Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Четвертая сутра: вритти/сарупьям / итаратра



(«Иначе она имеет ту же форму, что и вритти»).

Вы думаете, вы понимаете какой это текст я читаю? Это есть некоторое вритти. Оно связано с викальпой. Например, в читаете художественную литературу. Это, конечно, викальпа. Это ни правильно, ни неправильно. Это викальпа. Но это некоторая, интересующая вас, фантазия.

Поскольку вы внимательны именно к содержанию, на вашего наблюдателя наклеилось это содержание. Это означает что он обрел слой формы этого содержания. Вы сквозь то, что это психическое событие, а оно прозрачное, немедленно проскочили. И покуда вы читаете с интересом некоторую художественную литературу, вы находитесь в этой выдумке, забывая о том, что это выдумка. Это означает, что наблюдатель не наблюдает самого себя. Поняла (к Кристине)?

К. Поняла, но маленький взрыв.

А когда ты йог и дошел до точки абсолютного наблюдателя, то наблюдатель явствует так, как он есть сам по себе, к нему не подмешивается содержания, которое было в других случаях. Вот что говорится в этой сутре.

Р. Гурджиев, в изложении Успенского, пытался примерно то же самое донести до своих учеников.

Четвертый путь?

Р. Да. Я вот вспоминаю. Примерно, та же самая идея: наблюдатель, не отождествление с событиями, является одним из главных условий того, что он понимал под духовным развитием.

Наблюдателя, любители обновленной терминологии, могут называть конфигуратором.

Р. Конфигуратор. Это кто так называет?

В некоторых направлениях современной философии и методологии могут так называть.

Р. Ну, Гурджиев, получается отталкивался от этой традиции?

Кто знает. Может он самородок. Иметь знания санскрита адекватные, он не мог точно. Это фактически так. Видите ли, там не очень сложно что-то радикально новое придумать. Есть обозримый ряд вариант подходов в этой области. Обозримый. Не то что обозримый, просто конечный. И даже исчислимый. Их немного. Так что это нормальный подход.

Еще по поводу вритти (это слово женского рода на санскрите). Поскольку многие в индийской культуре, знавшие, и интересовавшиеся йогой, должны были знать санкхью, они понятие вритти связывали с понятием гуны в санкхьи. А это три пряди или три аспекта: тупой, деятельный и светлый (умный).

Идея чистого наблюдателя – это результат свидетельства. Об этом описывается, например, в Бхагават Гите, когда говорится «пряди друг с другом переплетаются (переворачиваются друг с другом), а я тут ни при чем, я за этим наблюдаю». Т.е. я нахожусь в точке чистого наблюдателя, а оно все…(показывает руками как все переворачивается): нога болит или не болит или у меня сейчас такие-то мысли, или такие-то мысли… Но это не у меня мысли, а у ума мысли.

Р. Это нашло свое выражение в психотерапии современной. В системе, связанной с разотождествлением со своими переживаниями. В том числе позволяют даже вылечиться. Например, в нлп представляют ситуацию как в кинотеатре, болезненную ситуацию. В итоге он становится наблюдателем, который оказывается не в самой ситуации, в ней погруженным, а за ее пределами.

Но всякие такого рода применения являются мирскими. А йога как бы духовная. Мирские исходят из того, что некоторые из вритти (событий) хорошие, и мы с ними ничего не делаем. А другие – плохие, являются для нас проблемными, и мы с ними что-то делаем. А йога ставит абсолютную задачу: а нам все равно какие события, мы должны уметь с ними, любыми, делать одно и то же – управлять и подавлять.

Р. Ниродха.

Да, да.

Р. Как тогда викальпа в составе индийских психотехник? Если мы бы исходили из исходного смысла йоги, то переходя к ______-, человек должен подавлять собственные психо______.

Нет, конечно. Видите ли, никто не предлагает их подавлять. Первое, если ты обычный человек, то подавлять просто нечего. Ты не можешь ничего вообразить грамотно. «Вот подавите свое воображение такой-то мандолой», - скажу я. «Чего?». Вы вообще не умеете это делать.

Если вы что-то контролируемо тренируете, то вы заведомо умеете это подавлять.

Р. Хотим включаем, хотим не включаем.

Естественно. Допустим, человек от роду учится ходить. Но от роду не умеет ходить подиумной походкой или строевым шагом. Но он учится. Для него уже составляет труд подавить подиумную походку или походку строевого шага? Ни малейшего.

Другое дело, если он глупый. Глупость это самое худшее, и в йоге тоже. Все знают, ничего хуже глупости не бывает. Он может думать что, то что тренируемо он вообразил, есть на самом деле, и было до того, как он это вообразил. Он дурак, значит.

Р. Значит, когда он вообразим себе какую-то мандолу, значит ее до этого не было, она появилась в момент воображение.

Естественно. В его событии. Не было и есть. Мандола – это средство. Считать, что средство нужно само по себе – это глупость. Я люблю молотки. Гвозди забивать? Нет, вообще очень люблю молотки. Как это выглядит?

К. Как в психиатрии.

Р. Значит мы все время будем находится на грани с психиатрией в психотехниках? Шаг в сторону и все… И мы оказываемся…

Это совершенно правильно и очень обнадеживающе. Как сказал Спартак Никоноров «Все эффективное опасно». Чем более эффективны методы йоги или психотехники, тем более они опасны. Скажем тантрические методы очень эффективные и очень опасные.

К. Вот почему в йоге чем дальше, тем гораздо сложнее, тяжелее?

Или я скажу очень просто. Если вы хорошо растянуты, значит вы управляете глубоким, припозвоночным слоем мышц (в отличие от обычного человека), и тогда вы взяли на себя ответственность за тонус этой мускулатуры. Если вы от нее откажитесь, у вас начнутся подвывихи и вообще вам будет несладко. Например, вам точно нельзя идти к мануальщику. Ни в коем случае. Только к мануальщику, который специализируется на йогах. Потому что мануальщик, который привык к обычной спине, он вам сделает чего-то такое, от чего вы потом не встанете.

Р. Соответственно регулярная практика – это то, о чем вы сейчас сказали. Человек осваивает…

Нет, я все-таки еще скажу. Мы пропустили сутры, в которых Патанджали расшифровывает 5 значений вритти:

1.7 пратьякш/ануман/агамах / праманани

восприятие/умозаключение/авторитетное свидетельство / [таковы] знания источники

1.8 випарйайо / митхья/ньянам / атадрупа/пратиштхам

заблуждение / [это] ложное/знание / не на факте/основанное

1.9 шабда/ньян/анупати / васту/шуньо / викальпаха

слов/знание/основанное на / объекте/пустом / [таково] воображение

1.10бхава/пратйайа/аламбана/ [тамо]/вриттир/нидра –

отсутствие/сознания/как опоры / [в этом] [тамасическая]/активность/сна

1.11 анубхута/вишай/асампрамошаха / смритихи –

воспринятые/объекты/не утрачиваются / в памяти

И перешли к двенадцатой сутре.

Двенадцатая сутра: абхьяса/вайрагья/бхьям / тан/ниродхаха.

Перевод таков: «Подавление, полное овладение ими получается через тренировку и бесстрастие». Абхьяса - это тренировка

К. «Регулярная практика и бесстрастие, т.е. не окрашиваемость, не вовлеченность

Бесстрастие – это мне все равно. Увидел, например, что-то очень красивое: «ну да, красивое». Или крайне безобразное: «ну, да безобразное». Это бесстрастие.

К. Никаких эмоций, полный контроль?

Можно сказать и потоньше. Да, мне неприятно. но я бесстрастно отношусь к тому, что мне неприятно.

Р. Интересная вещь тогда, если мы берем категорию наблюдателя современного театра. В театре сидит человек и испытывает какую-то отрицательную эмоцию. Например, переживания по поводу того, что сейчас у него на глазах задушат Дездемону...

Если это настоящий зритель, то он испытывает сострадание. Но поскольку это не сострадание к тому, что происходит на самом деле, он испытывает сострадание, окрашенное блаженством. Общий фундамент всех эстетических переживаний – блаженство.

Р. Откуда оно берется, это блаженство? Если мы берем категорию наблюдателя, то получается театр – тоже некая форма йоги. Зритель превращается в наблюдателя…

Театр – форма йоги? Ну, если очень серьезно к нему относиться, то более к фрагменту йоги сравнительно с той, на которую рассчитывают последователи. А там_____ йоги тантрической, потому что здесь не подавление, а произвольное управление тем, что нету на самом деле. Т.е. можно избегнуть принятия театрального действия за то, что есть на самом деле. Иначе ты, как ребенок начнешь спасать, и подсказывать, например, Дездемона, что ей надо делать. А так же избегнуть противоположной крайности – остаться совершенно тупо безучастным, раз это не на самом деле. Тогда сиди дома и занимайся бухгалтерским отчетом, а не иди в театр. Зачем пришел в театр?

Значит, душевно черствый ты человек. Театр производит важное на тебя воздействие только на основе того, что ты понимаешь, что это не на самом деле. И именно по этому это может на тебя подействовать. Потому что если, действительно, ситуация реальная, то нужно спасать женщину, а не переживать. А если она не реальная, то можно попереживать.

Р. Но при этом человек обязательно получает положительное состояние?

Ролик 6

Блаженство

Р. Но это то блаженство, которое в тантрических текстах является постоянном рефреном?

Ага. Оно то самое. Как пишет _____ кашмирском шиваизме _____ Гупта «Блаженство йогов и блаженство в эстетическом переживании сходны». Только, что эстетическое не постоянно. Закончилось произведение и все. Вы вышли из переживания. А там постоянный фон. Но с другой стороны оно многограннее и сочнее» - пишет Виногупта: «а то - одновкусное».

Р. Одновкусное – это тантрическое?

Да. Результат созерцания, результат полного преображения тантрического.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...