Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция западноевропейского рационализма XVII-XVIII вв



Декарт (дуализм: дух и материя), Спиноза (монизм: бог или природа), Лейбниц (плюрализм: монады).

Доказательства бытия бога у Декарта.: 1)из идеи совершенства вытекает, что существует совершенство существования. 2), откуда мы получили идею совершенства? - от бога (т. к сами не совершенны) 3) почему мы существуем?- от бога. Из всего вышеперечисленного вытекает вопрос о познании Декарт и его онтология.

Понятие «субстанция» - вещь.

Вещи:

- могут существовать без других вещей;

- нуждаются в содействии других.

2 ряда субстанций:

- духовные (основной признак - неделимость);

- материальные (делимость до бесконечности).

Субстанция – это нечто, что является причиной самого себя, и существует согласно своим установленным законам.

2 основных атрибута субстанции – протяжение и мышление (остальные атрибуты происходили от них).

В природе все подчинено механическим законам.

Бог – связующее звено между двумя субстанциями.

Использует в методе познания дедукцию (переход от общего к частному).

4 приема:

1. допускать в качестве основных положений только истинное;

2. одну большую делить на более мелкие;

3. от неизвестных фактов к известным;

4. не нарушать последовательность мышления.

В основе познания – разум. Хотел заниматься вопросами: есть ли Бог? Есть ли душа?

Разуму достаточно найти одну точку опоры.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

В процессе познания исключительно место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждения дедукции.

Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как "единую и единственную, вечную и бесконечную субстанцию"3, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым как причину самой себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что Бог не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей. Бог Спинозы - безличная бесконечная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представления о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом

Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи- как мыслящие существа, так и протяженные предметы -это модусы (видоизменения) субстанции. Все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той де последовательности, как и модусы в сфере мышлении. Поэтому порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает определение души как идеи человеческого тела.

Спиноза не признает такой способности, как воля: единичная человеческая душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека-это не что иное, как моду мышления, а потому согласно Спинозе, «воля и разум - одно и то же» человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания, полагает Спиноза. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»- вот основные положения спинозовской этики.

Лейбниц. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометр, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление.. Поэтому необходимо предполагать такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

То, что вещи обладают собств. действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, => число субст. бесконечно. Каждая субст. или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом.

Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражает ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам. материя обл. способностью вечного самодвижения.

Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу. нельзя объяснять только знаниями механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ним нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому Лейбниц называл монады “живым зеркалом” вселенной.

Т.к. действия м. - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т.е. объяснения через “действующие причины”. А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движущая сила развития. В монадах происходит непрерывно изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.

Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания - апперцепци - человеку.

В теоретическом развитии Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые различными в способности представления. На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высшая ступень - отчетливое представление.

Центр понятие теории Лейбница - понятие о “малых пецепциях”, т.е о бесконечных малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Будущее монад заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее начального состояния.

Билет 21.

Боэций. “Комментарий к Порфирию” (Книга 1).Эволюция британского эмпиризма XVII-XVIII вв.

1. Боэций. “Комментарий к Порфирию” (Книга 1).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 632 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...