Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Хар-ка:
Петр Чаадаев (1794-1856) прославился как социальный философ, критиковал самодержавно-крепостнический строй, при создании своей философской с-мы руководствовался идеей единства религии и философии, был приверженцем ряда принципов католицизма, связывая с ним достижения западноевропейской цивилизации. Заслуги католицизма Чаадаев видел в том, что эта религия объединяла народы западноевропейских стран, создавая единство мысли. В соответствии с такой философско-исторической концепции он пытался объяснить причины отсталости России и существования в ней крепостного права. Чаадаев считал, что католицизм исчерпал опыт социального развития человечества, которое дальше должно продолжиться в сфере духа. В связи с этим, определенный позитив Чаадаев видел в православном христианстве.
Западничество как течение русской обществ. жизни оформилось в 40-60-х гг. XIX в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена — Огарева.
Идеи:
1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;
2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу
3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить, прежде всего, просвещение и пропаганда;
4) высокая оценка преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран.
Стремясь построить свою систему философии истории, они старались определить роль русского народа среди других народов Европы. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления:
• либеральное (. Анненков,. Грановский, Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии души;
• революционно-демократическое (Герцен, Огарев, Белинский), трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.
К сер. XIX в. под влиянием соц. реформ либеральное крыло западничества сходит на нет, революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев.
Славянофильство — религиозно-фил. течение русской общест. мысли, оформилось в конце 30 - начале 60-х гг. XIX в. Среди главных представителей славянофильства были:
• «старшие» славянофилы. Л.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин;
• «младшие» славянофилы К.С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов;
• «поздние» славянофилы: Я .Я. Данилевский, Н. Я. Страхов.
Основная идея:
утверждение самобытности России, ее обществ, уклада. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской жизни, проявл. в общинном земледелии. Славянофилы отвергали западный рационализм. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, - это известная триада:
· Православие (соборность, цельность духа);
· Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти);
· Народность (правосл. община, солидарность и нравственность).
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Соц. идеал Соловьева - «вселенская церковь», объедин. православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполаг. созидание «богочеловечества» - конечной стадии истории. В богочеловеческом организме обретут свое единство вера в Бога и вера в Человека. Осн. пафос «философии всеединства» Соловьева «оправдание добра». Согласно ей, изначально сущ. два мира - «мир зла» (времени) и «мир добра» (вечности). Задача, стоящая перед человеком, — это поиск пути из мира времени в мир вечности. Дух и тело одинаково принадл. миру вечности и миру времени, ибо в них иногда преобладает начало добра, иногда - зла. Мир времени стремится завладеть человеком всецело, заключить его в свой круг, за которым - смерть. Простейшая форма борьбы с миром времени - память. Источник добра Соловьев видел в Боге. Именно любовь к Богу, согласно философу, дает всю полноту восприятия и целостности жизни. С ним он связывал надежды на победу добра над злом. Соловьев указ, на наличие у человека чувства стыда. Это чувство отсутств. у животных. Человек стыдиться, когда животное начало берет над ним верх. Чувство стыда свидет. о нравственной природе человека. Наряду с чувством стыда, человек имеет чувство жалости - ощущение чужого страдания. И, наконец, человеку присуще чувство благоговения перед Высшим, или страх Божий.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) Итогом творческих поисков явилась работа «Философия свободы». Особого внимания в концепции Бердяева заслуживает термин «объективация». Объективация есть утеря свободы духа человеком. Одним из губительнейших явлений жизни Бердяев считал буржуазность, в основе кот. лежит призрачное ощущение жизни и бытия. Главное для буржуя - материальное благо, деньги. Все это отделено от духа, от смысла, от любви. Когда такой человек добивается власти, он часто бывает склонен подавлять других
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!