Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 22. Русская Православная Церковь в годы Гражданской войны



1. Государственная политика советского государства по отношению к Православной Церкви. С первых дней существования советской власти Русская Православная Церковь подвергалась жесточайшим гонениям. В политике Советского государства восторжествовал государственный атеизм, который являлся составной частью коммунистического мировоззрения. Большевики считали, что атеизм должен заменить собой православие, занять место веры в сердцах людей. Ведь они надеялись учредить фактически новую веру, создать новую религию – марксизм.

А для российского православного народа такое положение казалось какой-то необъяснимой, выходящей за грань разумного, трагедией. Впервые за всю историю России собственное государство начало борьбу по полному уничтожению традиционной веры собственного народа!

Это был второй, после петровских реформ, страшнейший удар по Церкви. Однако, если император Петр I, ограничивая деятельность Церкви, подчинял ее государству, то теперь государство брало курс на полное уничтожение Церкви.

2. Новая государственная религиозная политика. 23 января 1918 года был опубликован ленинский декрет «Об отделении Церкви от государства, а школы от Церкви», который можно считать началом официальной войны с Православной Церковью.

Большевистское руководство стремилось не только к изживанию православия из жизни России, но и к полному разрушению храмов и монастырей, физическому истреблению монахов и священников.

Уже в годы Гражданской войны большевики начали атеистическую пропаганду. Важным направлением этой деятельности стала борьба со святынями, и особенно с мощами святых угодников, под предлогом борьбы с суевериями. Чтобы разоблачить культ святых, уже в 1918 году представители государственной власти стали проводить освидетельствование мощей. Так, в 1918 году под предлогом освидетельствования мощи святителя Иоасафа Белгородского были изъяты и увезены в Петроград. Позднее, в 1927 году властями были изъяты из монастыря мощи преподобного Серафима Саровского и перевезены в Москву.

Одновременно по всей России начались репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. В Москве был расстрелян один из виднейших церковных деятелей Москвы протоиерей Иоанн Восторгов. В дальнейшем преследование людей за их религиозные убеждения стало обычной практикой для советской власти. Но это все было только подготовкой к будущей войне с Русской Православной Церковью.

3. Русская Православная Церковь в годы Гражданской войны. Уже весной 1918 года в России разразилась братоубийственная Гражданская война, которая была страшнее Первой мировой войны, потому что она втянула в свою орбиту всю страну и весь народ. Она расколола всех, даже многие семьи, на непримиримых врагов.

В это тяжелое время Церковь, несмотря на гонения, которые обрушились на нее, призывала народ к миру, к прекращению братоубийственной войны.

4. Господь укрепляет Русь. Святая Русь в годы Гражданской войны взяла на себя новый подвиг – подвиг мученичества. Господь и Богородица не оставили Россию. История Святой Руси на протяжении тысячелетия была постоянно связана с покровительством Божией Матери – в России было прославлено множество икон Царицы Небесной.

Одной из таких стала чудотворная – Державная икона Божией Матери. Первые сведения о чудесном явлении иконы появились 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола императора Николая II. Сохранилось «Сказание», литературно обработанное священником Николаем Лихачевым, настоятелем храма Вознесения в Коломенском. «Сказание» повествует, что крестьянке Евдокии Андриановой, проживающей в Перерве, недалеко от Москвы, в феврале 1917 года было два таинственных видения, в которых было сказано: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся ей».

2 марта Евдокия Андрианова пришла в Коломенское и вместе со священником в подвале храма нашла старую большую икону. Когда икону очистили, оказалось, что на ней изображена Божия Матерь, восседающая на царском троне, в мантии, с короной на главе, со скипетром и державой в руках, благословляющим Богомладенцем на коленях. Народ единодушно стал называть чудесную икону «Державной».

Весть о явленном образе разнеслась очень быстро по всей Москве и России. В Коломенское стало стекаться большое количество богомольцев. Сразу же перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и духовных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в храме Вознесения в Коломенском только на воскресные и праздничные дни. С иконы по заказам прихожан различных церквей было сделано несколько списков, один из них был исполнен для храма Христа Спасителя.

После вступления на патриарший престол Патриарх Тихон благословил составить акафист Державному образу Богоматери. Впервые акафист был напечатан на русском языке в Париже, а в 1995 году переиздан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Новоявленная икона в скором времени исчезла... Уже в наше время было документально установлено, что в 1922 году после запрещения богослужений в храме Вознесения в Коломенском, икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище Государственного исторического музея. В 1988 году икону передали на выставку в издательский отдел Московской патриархии. После принятия постановления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. 29 июля 1990 года образ Божией Матери Державной был с крестным ходом торжественно встречен духовенством в Коломенском. Чудотворная икона ныне установлена у правого клироса в основной части храма Казанской Божией Матери.

Подумай: К чему стремилась Русская Православная Церковь в годы Гражданской войны?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 635 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...