Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Антропология — наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности.
Маркс усиленно работал над фундаментальными проблемами сущности и существования человека, его свободы и рабства, отчуждения и преодоления отчужденных сил, смысла истории. В трактовке этих проблем Маркс проявил себя как творчески мыслящий гегельянец. Главное, что внес Маркс в понимание человека, — это концепция социального отчуждения человеческой сущностной природы. Маркс говорит о сущности человека как "ансамбле общественных отношений".
Его понимание природы человека как социальной включает в себя объяснение причин и идеальных, позитивных представлений о человеке, и эгоистических характеристик индивидуального сознания и праксиса (способность к выполнению целенаправленных двигательных актов). При этом также используется понятие отчуждения.
По Марксу, существует четыре уровня отчуждения:
ü Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу.
ü Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей.
ü Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания.
ü Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда.
Согласно Марксу, в человеке все его основные характеристики не суть нечто природное, натуральное или как-то заданное извне. В человеке все "очеловечено", поскольку человек как индивид существует в связях и отношениях с другими людьми. Исторические традиции, обычаи, культурные схематизмы и стереотипы, унаследованные поведением и мышлением, активно воздействуют на любого индивида. Буржуазное общество выступает как общество тотального отчуждения и лишь свободный капитал стирает всякую природную и общественную определенность.
Марксова антропология рисует образ человека как некоего потенциального сгустка социальной активности; однако противоречие в том, что бытие человека трактуется как мир отчуждения; праксис людей тесно ограничен наличными предпосылками, обстоятельствами, т.е. отчужденными формами, "окаменелыми" результатами их деятельности.
Билет 18.
Эпикур. Письмо к Менекею. Онтология Г. Лейбница.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!