Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В) Современная философия методология науки ( Минская, Московская школы)




Вопрос 16: Специфика белорусской философии.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

1 ) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема истор. предназначения человека;

2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный).

В 14-16 вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566г. белорусский язык был официально узаконен как государственный язык ВКЛ. Образование белорусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религ. морал. содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины, астрономии, математике.

Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией в ВКЛ, она оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, стимулировала проведение соц.-эконом. реформ, развитие образования. Подрывая авторитет официальной теологии, давала возможность индивидуальному человеческому разуму решать религиозные и нравственные вопросы. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм, существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли. Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав.

Этапы эпохи Возрождения:

1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в.

Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, соц.-полит. представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма. (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). Признаки этого периода: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования.

Направления в истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании.

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий. С тремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Ценность философии -в ее возможном практическом приложении. Философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований.

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Они заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира, обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко), униатской (И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский,). В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи нац.-культурного и госуд. возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается.

Распад Советского Союза и образование суверенной РБ дали новые импульсы поискам нац. идентификации белорусов, стимулировали обращение к нац. духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.


Вопрос 17: Бытие как предмет философского анализа.

Метафизика-«мета» после физики.

Вопросы, которые изучает метафизика:

1. Мир един или миров много

2. Может ли человек познать мир

3. Как существует мир (источник развития)

4. Объективен ли мир

Антология- метафизика бытия.

Бытие – 1) конкретно существующее

2) указание на то, что нечто есть

Виды бытия:

· Материальное

· Идеальное (бытие знаний идей)

Формы бытия:

· Бытие вещей

· Бытие человека

· Духовное бытие

· Социальное бытие (общ-ва)

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).

1 период: материя понимается как вещь

· Парменид. бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует).

· Бытие неизменно и неподвижно. Зенон Элейский -нельзя мыслить движение, множественность, делимость и прочие привычные характеристики бытия непротиворечивым образом.

· Демокрит основой мира провозгласил атомы — мельчайшие неделимые частицы. Предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности (а только до атома). Поэтому и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть — это пустота, в которой движутся атомы

·. Платон - идеи (эйдосы) — это и есть подлинное бытие. А все то, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир, — это небытие. Чтобы объяснить вещь, надо найти ее идею, т.е. то общее, устойчивое, постоянное в ней, что дано только разуму, а не чувствам. Только разум в состоянии «схватить» сущность вещей





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...