Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать  
 

В эпоху Возрождения и Реформации



Эпоха Возрождения связана с развитием капиталистических отношений, прогрессом науки и культуры в XIV-XVI вв. Это обусловило потребности в новом характере и направлении образования. В результате появилось новое педагогическое движение – педагогика гуманизма. Был сделан поворот к гуманизации в образовании, раскрепощению личности ребёнка, отказ от суровой палочной дисциплины в школе, которая подавляла натуру ребёнка. В содержание школьного образования были включены прикладные науки (математика, астрономия, механика, естествознание).

Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Итальянский педагог Витторино де Фельтре (1378-1446) в городе Мантуе открыл школу – «Дом радости». Основу обучения в этой школе составляли принципы уважения личности ребёнка, учёта его интересов и личностных особенностей психического развития. Дети познавали мир путём общения, наблюдения природы, явлений и вещей.

Педагоги гуманисты Т.Кампанелла, Ф.Рабле, Т.Мор, М.Монтень и другие выдвигают следующие идеи: всеобщего обучения, равного и совместного обучения девочек и мальчиков, преподавания на родном языке, сочетания умственной и трудовой деятельности, связи обучения с жизнью, образования взрослых.

На рубеже XV-XVI вв. гуманизм стал ведущей образовательной идеологией не только в Италии, но и на всей территории Западной Европы. Именно в этот период в Западной Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, направленное против римско-католической церкви. Представители этого движения требовали пересмотра сложившихся религиозных основ, предлагали идею непосредственного общения с Богом, упрощения и удешевления церковных обрядов. Реформаторы выдвигали свое понимание путей воспитания человека, провозгласили принцип личной ответственности перед Богом.

В воспитании была выдвинута идея всеобщего образования детей всех сословий на родном языке. Это позволило реформаторам привлечь симпатии основной части общества и контролировать процесс воспитания в начальных школах, используя его для распространения протестантства.

Идеологами реформации был Томас Мюнцер и Мартин Лютер. Томас Мюнцер представлял интересы крестьянства и разработал специальные проекты учебных программ для народных школ. Мартин Лютер выражал интересы буржуазии в образовании.

Ф.Меланхтон и И.Штурм разработали программу обучения в школах, позволяющую установить преемственную связь средних школ с университетами. Считали, что в средней школе необходимо изучать греко-римскую литературу, риторику, греческую и латинскую грамматику, диалектику, физику, догматику. Меланхтон издал множество учебников, которые широко применялись в протестантских школах.

Реформация представляла существенную угрозу римской католической церкви и поэтому Триденский Вселенский Собор в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и учредил Орден Иезуитов (1534), возглавивший движение Контрреформации. Главными средствами борьбы с «ересью» иезуиты объявили «проповедь, исповедь, воспитание». Иезуиты тоже воспользовались идеями Возрождения, но трактовали их с консервативных позиций. Для распространения своих идей иезуиты также использовали школы (коллегии), в которых дети привилегированных слоёв общества воспитывались в духе преданности католицизму.

Учебные заведения Западной Европы этого периода можно разделить на 3 основных уровня:

· элементарного образования,

· повышенного общего образования,

· высшего образования.

Особенностью развития школ на всех уровнях была конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями.

Начальное элементарное образование предназначалось для основной массы народа. Протестанты открывают элементарные и низшие городские школы. Католики – приходские и воскресные школы. Основными предметами в этих школах были религия, церковное пение, письмо, счёт.

Повышенное общее образование давали городские латинские школы, гимназии (Германия), грамматические школы (Англия), коллежи (Франция), дворцовые школы, школы иеронимов, коллегии. Чаще всего это были платные школы для детей из состоятельных слоёв общества. В гимназиях, грамматических школах и коллежах срок обучения был от 6 до 8 лет. Изучали латинский язык, литературу, математику, риторику, древнегреческий и родной язык. В этих учебных заведениях применялись новые программы, оригинальные методики обучения.

Школы иеронимов (братьев общей жизни) учреждались религиозными общинами в Нидерландах, Германии, Франции. Возглавлялись в основном педагогами-гуманистами. Основная цель этих школ состояла в том, чтобы научить детей совместно жить, работать и уважать труд. В этих школах изучали примерно те же дисциплины, что и в гимназиях. Дополнительно изучали этику, философию, юриспруденцию.

Дворцовые школы в основном были распространены в Италии и Германии. Готовили детей из дворянских семей к деятельности на государственном, военном и церковном поприщах. Программы обучения сочетали лучшие традиции рыцарского воспитания и новые гуманистические идеи. По уровню были приближены к университетским программам.

Школы иезуитов возникают по инициативе контрреформаторов. В основном были бесплатными, что позволяло талантливым детям из низов учиться вместе с представителями высшего света. Эти школы были интернатного типа, что давало больше шансов отдалить детей от родителей и перевести их под влияние ордена. Но в жизни часто воспитанники этих школ оставались людьми светскими (Р. Декарт, П. Корнель, Ж. Б. Мольер, М. Ф. Вольтер, Г. В. Лейбниц и другие.

Основным разработчиком иезуитской системы воспитания считается Игнатий Лойола. Основная цель иезуитских школ - воспитание в духе преданности католицизму, воспитание «христова воина», деятельно служившего католической церкви, способного противостоять искушениям протестантизма и бороться с ним.

В XVII-XVIII вв. иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов, сочетали достижения гуманистической и протестантской педагогики. Использовали основы классно-урочной системы обучения. В образовательном процессе широко применялись методы упражнений, соревнования. Часто устраивались конкурсы и театрализованные представления, праздники и экскурсии. В течение 5 лет в этих школах изучали латинский и греческий язык, античную литературу по произведениям Цицерона, Овидия, Горация, Вергилия, катехизис на латинском языке, элементы истории, географии, математику, естествознание, философию Аристотеля и схоластику Фомы Аквинского. Учебный год длился не более 180 дней, занятия не более 5 часов в день. Иезуиты заботились о здоровье детей (чистые и просторные помещения), их физическом совершенствовании (верховая езда, фехтование). Но это всё сочеталось со строгой регламентацией деятельности и поведения детей, подчинением их воли и способностей интересам церкви и нормам христианской этики. В школе был введён взаимный надзор, наказание за любые проступки.

Педагогов для иезуитских школ готовили долго и тщательно из лучших выпускников этих же школ. В процессе подготовки они изучали философию, теологию, проходили педагогическую практику (два – три года) под руководством лучших педагогов.

Протестантские университеты (Магбургский, Кенигсбергский, Йенский, Гельмштадский и другие) вышли из под контроля Ватикана и поступили в подчинение светских властей.

Орден иезуитов образовал свои университеты и ввел два цикла обучения: трехлетний философский, четырехлетний - теологический.

Кембриджский университет стал центром демократизации. Значительная часть студенчества была представлена низшими сословиями.

Парижский, Страсбургский, Вюртембергский, Оксфордский университеты давали гуманистическое образование в традициях эпохи Возрождения.

К началу XVIII в. в Европе насчитывалось около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе 20 университетов.

Высшая школа тоже была ареной борьбы между католиками и протестантами. Ватикан контролировал в XVI-XVII вв. около 7 университетов, дававших схоластическое образование.

Таким образом, социально-экономические преобразования и противостояние религиозных течений в Европе в средние века и эпоху Возрождения отразились на развитии культуры, просвещения, идеологии, духовном развитии личности. Гуманизм эпохи Возрождения проповедовал гармоническое развитие свободной личности. Реформация проповедовали идеал общины, подчиняющей себе личность. Реформаторы церкви хотели с помощью воспитания властвовать над людьми.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите причины обусловившие появление педагогического движения – педагогика гуманизма в эпоху Возрождения.

2. Изложите идеи гуманистов эпохи Возрождения.

3. Каковы особенности воспитания в дворцовых школах эпохи Возрождения и Реформации?

4. Назовите педагогические идеи Реформации.

5. В чем заключалась конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями?

6. Кто разработал иезуитскую систему воспитания?

7. Цель и особенности воспитания в школах иезуитов.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 2929 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с)...Наверх