Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сенсуализм и рационализм в философии Нового времени



Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания.

Наиболее развёрнутую идею сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж. Локк, один из главных представителей сенсуализма, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний – рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж. Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и не сводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д. Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических представителей сенсуализма был Э. Кодильяк. В «Трактате об ощущениях» он предпринял попытку вывести из ощущений всё содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кадиьяку, - это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления – след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия также производны от них; точно также он рассматривал мышления и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э. Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю, как комбинацию ощущений и представлений (последний – сохраняемый след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства. Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие, как комбинацию ощущений. Тем более ему не удалось свести к ощущениям знания в целом. В начале 20в. сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.

Ощущения – элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности. Ощущения истолковывались, как относящиеся не к предмету в целом, а лишь к его отдельным свойствам, «качествам».

Рационализм (от лат. ratio – разум)- философски - мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.

Философский рационализм восходит к Античности: к учению Сократа о том, что красота и благо суть целесообразность, а истинное знание является достаточным условием этического поведения; учению Платона об идеях, как истинной субстанциональной действительности; учению Аристотеля о космическом уме как всеобщем условии бытия и мышления и др.

Шопенгауэр, Ницше указали основные пути критики рационализма, впоследствии многократно пройденные и повторенные философами 20в. (экзистенциализм, «философия жизни», интуитивизм, прагматизм и др.). Рационализм, прежде всего, критиковался, как мировоззренческая и методологическая установка, как модельный образец организации общества и основных сфер человеческой практики, человеческого поведения, как совокупность соответствующих идеалов и ценностей. В связи с этим подверглись критике представления о человеке, как существе рациональном par excellence, о разумной необходимости, якобы направляющей действие исторических законов, о способности науки достигать истинного и объективного знания. Гигантские общественные катастрофы 20в. (мировые войны, истребления народов, зашедшая в тупик нравственная эволюция человека и т.д.) стали рассматриваться, как следствия претензий рационализма на доминантную роль в мировой культуре (Хоркхаймер, Адорно), трактуемых, как реализация изначально присущего человеку стремления к господству власти.

Современный рационализм противопоставляет критике ряд контраргументов, в совокупности представляющих собой попытку удержать основные традиции европейской и мировой культуры от грозящего им разложения. Так критический рационализм (Поппер и др.) акцентирует внимание на способности разума преодолевать любые заблуждения и выступать основой демократического, или «открытого» общества, причину общественных катаклизмов следует видеть не в пороках рационализма, а напротив, в иррационализме, неизбежно наступающем, когда разум отступает от своих позиций и теряет активных сторонников. Неорационализм выступал за реформирование рационализма в духе требований современной науки и техники; цель реформы – реинтеграция рационального мышления и культуротворческой активности человека.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 6608 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...