Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 24. Новый этап борьбы Советского государства с Русской Православной Церковью в 1920–е годы



1. Новый этап борьбы с Церковью. Хотя в годы гражданской войны какая-то часть духовенства поддерживала белое движение, но в целом церковь заняла позицию осуждения братоубийственной войны. Тем не менее, это не спасло ее – ни в годы Гражданской войны, когда красными были убиты десятки священников и архиереев, ни после Гражданской войны.

Однако в годы Гражданской войны преступления против священства и верующих носили стихийный характер, хотя и под ними была своя – атеистическая – идеология.

Той точкой, с которой следует считать начало системной борьбы с Русской Православной Церковью, является письмо В.И. Ленина к членам Политбюро, принятое в марте 1922 года. В этом письме с изуверским цинизмом Ленин указывал на то, что в силу переживаемого страной страшного голода наступил тот момент, когда можно уничтожить Церковь.

С этого решения началась системная война с Церковью по всей стране: стали изыматься церковные ценности, пошли суды над священниками и архиереями, которые нередко заканчивались расстрелами. Но Патриарха Тихона Ленин пока велел не расстреливать, а только посадить в тюрьму.

2. Изъятие церковных ценностей как акт повсеместного гонения на Церковь. 1922 год открыл беспрецедентную по размаху и длительности кампанию, имеющую целью разгром Церкви. Обвинения в контрреволюционной деятельности необоснованно и лицемерно предъявлялись многим из лиц духовного звания и мирянам. В дальнейшем преследование людей за их религиозные убеждения стало обычной практикой для советской власти.

В 1921–1922 годах34 губернии России были охвачены голодом. Из 20 миллионов голодающих около миллиона скончалось. Проводимая большевиками политика «военного коммунизма», когда у крестьян отбирали скот и весь хлеб, не оставляя зерно и для посевной кампании, обескровила деревню. Около полутора тысяч крестьянских выступлений были жестоко подавлены.

Патриарх Тихон одним из первых откликнулся на народное горе, обратился к пастве, к Восточным патриархам, к папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому и епископу Йорскому с посланием, в котором призывал оказать помощь стране, умирающей от голода. Но власти были против такой помощи. «Официальные или полуофициальные сношения с попами недопустимы. Наша ставка на коммунизм, а не на религию. Лавировать может только ВЧК для единственной цели – разложения попов», – так мыслил и действовал Ф.Э. Дзержинский, председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), в ведении которой в это время находились вопросы церковной политики.

Декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 года об изъятии церковных ценностей был принят в разгар голода не случайно. Смысл и цель этой кампании В.И. Ленин излагает с самым циничным откровением: «Все соображения указывают на то, что позже сделать нам это не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, которое бы либо обеспечивало нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется, безусловно, полностью на нашей стороне... Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше...»

18 марта 1922 года из Иваново-Вознесенска (ныне город Иваново) в Политбюро, как впоследствии заявил Ленин, будто бы пришла подробная телеграмма о том, что «в Шуе 15 марта в связи с изъятием церковных ценностей под влиянием попов-монархистов и с.р. возбужденной толпой было произведено нападение на милицию и взвод красноармейцев. Часть красноармейцев была разоружена демонстрацией. Из пулеметов и винтовок частями ЧОН и красноармейцами 146 полка толпа была разогнана, в результате 5 убитых и 15 раненых зарегистрировано больницей...».

22 марта Политбюро приняло специальное постановление: «1. Арест Синода и Патриарха признать необходимым, но не сейчас, а примерно через 10-15 дней. 2. Данные о Шуе опубликовать, виновных шуйских попов и мирян – Трибуналу в недельный срок (коноводов расстрелять). 3. В течение этой же недели поставить процесс попов за расхищение церковных ценностей (фактов таких немало). 4. С момента опубликования материалов о Шуе, печати взять бешеный тон, дав сводку поповских мятежных попыток в Смоленске, Питере и пр. 5. После этого арестовать Синод и т.д.». Ленин предлагал также провести несколько процессов, которые должны быть закончены расстрелами не только в Шуе, но и в Москве, и в «нескольких других духовных центрах».

И такие процессы были проведены. Московский, Петроградский, Смоленский процессы и ряд других окончились вынесением смертных приговоров для части обвиняемых. Были расстреляны: в Иваново-Вознесенске – протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков, в Москве – протоиереи Александр Заозерский, Василий Соколов, Христофор Надеждин, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров, в Петрограде – Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров и десятки других. Тысячи приговаривались к заключению и ссылке в отдаленные глухие места. Так разрасталась вглубь и вширь новая гражданская, видимая и невидимая война.

Однако перед лицом Запада новая власть все же не решилась открыто объявить христианскую Церковь, лишенную прав юридического лица и собственности, преступным сообществом. Не решалась открыто признать, что гонения на духовенство и мирян направлены против Христа, против православной веры. Поэтому следователи и судьи вынуждены были прибегать к иным формулам для обоснования обвинений. Лица духовного звания и миряне, на деле преследуемые за веру, осуждались по сфабрикованным обвинениям за якобы контрреволюционную деятельность (по статье 58 пункт 10), хотя, как подтвердили материалы реабилитации 1950-х и 1990-х годов, они не участвовали в контрреволюционной деятельности.

3. Болезнь и смерть В.И. Ленина. Никогда борьба с Богом и Церковью не заканчивалась без жесточайшего наказания богоборцев. Осенью 1922 года В.И. Ленин заболел тяжелой болезнью, превратившей его в жалкое подобие человека. В январе 1924 года в тяжелейших болях он умер в возрасте 54 лет.

Между тем государство и после смерти В.И. Ленина продолжило политику уничтожения Церкви.

4. Организация раскола внутри Русской Православной Церкви. В 1922–1925 годах при негласной поддержке советского государства была организована попытка раскола Русской Православной Церкви и ликвидации патриаршества путем создания Высшего церковного управления, которое православный народ нарек «обновленческим». В 1923 году отдельные самозваные священники, движимые карьерными соображениями, организовали Высшее церковное управление. Воспользовавшись тем, что Патриарх Тихон находился в заключении, они объявили, что Патриарх передал свои полномочия им. Часть духовенства и даже архиереев поверили им.

Однако, несмотря на все старания обновленцев, верующие не приняли «обновленчества», потому что видели в нем «порчу православия» и отказ от веры отцов и дедов.

«Обновленчество» усилиями советского государства сохранялось вплоть до Великой Отечественной войны, а во время войны по распоряжению советского правительства было упразднено таким же образом, каким в свое время было создано.

5. Народ спасает Церковь. В это время Церковь спас народ. Он проигнорировал нововведения обновленцев. Народ, зная об обмане, не ходил в храмы, в которых служили священнослужители-обновленцы, и эти храмы стояли пустые. И напротив, он ходил в храмы, где служили священники, сохранившие верность истинной вере. Так сорвался план дискредитации и разгрома Церкви изнутри. И хотя обновленчество продолжало существовать, а его управленческие структуры существовали как параллельные настоящей Православной Церкви, но оно не играло определяющей роли в религиозной жизни страны.

6. Положение Русской Православной Церкви в 1920-е годы. На протяжении всех 1920-х годов государство продолжало воевать с Церковью. В этот период оно расстреливало, сажало в тюрьмы ее наиболее активных деятелей. С каждым годом шло усиление антирелигиозной пропаганды.

7. Основные направления борьбы государства с Церковью. Прежде всего государство начало широкую антирелигиозную пропаганду, которую оно организованно направляло и контролировало. В 1925 году создается «Союз воинствующих безбожников» и начинается выпуск массового журнала «Безбожник».

Огромный ущерб Православной Церкви нанесло закрытие культовых зданий. Храмы использовались как клубы, спортивные залы, кинотеатры, музеи, образовательные учреждения, магазины, склады, зернохранилища, жилой фонд или просто уничтожались.

Имущество церквей, иконы, ценности реквизировались и чаще всего уничтожались. Лишь незначительная часть была передана в музеи. Только в пределах Садового кольца Москвы были закрыты 242 культовых здания, а снесены – 364. Государство стремилось представить эти действия как протест масс против религии и Церкви.

Но борьба шла прежде всего со священством. Здесь в ход шло все: от прельщения до убийства.

Государственному преследованию подвергались и другие религии: мусульманство, буддизм, иудаизм.

8. Массовое закрытие монастырей. Но особой силы удар был обрушен на монастыри – центры духовной культуры. Уже в 1920-е годы были закрыты важнейшие центры духовной жизни – Оптина и Глинская пустыни, Дивеевский и Соловецкий монастыри. Однако в 1920-е годы многие монастыри еще продолжали свое существование, получив юридический статус кооперативов, товариществ и коммун.

9. Подвиг священства и священноначалия. В этот период от многих священников требовался самый настоящий подвиг. В тяжелейшем положении находилось церковное руководство. Принятие священнического, а тем более архиерейского сана обрекало в ту пору его носителя почти на верную тюрьму, ссылку или смерть. Тем не менее, в 1923 году состоялось 49 архиерейских рукоположений, в 1924 году – 23. И это свидетельствовало о непоколебимой духовной силе Православной Церкви.

Подумай: в чем заключались основные направления борьбы с Церковью?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 794 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...