Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Готфрид Лейбниц (1646-1716)



«Новые опыты о человеческом разумении» «Монадология»

Онтологический плюрализм Лейбница.

[Лейбниц считал, что протяжённость не может быть атрибутом субстанции. Его обоснование этого состояло в том, что протяженность заключает в себе множественность и поэтому может принадлежать только совокупности субстанций; каждая единичная субстанция должна быть непротяженной. Поэтому он верил в бесконечное число субстанций, которые называл «монадами». Фактически каждая монада является душой.]

Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения. Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию («не имеют окон»). Монад – бесконечное множество, и все они разные: одинаковые монады были бы тождественны, т.е. составляли одну сущность. Монады непрерывно изменяются, причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монаду не влияет.

Следовательно, в монадах – при всей их простоте – содержится «многоразличие». Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие (перцепция). Монады, таким образом, идеальны, причём каждая содержит в себе весь мир, являясь «живым зеркалом универсума». Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»), но воспринимается по-разному. Этим различием перцепций, а также уровнем апперцепции (осознания перцепций) монады и отличаются друг от друга.

В рационалистической концепции познания выделяются истины разума и истины факта. Истины разума – положения, принимаемые за истинные на основании логического закона [запрета] противоречия: их отрицание ведёт к противоречию; называются также вечными истинами, так как, в отличие от истин факта, верны всегда (при любых условиях). Например, Сумма углов треугольника равна двум прямым.

Истины факта – положения, отрицание которых не заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других; принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логический закон достаточного основания).

«Первичные» и «вторичные» качества. Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел. Протяжённость, форма, плотность, подвижность. Они находятся в самих телах. Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм. Цвет, звук, вкус, запах, тепло. Находятся в наших органах чувств.

Эмпирическая концепция познания. Все идеи получаются из опыта: одни – из ощущения внешних предметов, другие – из рефлексии над внутренними действиями нашего ума. Пассивное состояние ума: простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным. Активная работа ума: сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную; идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных); общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.

Сложные идеи делятся на модусы (сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них), субстанции (сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи) и отношения (Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой).

Билет 19.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 460 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...