Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины 19 — начала 20 веков.
Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в условиях кризиса философии и моды на материализм.
Марбургская школа (Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер)
Герман Коген (1842-1918)
Основоположник Марбургской школы неокантианства.
Трансцендентальное (по ту сторону опыта) естествознание. Интерпретируя философию Канта, выдвинул идею, что мысль порождает не только форму, но и содержание познания; объекты же представляют собой мысленные конструкции.
Истолковывал кантовское понятие «вещь в себе» в духе последовательного идеализма как имманентную цель познания, а не как независимое от познания бытие. С этой точки зрения, ощущение является лишь индикатором проблемы, стоящей перед разумом. Моделью познания для него является математика, особенно исчисление бесконечно малых. Процесс познания бесконечен; вечно приближаясь к своему пределу («вещи в себе»), но никогда его не достигая.
Бытие — категория мысли. Необходима этика и эстетика в познании.
Этика — логика воли. Он, как и Кант, считал, что существует примат этики над наукой. Центральное место в этической системе Когена занимает человеческое достоинство; был сторонник этического социализма, однако отвергал исторический материализм и атеистические тенденции в рабочем движении.
Пауль Наторп (1854-1924)
Логические основы точных наук. В мышлении не существует бытия, не положенного в мысли.
Факт как фактор действия дающий толчок к действию Кантовское понятие «вещи в себе» трактуется у Наторпа лишь в качестве «предельного понятия», побудительного начала научного познания.
Классическим примером научного знания Наторп считает математический анализ, усматривая в истории математики и естествознания тенденцию к вытеснению всех специальных объектов исследования конструкциями чистой мысли.
Эрнст Кассирер (1874-1945)
Мир символичен, а не понятен. Разрабатывал теорию понятий, или «функций». После 1920 года создавал оригинальную философию культуры. Вслед за Г. Когеном и П. Наторпом Кассирер устранял из кантовской системы понятие «вещи в себе» как одного из двух (наряду с субъектом познания) факторов, созидающих мир «опыта». По Кассиреру, материал для построения «опыта» («многообразие») создаётся самой мыслью. Соответственно пространство и время перестают быть созерцаниями (как у Канта) и превращаются в понятия.
Вместо кантовских двух миров, по Кассиреру, существует единый мир — «мир культуры»
Баденская школа (Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт)
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)
Считал, что понять Канта — выйти за пределы его философии. Устраняет вещь в себе.
...Опыт не отражает действительность, не отражает ее отражает активность субъекта...
Две формы познания (вместе с Риккертом):
— номотетические — имеющие дело с законами (основопологающие)
— идиографические — изучающие единичные явления в их неповторимости (метод наук о духе).
Свобода — нечто, не схватываемое человеком.
История всегда должна склоняться к наглядности. Не стоит искать в истории повторений.
Генрих Риккерт (1863-1936)
— вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук),
— позднее строит систему философии как теории ценностей,
— в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику.
Риккерт систематизирует учение неокантианцев, Виндельбанда. В своих выводах опирался на Авенариуса (позитивист) и Маркса.
История — наука об индивидуальном. Но даже в таком случае не дает адекватную картину.
Риккерт сформировал философию ценностей.
Ценность — это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры.
Целесообразность — важность.
Культура вообще есть процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 398 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!