Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Меры улучшения качества окружающей среды:
1.Технологические:
*разработка новых технологий
*очистные сооружения
*замена топлива
*электрификация производства, быта, транспорта
2.Архитектурно-Планировочные мероприятия:
*зонирование территории населенного пункта
*озеленение населенных мест
*организация санитарно-защитных зон
3.Экономические
4.Правовые:
*создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды
5.Инженерно-организационные:
*уменьшение стоянок автомобилей у светофоров
Вопрос 24: Биологические предпосылки возникновения сознания. Психика и сознание.
Сознание -сложная многоуровневая система, включающая в себя природно-психические, индивидуально-личностные и социокультурные проекции.
Проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи с происхождением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).
Качественный скачок в эволюции Вселенной – возникновение органической жизни. Появилась необходимость обмена веществ. Организм выживает за счет использования информации, поступающей из внешней среды. Это позволяет организму адекватно и вовремя реагировать на жизненно важные раздражители внутриклеточными процессами. Биологическая регуляция является основой и условием органической жизни, самой существенной стороной обмена веществ, так как в составе клетки нет химических элементов, которые не встречались бы в неживой природе. Все дело в биорегуляции и целесообразной организации клетки.
С появлением жизни возникает такая форма отражения как раздражительность (способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных внешних факторов) особенно характерна для флоры. Возникновение фауны сопровождается появлением более высокой формы отражения – чувствительность. Она присуще уже низшим животным и предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значения для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые несут информацию о других, жизненно значимых для организма факторах. Но:еще нет физиологического анализа и синтеза, ощущения выступают как нечто недифференцированное.
Более совершенной формой выступает психика, (способность создавать чувствительные образы внешней действительности, причем не только в виде ощущений, но и восприятий). У позвоночных складывается целостный образ ситуации, а у «умных» животных (кошек, обезьян) – еще и в виде представлений, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих явлений на органы чувств.
Психическое отражение- высшая форма биологического отражения, способствующая более совершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособлению к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однако это еще не есть сознание.
Появление сознания связано с процессом становления человека разумного и обусловлено прежде всего его трудовой деятельностью. Эволюция анатомии и физиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновения человека, определяющим же условием данного процесса оказался труд, природа которого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущ только человеку. Животные, использующие подсобные средства, действуют инстинктивно, не заготавливают их впрок, не совершенствуют.
Отличительные признаки сознания человека от психики животных:
- абстрактное мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
- целеполагание -способность прогнозировать свою деятельность;
-самосознание - возможность выделения себя из внешней среды;
- язык как вторая сигнальная система, позволяющая ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям. Язык тесно связан с сознанием. Возникла необходимость общаться, выражать свои мысли. Таким образом, язык и труд оказываются мощными социальными факторами, которые стимулируют развитие сознания.
Ж. Пиаже стадии развития интеллекта:
сенсомоторная, связанную с осуществлением непосредственных действий с объектами;
дооперационная, где выполняются уже символические действия;
операционная, предполагающую возможность сложных комбинаций «внутренних действий» первоначально с конкретными символами, затем с понятиями.
Вопрос 25: Сознание. Его сущность, стр-ра, функции.
Сознание – отличительная сущностная характеристика человека, выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа, не уловимо для внешнего наблюдателя. Сознание – высшая, присущая лишь людям функция мозга, связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека. Модели(концепции):
1.Субстанциальная (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Лейбниц, Гегель)
Разум- наиболее значимое и универсальное свойство сознания. Проецирует его на структуру Универсума в целом. Разум -гарант единства и упорядоченности бытия. Индивидуальное человеческое сознание -как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи определяют его содержание. Статус индивидуального сознания оценивается через степень его приобщения к миру вечных идей.
2.Функциональная модель (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро)
Сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Чувственный опыт -подлинное основание мышления. Сознание выступает не конкретизацией универсальных понятийных конструкций, а отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях.
Виды:
Сознание вырабатывается человеческим мозгом, как желчь печенью. Сознанию отказывается в идеальном статусе.
Сознание- функция мозга, но признается идеальность сознания
3.Экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль Хайдеггер,
Сартр, Мерло-Понти Ж.-П. Сартр) Акцент делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность (т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром)
Структура сознания. Уровни:
1)занимает надсознательное или «Сверх-Я». Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, табу.
2)составляет сознательное, та часть психической деятельности, кот. непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им.
3)подсознательное, слой психической деятельности, который в данный момент не может появиться в поле сознания индивида(забытые переживания, тревоги).
4)- бессознательное –особый пласт, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания - ни в поле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни.(По Фрейду: бессознательное -центральный компонент чел. психики.) Фрейдовская схема описывает не столько сознание, сколько психику. В то же время в качестве первичной конструкции можно выделить следующие уровни сознания:
чувственно-эмоциональный, связанный с непосредственным отражением внешней действительности(когнитивная проекция)
рационально-дискурсивный, предполагающий интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом; (аксиологическая проекция)
интуитивно-волевой, акцентирующий не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания. (регулятивной проекция)
Функции:
- отражательная. Отражение - всеобщее свойство материи, способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия.
- информационная. человеческое сознание активно отражает внешний мир, т.к. имеет избирательный и опережающий характер, предполагается активное использование результатов внешних воздействий
- коммуникативная. участвует не только в адекватном отражении внешнего мира, но и в установлении разнообразных связей с ним.
- моделирующая, происходит предварительное мысленное построение разумно мотивированных действий и предвидение их последствий
- преобразовательная. Сознание участвует в активной конструктивно-творческой переделке внешнего мира.
Вопрос 26: Человек как предмет философского анализа. Изменение образа человека в истории и культуре.
Сложность философского определения человека заключается в том, что:
· по отношению к человеку сложно сохранять беспристрастность
· человек слишком уникален и одновременно универсален, чтобы его можно было определить обычным философским путем
· определение человека возможно только через определение мира человеческого бытия, а это-все.
В широком смысле:
Человек -точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики; человек выступает одновременно как микрокосм, микротеус и микросоциум.
В узком смысле:
Человек -некое биопсихосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. Наиболее классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.
На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Тело – материально-природное основание человеческого бытия.
Душа – 1) особая жизненная энергия, кот. определяет сроки земного существования человека
2) индивидуализирующее человека начало, выступающее носителем воли, свободного выбора.
Дух обращен к описанию всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность.
1) Дух как разум или разумная душа. Разум, кот. объединяет людей, т.к. все носители разума
2) Св-во социальности, общественности, политичности. «Человек – политическое животное»
Основные стратегии интерпретации человека:
1. Натурализаторская:
Человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, чтобы было невозможно в др. природных образованиях.
Человек – это природное живое существо, рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. Сформировался в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом.
Классическая версия (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенное и царственное начало.
Неклассическая версия (Ницше, Фрейд)
Человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», тупик природного развития. В философии ХХ в. появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. Культура –совокупность механизмов, компенсирующих биологич. недостаточность человека. Его сила укорена в природной слабости.
2. Экзистенциально-персоналистская (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.)
человек как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Ж.-П.Сартр -у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя.
3. Рационалистическая (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.)
Сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличии от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум это то начало, посредством кот. преодолевается естественно природное в человеке.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 175 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!