Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Двадцать четвертая сутра: клеша/карма/випак/ашайяир/апарамриштах / пуруша/вишеша / ишвараха



Мы можем ее сразу же перевести: «Господь это такой особый Пуруша (особый духовный индивид), который не запятнан, которого не касаются клеши и их последствия, которые уже созрели и последствия, которые еще таятся».

Клеша – это программа поведения, карма – это, собственно, поведенческие акты, випак – последствия

К. Здесь хороший перевод «Ишвара это особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результат».

Но на самом деле, здесь не несчастья. Клеша – это термин внутри йоги и это совсем не несчастья. Здесь это не так. Действие – это не собственно действие, а именно карма. Например, я снимаю колпачок с ручки – это действие, это никакая ни карма. Нормальное действие.

Ролик 12

Карма – действие, действие в мире, затрагивающее чьи-то интересы, кроме моих. Например. Мне нужно срочно что-то купить, и я расталкиваю всех в очереди – это карма. Я совершаю некоторую карму.

К. Если, например, человек пьет, курит, морально разлагается – это не карма?

Нет, он просто губит свое здоровье.

Р. А если кто-то от него зависит, и он умирает от этого раньше времени..

Естественно. Или если он постоянно в скверном настроении из-за пьянства,

К. Подает кому-то пример…

Да. Или от него постоянно гнусно воняет табачищем, а ему на это наплевать. Он совершает карму. Так вот. Бог, теистический бог в полном смысле, подразумевает значительно больше.

Возьмем христианского бога, наиболее знакомого нам. Бог – это некая высшая личность, во всех важных отношениях превосходящая верующего в бога, которого тоже считают личностью. При этом верующий считает очень важным принять во внимание пожелания бога, их исполнять и установить с богом связь. Он надеется, что от этого будет много хорошего. Так? Именно это есть в религии.

Здесь йог в этом отношении совершенно не религиозный человек. Он убежден, что есть Господь Бог. Могу добавить, что это, конечно, Шива. Ишвара – это, конечно, Шива, который такой замечательный… Слово Ишкара, значит господь. Для смысла Господь есть на санскрите и другие слова. В частности Бхагаван. Но, Бхагаван употребляют кришнаиты. А Ишвара употребляют шиваиты. Так, что это Шива. Этот йог восхищен тем, что есть Господь-бог Шива, которого никогда не трогала карма, не ввязывался в карму, у которого нет паразитических программ поведения, который как сиял, так и сияет. Ишвара служит для него образцом, чтобы, вообще говоря, можно достичь такого статуса, от которого Ишвара никогда не отпадал. Мало ли что, скажет себе йог - есть хорошая, привлекательная мне программа поведения - вот что могло бы быть (показывает на верх схемы) и вот что я могу сделать (показывает на низ схемы) и готов приложить к этому силы (показывает слева схемы) и собраться (показывает правую часть схемы). Но, возможно ли это вообще? А вдруг это вообще невозможно?

Допустим, мы скажем: «Господа, как было бы здорово, если бы устранили собственными усилиями старение и, следовательно, жили бы в среднем восемьсот лет и умирали бы от разных несчастных случаев». А возможно ли это вообще? Пока мы не решим, что это возможно, мы не начнем что-либо предпринимать. Ишвара уже для того, чтобы йог убедился – это принципиально, возможно, поскольку я тоже Пуруша, я тоже дух как Ишвара. В принципе я не хуже. Вот для чего нужен Ишвара. Согласитесь – это не религиозное отношение. Это некоторый образец.

Р. Кумир

Нет, не кумир. Ему не поклоняются. Это Я. Это воплощение Я. Не слушают никаких его пожеланий. Никто не говорит в йоге, что вот «Ишвара тебе даст по шапке, если ты будешь плохо заниматься йогой». Ничего подобного нет.

Р. Именно идеал. Быть похожим на кого-то, имидж.

Ишвара демонстрирует, что достижение цели йоги возможны.

К. Тогда чуть вернемся. 22-ая сутра. «В дальнейшем появляются различия в выборе использования средств: мягких, не мягких, умеренных или интенсивных…» и 23-ья сутра «или, благодаря, преданности Ишваре». Т.е. это «или или»?

Ва – это не строгое или. Я опираюсь на предположение, что автор сутры использует это слово, будучи образованным человеком так же как в грамматике по ____? А ва – это не строгое «или»: можно то, можно другое можно ва. Это не строгая конъюкция, не строгая дизъюкция. Можно оба, т.е. это тоже помогает. Допустим, вы думаете, «хорошо бы достичь цели йоги, хорошо бы достичь. Тяжело». А потом, «А-а-а, а ведь есть господь Шива. Надо постараться, ведь можно». Пожалуйста, и сразу получилось. Работает? Работает.

Вот пришел человек на стадион. Тяжело. Потом видит в спортзале мужик накачался, накачался. «А, я то ведь не хуже, пойду накачаюсь». Все нормально.

К. Момент такой. Что значит преданность Ишваре? Некоторые выбирают про себя – я буду сидеть дома, читать мантры Шиве и все. Есть ведь и такие, которые говорят «я йог, предан Ишваре». Сидит дома, перебирает четки, читает мантры. Это как? Это также работает?

Р. Там дальше упоминается мантра «Ом» и что «повторяя ее вновь и вновь, прикасаешься к цели Ишвары». Достаточно одной мантры и человек достигает…?

Это не значит, что достаточно. Это, значит, что бывает, что достаточно.

К. Что означает. «Бывает, что достаточно»?

Это означает, что у некоторых это работает. А у некоторых это не работает.

К. У особенных, у кого-о особенного

Все особенные. А у некоторых это не работает.

К. Интересно с чем это связано?

Ну, вообще, некоторым йогой заниматься не интересно. Не то что в России, даже в Индии. Они осведомлены об этом. Ну, йога, ну и что.

Р. Причем даже негативное отношение к людям, которые занимаются йогой, потому что они бездельники. Джавахарлал Неру первый к садху относился, как к монахам.

Ну, конечно, 90% они, действительно, бомжи. Это правда. Но все-таки 10% это …





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...