Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т Соотношение чувственного и рационального в познании. Агностицизм



Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания определялись разными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным источником знаний(Гоббс, Локк). РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ.Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятельности. Однако эта зав не явл односторонней. Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. От непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом. Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят, специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда. В понятиях фикс сущ и несущ признаки предметов. 4 типа понятий: 1) понятия, отражающие общее в предметах; 2) понятия, охват существенные признаки предметов; 3) понятия, возв до раскрытия смысла и значения предметов; 4) понятия-идеи(образ будущего предмета с целью его реализации в практической деятельности). Наряду с понятиями рациональная способность человека включает другие формы. Суждение --- форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Наличие или неналичие ситуации в действительности. Понятия есть элементы суждений. На базе суждений и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод по определенным правилам нового знания. Все три формы рац познания как способности образуют ум, а как процесс --- мышление. Отличия абстрактного мышления от чувственно-сенситивного: 1) способность к отражению общего в предметах, при сенситивном в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки, они слиты в один образ; 2) способность к отражению существенного в предметах; при сенситивном существенное не отграничивается от несущественного; 3) способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию; 4) опосредованное познание действительности---через сенситивное отображение и рассуждений и умозаключений. Это все формы мышления абстрактно-мысленные. Есть наглядно-двигательные и наглядно-образные. Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их взаимообусловленности. Содержание ощущения опр не только внешними раздражителями, но и состоянием памяти, воображения, мышления. Обозначается словом эйдос, эйдетическое --- единство чувственного и рационального. Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связаны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания. Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо форм существования истины, форм её реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют её. Истина  величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нём важную социальную и нравственно – психологическую роль. Ценность истины неизмеримо велика, а время её только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого икание правды и защита интересов народа составляли смысл существования, сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек провели всю свою жизнь в безуспешных поисках и печальных ошибка. История науки говорит о целых столетиях, в течении которых за истину принимались неверные положения. Заблуждения представляет нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 416 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...