Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т Законы их типы; диалектическое осмысление



1)Закон диалектического синтеза. Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень являющаяся результатом двойного отрицания- снятие, является синтезом предыдущих ступеней и производит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. Из трактовки развития, включающая в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний. Закон перехода количества в качество. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Закон диалектической противоречивости. Данный закон принято называть несколько иначе- “Закон единства и борьбы противоположностей”. (Как вы понимаете, всеобщность этого закона?. Некоторые студенты отвечают: “вверх и низ стола”, “черное и белое”, “правая и левая сторона дома” и т. д..)

Рассмотренные выше законы диалектики характеризуют развитие: закон диалектической противоречивости- источник, импульс развития; закон перехода количества в качество- механизм возникновения новых качеств; закон диалектического синтеза- характер и форму прогрессивно направленных изменений. Первый закон дает ответ на вопрос: почему совершается событие?, второй- на вопрос: как происходит событие?, третий на вопрос- каков характер поступательного события? Обладая, специфичностью и не сводимостью друг к другу, зти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного слияния. Их единство многогранно, много уровнено. Основа этого- заимодополнение в развитии.

20иПерспективы ноосферноавтотрофной цивилизации (Вернадский):

В.И. Вернадский был гениальным естествоиспытателем и мыслителем – энциклопедистом, он видел дальше не только своих современников, но и учёных нашего времени. Он предлагает конкретные формы перехода биосферы в ноосферу. И в результате этого перехода произойдёт «создание новых форм жизни человечества». Из существа социально-гетеротрофного, человек, - по мысли Вернадского, - превратится в существо социально-афтотрофное. По сути, Вернадский предлагает новый способ обмена веществом и энергией человека с окружающей средой. Новый способ обмена (афтотрофный) изменит технологическое и нравственное лицо человечества. Понятие афтотрофности (наряду с понятием гетеротрофности) является одним из фундаментальных биосферных понятий, раскрывающих механизм взаимодействия живой и косной материи. Афтотрофы – это создатели и кормильцы биосферы, они не только кормятся сами, но и кормят других. Гетеротрофы же живут за счёт афтотрофов. При этом важно подчеркнуть следующее: афтотрофность выступает тем самоорганизующим началом, которое даёт возможность понять чудо возниновения живого, а затем и социального. Афтотрофы обеспечивают энерго-информационный вход в биосферу солнечных и космических излучений, связывая и трансформируя их в энергию более высокого порядка. Более того, формируя естественную биосферную реальность, афтотрофы являются тем самоорганизующим природным началом, которое в конечном итоге приводит к появлению человека, а если говорить о перспективе – то и к появлению человека космического. Ближайшее будущее связано с переходом к “вещественной” и “энергетической” афтотрофности. Вещественная афтотрофность связана с перспективой появления хемобиотехнологии и предполагает обязательное изменение основного способа производства продуктов питания с заменой сельскохозяйственного на промышленное их производство из минеральных веществ и энергии, не затрагивающих биосферу и не нарушающих её. Энергетическая афтотрофность производственных технологий найдёт своё воплощение в: а) ядерной энергетике с реакторами на быстрых нейтронах; б) возобновляющихся источниках энергии, прежде всего, в солнечных электростанциях, в использовании энергии ветровой, геотермальной, гидроэнергии и энергии биомассы. Видимо, со временем возникает потребность в осмыслении и использовании информационной афтотрофности. В качестве стратегической ноосферой цели развития человечества выступает овладение афтотрофными технологиями, которые дадут возможность радикально решить глобально-экологические проблемы. Сам термин ноосфера введён французским философом-идеалистом Э. Леруа и формально заимствован русским учёным В.И. Вернадским. Представление о ноосфере развивал также другой француз – П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Вернадский понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием. Под понятием НООСФЕРА подразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход природных процессов или «НООСФЕРА – это биосфера, переработанная научной мыслью», она включает в себя поток информации, знаний, теорий, изобретений – это новая специфическая оболочка Земли, оказывающая на биосферу всё большее преобразующее воздействие. В ноосфере преобладает духовное начало, материализующееся в усовершенствованной природе, машинах, орудиях, творениях искусства. Структура ноосферы сложна. Но независимо от критерия подхода к структуре ноосферы главный элемент – это человек, взаимодействующий с многообразной и дифференцированной природной средой, которую человек изменяет. Несмотря на то, что ноосфера получает первоначальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты, а простирается и на космос. И необходимо помнить, что ноосфера в целом – особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы. Таким образом, ноосферноавтотрофная цивилизация достойно встретит новые технологические модернизации. А для этого ей нужна новая космическая философия.

20тПрирода человека и смысл его существования:

Нетрудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь идёт о том, что жизнедеятельность человека имеет биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Существование этих факторов признают все. Речь идёт о том, существуют ли биологических запрограммированные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьёзных источников. Сторонники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» (выражение А.Н. Леонтьева), ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком. Речь идёт о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших такими в самом раннем детстве) из специальной школы в Загорске. У них оборваны все важнейшие каналы связи с миром, причём ещё до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. Само по себе это содержание не формировалось. У них отсутствовал даже исследовательский рефлекс, якобы открытый И.П. Павловым. И только в школе, с использованием специальных методик их постепенно приучали к орудийной деятельности, начиная с приёма пищи и кончая сложными навыками письма. Также их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Бройля. В результате из них формировались люди. Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии. Согласно ей, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Социобиология ведёт речь о единой природе человека. О смысле человеческого бытия, или, говоря проще, жизни спорят с незапамятных времен. Многие даже полагают, что вопрос о смысле жизни (о смысле его существования) не имеет ответа, он – де ставиться не корректно. Что имеется в виду под смыслом его существования? То, что является значимым в жизни человека и выражает его специфику. С этих позиций становится понятным, что смысл его существования выражается его ценностями. Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Именно институт ценностей отличает человека от всех других живых существ. Итак, для того чтобы определить смысл жизни, необходимо обратиться к ценностным представлениям, наиболее значимые сведения, о которых поставляют философия и конкретные науки. В соответствии современными данными философии и науки невозможно представить себе более значимый моральный ориентир (идеал), чем жизнь в соответствии с принципом ответственности. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со своими ценностными установками, кстати, соизмеряя их друг с другом. Впрочем, успешно реализовать принцип ответственности удается не всякой личности: многим не достает либо образования, либо доброй воли, либо этической осведомленности. Смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. Различного рода отступления от этики ответственности независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества. Итак, у каждого человека есть смысл жизни – его ценности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...