Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Результатом усилий античных философов были следующие мировоззренческие установки



1. Видимый, чувственно-материальный мир скрывает за собой некий абсолют, представляющий истинную суть бытия.

2. Подлинное бытие постижимо исключительно разумом.

3. Оперирование понятиями способно приводить к истине и без опоры на чувственно-материальный опыт.

4. Наше земное существование неистинно, несовершенно. Его хорошо бы изменить тво имя стремления приблизиться к подлинному, настоящему бытию.
Средневековье на первый план вышло противопоставление земного, ограниченного существования подлинному, сверхчувственному бытию. Всецелой полнотой бытия в христианской картине мирозданья обладает только Бог. Все остальное — «тварно», т.е. сотворено Богом, и поэтому не имеет самостоятельности. Чем дальше от материи, тем ближе к Богу.
Новое время. Декарт, Спиноза, Лейбниц. Декарт -существование двух субстанций («мышления» и «протяжения») как первоосновы всего сущего. (дуалистическая) Спиноза- единая и самодостаточная субстанцией, содержащей «мышление» и «протяжение» в качестве атрибутов (т.е.свойств, без которых вещь не может существовать и развиваться. (монистическая). Лейбниц -бесконечная множественность субстанциальных основ мира «монад», каждая из которых отражает в себе весь мировой порядок (плюралистическая).
В XVIII в. (в эпоху Просвещения) классическая метафизика с ее представлениями о субстанциях и божественной воле была подвергнута беспощадной критике. Ее атаковали как материалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри), так и идеалисты (Беркли), и даже агностики (Юм). Суть претензий -метафизический стиль мышления пренебрегает практическим опытом и экспериментом.

Расщепление проблемы бытия на две составляющие: бытие природы и бытие общества, человека.

Природное бытие:
- не существует никаких сверхчувственных субстанций, единственная реальность этого мира — вещество, т.е. материя
-движение — неотъемлемый атрибут материи; никакое первоначало (первотолчок) не допускается;
- идея всеобщей причинности и закономерности;
- случайность объявляется категорией субъективной, это — то, причину чего мы не знаем.
Бытие общества и человека:
- доминантой общественного развития объявляется разум
- всячески подчеркивается и укрепляется уверенность человека в своей автономии, в независимости от сверхъестественных сил

- формируется убежденность в способности человека изменять социальный мир на основе открытых «законов разума»;
- появляется идея общественного прогресса, главным критерием которого признается степень просвещенности общества и «разумность» социальных институтов
Подобные идеи фактически разрушили античную традицию трактовки бытия как некоей высшей, запредельной реальности, которую человек должен найти и понять. Различение подлинного и мнимого бытия, поиск опоры на внежитейские слои бытия становились излишними. «Бог умер», — провозгласил во второй половине XIX в. Ф. Ницше. Философы потеряли интерес к проблемам онтологии.

Философия постмодернизма ( Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Ж. Деррида) сосредоточилась на критике социального бытия. Если общественная жизнь представляется свободным состязанием различных социальных групп за место под солнцем, то, естественно, не может быть единой для всех системы приоритетов и ценностей. Нет никакого смысла искать опору этому несуществующему ценностному единству в бытии мира в целом

Суть философской проблемы бытия. Исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания — онтологии.. Центральной категорией этой области философии является категория «бытия».
Зафиксировав в качестве аксиомы факт существования мира в целом, наша мысль неизбежно двинется дальше: а каким образом он существует? Этот вопрос подразумевает прояснение сразу нескольких характеристик бытия:
- Мир существует вечно? Конечен или бесконечен наш мир пространственно? Благодаря чему существует наш мир? Если наблюдаемый нами мир когда-то возник, то по какой причине или по чьей воле? Из чего? Наш мир един или множествен? Мир в целом развивается, изменяется, или он стабилен и постоянен? Есть ли в существовании нашего мира какой-либо смысл?
Практически каждое действие человека целесообразно и осмысленно →такой же характер должна иметь и вся его жизнь. Определить, в чем они заключаются, что может придать жизни человека приемлемый смысл, — это и есть главная задача философствования, его «основной вопрос».

Формы бытия:

1.природы -Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:

микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир.

2.социальное –Человека и общества в целом. Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного(чел.)тела и чел.духа(созн-я).Эта уникальность связи в других объектах отсутствует. Имеет след тенденции: -технологизация –институализация –глобализация –информатизация (виртуализация)

3.Духовного(идеального).делится на субъективное познание, сознание индивида и объективное идеальное.

Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

два основных вида бытия – материальное(объективное) и духовное (идеальное, субъективное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста.


Вопрос 18: Динамика представлений о материи в философии и науке. Структурная организация материального мира.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающийнаиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем Универсумом.

Три основных эта­пов развития, трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства (атрибута),3 ) отношения.

1)был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первоос­нову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).

2) (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

3) (XX в.) это понятие стали определять на основе субъект-объектного отношения.

В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания. Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Берется соотношение

Материи и сознания

1)объективна(независима от сознания)

2)познаваема 9сознание может ее познать)

3)сознание явл. Св-вом материи

4)материя сущ. Как в природе, так и в общ-ве

(в природе конкретные тела, в общ-ве – мат. отн.)

Структурная организации материального бытия. Любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить их структурные уровни в системной организации Универсума.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе:протоплазма(живые молекулы) клетка организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.

Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

¨ пространство;

¨ время;

¨ движение


Вопрос 19: Пространственно-временная структура мира. Понятие движения и развития в философии.

Пространство -свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу.

В ремя -свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего.

Перцептуальное пространство и время обозначают психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств сущего, а концептуальное – теоретические формы их отражения, научные и философские представления социума о пространстве и времени.

Основные свойства пространства:

§ размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы. В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности. Правда, в математике часто используется понятие многомерного пространства (n > 3), но оно обозначает иные (не только пространственные) характеристики вещей и процессов – например, их разнообразные функции, состояния и др.

§ изотропность – свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д.

Основное свойство времени:

§ необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

§ размерность

Данное представление о свойствах пространства и времени сформированы прежде всего в рамках классической физики. Современное же естествознание в принципе допускает существование, скажем, 5, 6 и т. д. – мерных физических миров. Более того, некоторые физические теории допускают существование 10 и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов в микромире.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 157 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...