Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Особенность: создание систематизированных учений, а также перемеение проблематики философких рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносиологического характера.
В этот период существовали 2 школы:
Софисты (Протагор и Горий) (платные учителя красноречия)
Учение об относительности истины и отсутствие объективных моральных ценностей положило начало гносеологической проблематики Общей чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора – «Человек есть мера всех вещей».
Элеаты(Парменид, Зенон Элейский)
Противопоставляли друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение.Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое.
Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля.
Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Главными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливость. В беседах и дискуссиях Сократа сформировался метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника.
В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Круг его тем: Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни. Платон сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. Платон разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Идеи вечны, они не возникают и не уничтожаются. Учение Платона заложило основы философского идеализма.
Ядром философии Аристотель вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учений.
Он считал, что идеи,конечно, явл. причиной всех вещей, но идеи должны быть в самих вещах, а не в другом мире идей. Сущность вещи – ее форма, причем форма, принемаемая некой материей.
Создал философскую с-му научных дисциплин:
- теоретические (математика, физика, психология
- практические (этика)
- творческие/ созидательные (искусства, ремесла)
Выдели 6 форм политического устройства:
Правильные формы гос-ва (стоящие у власти люди стремятс к благу всего общества):
- монархия
- аристократия
- полития
Неправильные:
- тирания
-олигархия
-демократия
3)Эллинистический (4-3 вв. до н.э.)
Особенность: отказ от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни
Эпикуреизм
Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел.
Основные положения:
1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом
2)В реальности есть место для счастья
3)счастье- вытеснение страдания и беспокойства
4)Для счастья человеку не нужно ничего, кроме себя
Скептицизм
Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм.
Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Отказ от достижений цивилизации.Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольсвий, достижение независимости и внутренней свободы.
Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.
Вопрос 7: Основные принципы и проблемы средневековой философии.
Средневековая философия представляет собой непосредственное продолжение античной мысли, но вместе с тем выступает как иная с-ма осмысления мира. Прежде всего это из-за тесной связи философии и религии.
Предпосылки возникновения средневековой философии:
1. Античная философия (Платон и Аристотель)
2. Религиозные доктрины положили начало 3-м направлениям:
-христианская философия
- арабская философия
- еврейская философия
Положение философии в средневековой культуре определялось отношением веры и разума в теологических доктринах:
Функции средневековой философии:
1. Апологетическая (защита и обоснование религиозных догматов и положений)
2. Систематизирующая (сбор и упорядочивание религиозных идей)
3. Герменевтическая (толкование священных текстов)
Этапы средневековой философии (по христ. направлению):
1. Апологетика (2- нач.3 вв.)
Представители: Юстин, Тертуллиан, Ориген
Сущность:
Проблематика: соотношение веры и разума, приоритет отдавался вере. Возможно верить в утверждения бессмысленные с точки зрения разума.
Задачи:
1.Защита христианства
2. Показать нелепость язычества
3. Показать единство христианской философии и античной
4. Доказать, что христианская теология есть единственная истинная философия
2. Патристика («учение отцов церкви») (4-8 вв.)
Сущность:
Проблематика: соотношение веры и разума. Вера приоритетна, потому что благодаря ей становится возможным мышление. Без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам человеческой жизни.
Выделяют 2 ветви:
Задачи:
1. Систематизация догматов церкви
2. Пропаганда этих догматов
3. Детальная трактовка тех или иных понятий
3. Схоластика (9-14 вв.)
Представители: Абеляр, Эриуген, Фома Аквинский
Проблематика:
1. Доказательство бытия Бога
2. Проблема соотношения веры и разума (вера обладает приоритетом только в отношении основных христ. истин, в остальном вера и разум автономны)
3. Проблема универсалий (общих понятий). Спор реализма и номинализма о том, что чему предшествует: общее единичному или наоборот.
Реализм признает реальное существование понятий, понятие предшествует самой вещи, вещь – отблеск понятия.
Номинализм считал, что реально существуют лишь вещи, а понятие есть фикция.
Реализм господствовал в ранней средневековой философии. В период расцвета средневековья он сменился умеренным реализмом, кот. олицетворял Фома Аквинский. Римской церковью он был возведен в ранг святых. Прославился как великий систематизатор средневековой философии. Он считал, что в философии вероучение должно приобрести форму здравого смысла.
Его основные положения:
Задачи:
1. Рацианализировать христианское вероучение с помощью логики
2. Соотношение веры и разума
3.Решить сор об универсалиях
Особенности средневековой философии:
1. Монотеизм (христианство – единственная религия)
2. Теоцентризм (Бог единственное всеобъемлющее начало)
3. Креативизм (все в мире создано Богом)
4. Идея откровения, идея познания мира через откровение
5. Все в мире предначертано божественным промыслом
6. Принцип эсхатологии – принцип конечного пути
Вопрос 8: Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии.
Предпосылки:
1) возникают первые мануфактуры
2) время геогр. открытий
3) бурный рост городов
4) необходимость обмена, торговли
5) изменение идеологии
6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство
В развитии три периода:
1.гуманистический (13-14вв)
Представители: Данте, Петрарка, Монтени.
Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
Концепции гуманистического периода:
· идея гуманизма (человек – высшая ценность)
· идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)
· идея равенства
· идея индивидуализма (человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную уникальность, индивидуальность)
2. неоплатонический вторая половина 15 в.
Представители: Николай Кузанский, Мирандола.
Для него характерно:
1) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;
2) идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»
Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе
3.натурфилософский. 15-16 вв
Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи.
Устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. Доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.
Установки:
1) Новая трактовка природы.
- идея бесконечности природы
- множественность миров
- однородность этих миров (единство, связь)
- формирование гелиоцентрической модели мира
2) Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Микола Маккиавели (1469-1527) Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.
Значительное достижение Реннесанса- подготовка и формирование методики научного познания, которое стало приоритетным в эпоху Нового времени. Приотетными в процессе познания становятся наблюдение, эксперимент, жизненный опыт. возникает естествознание. Был осуществлен переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира.
Вопрос 9: Философия Нового время и ее особенности.
Предпосылки:
1) бурное развитие мануфактурного производства
2) формируется центр национальный рынок
3) заявляет о себе буржуазное государство
4) формируется гражданское общество (совокупность независимых организаций)
Задачи:
1) методологические задачи (надо объяснить возникновение знаний)
2) обоснование верности знаний
3) раскрытие сущности социальных структур
Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности. О сновной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя учреждению подлинного царства человека.
Основные направления:
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 180 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!