Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Х-ХVII вв



В развитии воспитания Славянского Государства можно выделить два периода Х-ХIII вв. — Киевский, ХIV-ХVII вв. - Московский, разделённые нашествием Батыя. Традиции древнерусского воспитания формировались и обогащались в результате общения с различными народами и культурами во время продвижения русичей из Приднепровья на север и северо-восток, через Волгу, Урал, Сибирь до берегов Тихого и Ледовитого океанов. Это обусловило ряд особенностей древнерусского воспитания:

· Русь приняла христианство в 988 г. До этого времени «росьский народ» уже имел свою языческую культуру, отразившуюся на фольклоре, мифологии, обрядах, праздниках и традициях воспитания.

· Так как принятие христианства произошло в период расцвета самой Византии, то достаточно развитая языческая культура соединилась со зрелым восточным христианством. В результате этого возникло древнерусское православие, которое сформировало свою концепцию воспитания человека.

· Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки сделало возможным перевод основных богослужебных книг на славянский язык с греческого и латинского языка.

· Древнерусская церковь относилась враждебно и к православной и к католической церкви и, следовательно, к их культурному наследию. На Руси формировался свой культурный мир, контрастный по отношению к западноевропейскому. Это способствовало сохранению самобытности древнерусской школы.

· По причине отсутствия на Руси университетов функцию образовательных центров выполняли монастыри, основанные учениками Сергея Радонежского и Нила Сорского. Если западноевропейские университеты обучали инструментам и методам рационального познания и доказательства, то в монастырях Руси учили относиться к книжным знаниям как к духовному наследию, которое следует накапливать, собирая «аки пчёлы мёд с цветков».

· Для сферы просвещения в Русском государстве характерными фигурами были не школьные учителя, а «мастера грамоты», духовники, монахи-аскеты.

Воспитание детей в древнерусском государстве осуществлялось в семье на основе народных традиций с учётом государственных и общественных потребностей. Методы и приёмы семейного воспитания отражались в песнях, сказках, скороговорках, загадках, былинах. В государственном документе «Уставе Князя Ярослава» указывается на ответственность родителей за воспитание детей и подготовку их к будущей жизни.

Начальное обучение с 6-7 лет осуществлялось «мастерами грамоты», было платным (по договорённости с родителями). Изучали чтение, письмо, счёт. В обучении грамоте применялся буквослагательный метод. Широко использовались церковные тексты. В ХIII-ХIV вв. детей учили писать на вощаных дощечках. «Школы учения книжного» открытые по велению князя Владимира с целью освоения книжной мудрости давали низкий уровень подготовки детей, так как роль учителя выполняли церковнослужителя в свободное от основных обязанностей время. В 1551 г. Стоглавый Собор принимает решение об открытии в домах священников училищ, дающих основы церковных знаний по книгам.

На Украине и Белоруссии при монастырях открываются «братские школы», сохраняющие традиции вероисповедания народа. Основными предметами обучения в этих школах были славянская и греческая грамматика, латинский язык, диалектика, риторика, философия, математика. Жизнедеятельность этих школ регулировалась собственными Уставами (Устав Львовской братской школы, Устав Луцкой братской школы...).

На основе братских школ киевский митрополит Пётр Могила в 1632 году открывает коллегиум — высшее образовательное учреждение. Содержание образования было построено по образцу 7 свободных искусств, что соответствовало западноевропейским схоластическим стандартам.

Во второй половине ХVII века в Москве открываются школы для подготовки чиновников. В 1687 году по инициативе С.Полоцкого в Москве открывается Эллино-греческая (потом славяно-греко-латинская) академия, в составе которой философский, филологический, богословский, медицинский факультеты. Основными предметами изучения были риторика, логика, физика, греческий и латинский язык.

Выпускники академии: поэты А.Кантемир, К.Истомин, математик Л.Магницкий, первый русский доктор медицины П.Постников и др.

Особую роль в воспитании имела Псалтырь, так как была близка своими ветхозаветными идеалами всему укладу и жизненным представлениям народа. Цитаты из Псалтыря встречаются в «Поучении князя Владимира Мономаха», в котором он призывает своих детей любить и защищать свою родину, быть храбрыми, трудолюбивыми, защищать слабых, почитать старших и учиться грамоте. Педагогические идеи древней Руси ХIII в. содержатся в сборниках «Златоуст», «Изборник», «Пчела», «Домострой», «Азбуковник».

На развитие педагогической мысли ХIV-ХVI вв. значительное влияние оказали идеи Сергея Радонежского, Нила Сорского Епифания Славинецкого, в котором они выдвигают идеи религиозно-православного воспитания детей, светского обучения в школе, нравственного воспитания и формирования привычек правильного поведения.

В ХVI веке на русский язык были переведены светские книги: «Диалектика» Иоанна Дамаскина, «Книга, глаголемая логика» Маймонида. Максим Грек, эмигрировавший из Европы в Россию, составил учебные пособия «О грамматике», «О пользе грамматики», «Лексис — неведомые речи». С польского языка была переведена «Космография» Меркатора, «Великое зерцало» Иоанна Майера, «О строении человеческого тела» Везалия.

Во второй половине ХVII века в педагогической мысли Русского государства были три подхода к развитию образования:

· Латинское направление — ориентировано на западноевропейскую педагогическую мысль (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Стефан Яворский и др.)

· Греко-фильское направление — ориентировано на дальнейшее развитие византийско-русских традиций образования (Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, Ионникий и Софроний Лихуды и др.)

· Старообрядческое направление крайне отрицательно выступало против всех новшеств в обучении и воспитании (Аввакум, Авраамий, Лазарь и др.)

Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не соответствовал требованиям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Назовите особенности семейного воспитания в славянском государстве X – XIII вв.

2. Роль «мастеров грамоты» в развитии просвещения на Руси.

3. Какие факультеты были в Эллино-греческой академии?

4. Влияние идей священнослужителей на развитие педагогической мысли Русского государства.

5. Какие подходы к воспитанию и обучению были в педагогической мысли Русского государства XVII века?





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 908 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...