Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.
Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам.
Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую деятельность.
Каким образом деятельность, направляемая волей и сознанием, может регулироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания?
Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений.
Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории.
И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обязательно должны выступать индивиды.
Поведение коллективных общностей можно в принципе рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать при этом свободу воли.
В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов.
Примерами таких общностей являются общественные классы, т.е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства.
Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства.
общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.
Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.
Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией.
Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь.
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными
отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.
Билет 20.
Аристотель о предмете и начальном этапе развития философии (“Метафизика”. Кн. 1).Эволюция западноевропейского рационализма XVII-XVIII вв.
1. Аристотель о предмете и начальном этапе развития философии (“Метафизика”. Кн. 1).
«Метафизикой» была названа группа трактатов Аристотеля. В этих трактатах излагались учения о началах бытия, постигаемых посредством умозрения.
Теория познания Аристотеля опирается на его антологию и по своему непосредственному предмету есть теория науки. Аристотель отличает научное знание от искусства, и от опыта, и от мнения. Научное знание – есть знание о бытии. В отличие от знания предмет искусства – производство вещей при помощи способности, определённой к действию. Поэтому сфера искусства – практика и производство; сфера же знания – созерцание предмета, теория умозрения. И всё же у науки есть общее с искусством; как и искусству, знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения. Поэтому искусство есть знание в большом смысле слова, чем опыт, и оно сопровождается истинными суждениями. («Метафизика» 1кн.)
Знание отличается также и от простого опыта. И для знания и для искусства опыт – их начало или исходная точка. Однако в отличие от знания предметом опыта могут быть не только факты, рассматриваемые как единичные. Основание опыта в ощущении, в памяти и в привычке.
Основные черты научного знания. (по Аристотелю)
1.доказательность – всеобщность и необходимость
2.способность объяснения
3.сочетание единства со степенями подчинения
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!