Тобольск. В феврале 1927 года митрополит Петр прибыл в село Абалак, но уже в начале апреля он был арестован и доставлен в Тобольскую тюрьму. 9 июля был сослан за полярный круг на берег Обской губы в поселок Хэ. В конце 1928 года кончалась трехлетняя ссылка Местоблюстителя, но 11 мая 1928 года срок заключения был продлен еще на два года. В тюрьме ему многократно предлагали отказаться от сана Местоблюстителя и сотрудничать с органами ОГПУ.

Опасность первого предложения для Церкви была в том, что если бы митрополит Петр принял его, то оказалась бы разрушенной сама структура управления Церковью. Опасность второго в том, что невозможно представить большей дискредитации Церкви, чем сотрудничество ее предстоятеля с ее разрушителями.

Митрополит отклонил и то и другое предложение. Поэтому 23 июля 1931 года его заключили в Верхнеуральскую тюрьму, в одиночную камеру, где с каждым годом ужесточались условия его пребывания. 23 июля 1936 года срок заключения подошел к концу, но его не освободили, а продлили срок еще на три года. Митрополиту Петру было уже семьдесят четыре года, и срок этот можно было считать пожизненным. Поэтому власти решили считать святителя умершим, о чем и сообщили митрополиту Сергию. А митрополит Петр был еще жив. 10 октября 1937 года митрополит Крутицкий Петр был расстрелян.

В 1997 году он был прославлен Русской Православной Церковью в лике священномучеников.

4. Подвиг митрополита Сергия Страгородского. После ареста митрополита Петра, согласно его распоряжению, обязанности заместителя Патриаршего Местоблюстителя стал исполнять митрополит Нижегородский Сергий (1867–1944).

Будущий митрополит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 года в городе Арзамасе Нижегородской губернии, в семье священника Николая Ивановича Страгородского, происходившего из священнического рода. Иван закончил Арзамасское духовное училище и Нижегородскую духовную семинарию. Поскольку он закончил семинариюпо итоговым оценкам только четвертым, то не получил право поступления в духовную академию без экзаменов. Но он блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию и был зачислен в число ее студентов.

Уже в академии он принял монашество и с этого времени стал трудиться в различных учебных заведениях Православной Церкви в России и даже в Японии. В 1901 году он был хиротонисан в сан епископа.

После революции он назначался правящим архиереем разных епархий; в 1924 – управляющим Нижегородской епархии. В 1925 году он приступил к исполнению обязанностей заместителя Патриаршего местоблюстителя, а фактически главы Церкви. В 1934 году он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В 1937 году, в связи со смертью митрополита Петра, митрополит Сергий становится Местоблюстителем патриаршего престола.

Время его правления пришлось на один из самых страшных периодов в истории Православной Церкви – время самой страшной богоборческой политики. И митрополиту Сергию выпало совершить особый подвиг в истории Русской Православной Церкви – подвиг Ее спасения.

29 июля 1927 года им было подписано обращение Патриаршего Синода, известное под названием «Декларация митрополита Сергия». В нем говорилось: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого как истина, как жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи».

Это обращение вызвало много критики, особенно среди русской эмиграции, главным образом потому, что в нем увидели готовность подчинения Церкви государству. К тому же это обращение не спасало, да и не могло спасти верующих и священнослужителей. И сам митрополит, живя в Советском Союзе, разделял все опасности жизни священнослужителя в стране. В любой момент он мог быть арестован. Особенно опасным положение Церкви и верующих стало в 1937–1938 годах, когда в стране началась кампания по уничтожению священнослужителей и верующих. Об этих годах митрополит Сергий потом говорил, что их положение было сравнимо с курами в садке кухни повара: приходит день, и из садка выхватывается следующая жертва.

И все-таки, зная, что это обращение вызовет неприятие среди верующих, даже среди его близких людей, что оно не может спасти верующих от гонений и преследований, он идет на это, так как понимает, что благодаря этому обращению можно будет сохранить Церковь как организацию. А если удастся спасти Церковь, то она возродиться для широкого служения. Митрополит Сергий следовал словам Патриарха Тихона, который говорил: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза».

И возрождение сохранившейся Церкви произошло. Уже в первый же день войны митрополит Сергий обратился к народу с проповедью, в которой призвал простых людей и священников встать на защиту Отчизны. И эта проповедь стала началом возрождения Церкви и веры в нашей стране, открытия храмов и служения Церкви своему народу.

Таким образом, подвиг митрополита Сергия состоял в том, что в самые страшные времена в истории христианства, благодаря его признанию государства, он позволил не втянуть Церковь в политическую борьбу. Благодаря этому была сохранена Церковь и, значит, были оправданы слова Спасителя: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф 16,18). Сохранение Церкви означало сохранение апостольского преемства рукоположений и церковного управления, чистоты канонических и догматических основ Церкви, это и позволило ей возродиться в годы Великой Отечественной войны.

5. Церковь накануне войны. Накануне войны Церковь находилась в самом тяжелом состоянии. Казалось, что со дня на день она должна была исчезнуть. Официально к лету 1941 года на свободе оставались 300 священников и 3 архиерея. Действующими оставалось всего 40 храмов. По планам советского государства закрытие всех храмов должно было произойти в 1941 году.

Подумай: в чем заключался подвиг Русской Православной Церкви в 1930-е годы?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 930 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...