Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т Многообразие форм познания



Познание – это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически смещающихся, прогрессивных форм приращения информации. Знание есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий, а с другой стороны выступает как владение ими и умение действовать на их основе. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, служащему необходимым условием преобразующей деятельности человека и человечества. Вопрос, над которым веками билась неуёмная мысль человека, - как возможно познание, познаём ли мы мир в принципе. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, её отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в следующем. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нём сведения лишь в том виде, какой он принимает в результате преломления. Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Так, некогда основоположник позитивизма О.Конт заявил, будто человечеству не суждено узнать химического состава Солнца. Но не успели высохнуть чернила, которыми были написаны эти скептические слова, как спектральный анализ вскрыл состав Солнца. Диапазон философских доктрин, не чуждых агностическим выводам, довольно широк – от неопозитивизма до феноменологии, экзистенциализма, прагматизма и др. Их агностицизм обусловлен не только причинами гносеологического и социального порядка,

Но в определённой степени и традицией, восходящей к философии Юма и Канта. Суть кантовского агностицизма состоит в следующем: то чем вещь является для нас, и то что она представляет сама по себе, принципиально различны. Агностицизм – гипертрофированная форма скептицизма. Ведь скептицизм, признавая принципиальную познаваемость мира, выражает сомнение в достоверности знаний. Как правило, скептицизм расцветает буйным цветом в период ломки парадигм, смены ценностей, общественных систем, т.е. когда нечто, считавшееся ранее истинным, оказывается в свете новых данных науки и практики ложным, несостоятельным. Разумное философское сомнение, «здоровый скептицизм», по существу, не противостоит оптимистическому взгляду на познание, признающему принципиальную познаваемость





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...