Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция британского эмпиризма XVII-XVIII вв



От гносеологического оптимизма Бэкона …

Знание – сила.

Развитие науки – залог будущего
благоденствия человечества.

… через сведение эмпиризма к сенсуализму (Локк) и элиминацию объективного предмета науки (Беркли) …

… к гносеологическому пессимизму Юма.

Достоверное знание
невозможно и не нужно.

Стремление к нему
порой даже вредно.

Бэкон Природа создана богом, как саморегулирующийся продукт природа подчиняется только сама себе. Размышления бессмысленны. Ум включает науку и логику. Наука – абстрактное понятие. Бэкон отрицал эти 2 понятия. Наука – гимн человеческому разуму.

И разумом и знанием можно достичь истины. Благодаря разуму истина – субъективна (диалектики), с помощью знания – объективна (индукция). два типа исследования: догматический (паук - дедукция), эмипиричекий (муравей - индукция), правильный - пчела (переработка фактов разумом бекона), но муравей тоже не плох. Необходим эксперимент - активное созерцание природы, тогда открытий будет больше.

Индукция, анализ, наблюдение эксперимент - главные условия его метода. Органон бекона противопоставлен органону Аристотеля. Все существующие методы - неправильны. Нужен новый. Делает опору на опыт, их 2: плодоносные цель принесение непосредственной пользы человеку, светоносные - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.

Локк придерживался концепции разумного человека.

нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим идеям.

самое первое, что получает человек - это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: данный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений; 3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером общего понятия является понятие "человек". Чтобы получить понятие "человек", надо собрать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и составят понятие "человек". В определении понятия "человек" указываются лишь идеи, присущие каждому человеку.

Локк - сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

Теория Беркли: существование вещей поставлено в зависимость от их восприятия. Беркли акцентировал независимость существования тел вне самого сознания. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются. Объекты и ощущения не могут быть абстрагируемы друг от друга. Нет вообще ничего реально существующего, кроме принципиально непознаваемой субстанции духа, души и моего Я.

По мнению Б., для ориентации в колоссальной совокупности ощущений ("идей") люди должны соединять (на основании собственных ассоциативных связей) разнообразные их комбинации в единую последовательность с общим для нее словесным знаком.

"Идеи" пассивны, усваиваются бестелесной субстанцией - душой, которая способна воспринимать их (разум) либо воздействовать на них (воля). Критериями истинности суждений людей по поводу соответствия или несоответствия ощущений реальному положению дел у Б. выступали следующие: "яркость" восприятий; "одновременность подобных восприятий" у нескольких "конечных" (человеческих) духов; преимущественная согласованность "идей" между собой; предпочтение той системы знаний, которая более легка для постижения, более обозрима, соответствие наших восприятий восприятию Божественного существа. "Идеи" не могут быть подобиями внешних вещей, "идеи" могут быть схожи лишь с "идеями". Б. признавал множественность духовных субстанций и "бесконечного духа" - Бога. При гибели всех воспринимающих субъектов вещи сохранились бы как сумма "идей" у Бога.

Юм Теория познания сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Юм толковал образование сложных идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.

Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единственным предметом достоверных знания считает объекты математики. Все другие объекты исследований касаются только фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта.

Опыт понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Существуют впечатления наших чувств и впечатлений внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первоначальных ощущений зависят идеи памяти и воображения. Ни одна идея не может быть образована без предшествующего ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно, ни путем доказательства. Возможно причинная связь и существует. Возможно, что из 2 событий, следует одно за другой, предыдущие событие действительно причина, а последние - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Причинная связь если и существует - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюдений. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в будущем (за весной следует лето)

Билет 22.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 511 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...