Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепции пространства и времени



1. Субстанциальная концепция (Ньютон) рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время как бесконечный поток состояний и событий. Ж. Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время – как смену событий, разворачивающихся в этой среде.

2. Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

3. Гносеологическая, связана с Кантом. Пространство и время -априорные формы чувственности.

В результате формируются новые, неклассические представления о пространстве и времени, в частности:

§ пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости и движения (чем выше скорость, тем оно короче и тем медленнее течет для него время);

§ пространство и время взаимосвязаны, зависят от материи

§ свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют также динамическую ( указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий) и статическую (отрицается «течение» времени, т. к. нет разницы между временными событиями) концепции.

.

Движение-любое изменение вообще.

Пять форм движения материи:

1. Механическая (пространственное перемещение макрообъектов).

2. Физическая (изменения в микромире).

3. Химическая (связана с соединением или разъединением атомов).

4. Биологическая (все многообразные процессы живых организмов, свя­занные с обменом веществ, жизнедеятельностью).

5. Социальная (изменения в человеческом обществе, начиная с мате­риального производства и заканчивая человеческим мышлением).

Два условия:

-носитель движения

-специфика законов, объясняющих это движение

-нельзя пользоваться полной редукцией (нельзя объяснять одну форму движения другой)

Свойства движения:

¨ Объективность (независимость существования от сознания человека);

¨ Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи);

¨ Несотворимость и неуничтожимость;

¨ Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.

Соотношение движения и развития:

развитие –тип движения, кот. характеризуется

- качественными

-необратимыми

-существенными

-структурными

Изменениями материальных и идеальных объектов.

Бывает: регрессивным (деградация объекта, распад) и прогрессивным (протекает с возрастанием сложности, упорядоченности)


Вопрос 20: Диалектика как учение о развитии. Структура теории диалектики.

Понятие "диалектика" в философию было введено Сократом и первоначально оно означало искусство вести беседу, спор, искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. Развивал это понятие Платон. В античности диалектика прежде всего метод правильного мышления. Средневековье - логику вообще или искусство различения истины и лжи. В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления».

В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

Таким образом выделяют 3 исторически значимых формы диалектики:

1) стихийная диалектика древних (античных философов)(Гераклит, Платон, Сократ).

2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель)

3) материалистическая диалектика (Маркс).

Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории.

Принципы диалектики:

1) принцип всеобщей связи.

Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Типы связей:

-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и многообразие;

-системные - выражают принцип системности (система и элемент);

-причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность);

-связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей обусловленности явлений материального и духовного мира.

2) принцип развития.

Развитие - это всегда качественное изменение вещей, это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый виток которой расширяется кверху. Нет и не может быть развития вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший признак развития - необратимость, другой признак - направленность (изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным, гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным.

Законы диалектики:

- основные (раскрывают сущность развития) закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

Категории: выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым.


Вопрос 21:. Основные законы диалектики, их сущность и значение.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Применяются:1. в науке (положительное, отрицательное),2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма),3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).

Момент взаимодействия противоположностей – противоречие. Виды противоречий:

1. Антагонистические (существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие) и неантагонистические.

2. Внутренние (противоречия между противоположными сторонами предмета) и внешние (противоречия между данным явлением и другими явлениями)

3. Основные (противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета) и неосновные (противоречия между другими сторонами предмета)

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами; структура предмета, функции предмета, место предмета в определенном процессе. Степенью той или иной качественной определенности является количество.

Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому. Могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности, структура.

Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

Закон отрицания отрицания.

Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Изменения носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).


Вопрос22: Природа как объект философского анализа. Эволюция представлений о природе в динамике культуры.

В широком смысле:

Природа – совокупность всего сущего; весь мир в его многообразии. В своем содержании совпадает с такими философскими категориями как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос.

В узком смысле:

Природа - естественная среда обитания человека; совокупность процессов, протекающих естественным путем, без воздействия человека.

Природная среда – та часть природы, которая воздействует на общество и составляет условия для жизни людей.

1) Для первобытного человека природа – совокупность таинств, человек не отделял себя от природы, а растворялся в ней. Так возникло направление антропоморфизм. В его рамках развивались:

· Анимизм (воззрение, согласно которому все имеет душу и живо до тех пор, пока душа не расстанется с телом)

· Гилозоизм (воззрение, согласно которому живое все, что есть) Отличие живого от неживого не имеет смысла.

· Тотемизм (отождествление себя с каким-либо животным-тотемом, которое считалось прародителем)

2) Средневековая христианская культура:

Природа – нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек. Природа – источник зла. Жизнь человека – борьба бренного тела с душой.

3) Новое время:

Природа обозначается термином «натура», который используется также в таких смыслах как мир, миропорядок, Вселенная. В это время преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Ньютон, Галилей, Декарт создают механическую картину природы, понимание природы как субстанции, т.е. причины самой себя.

4) Современность:

Природа – сложная с-ма. Мир понимается как многогранный открытый, бесконечный. Мир рассматривается в его сложной взаимосвязи и взаимодействии, учитывается способность мира самонастраиваться и самовоспроизводиться. Коэволюция человека и природы. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество изменяя биосферу должно изменяться и с учетом объективных требований природы.

Наряду с понятием природы используется категория образа природы (в естествознании картина мира), обозначающая с-му представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке. Образ природы задает исходные параметры описании и объяснения природного мира, объединяет в единое целое представления общества о природной среде и способах ее освоения.

Модели взаимодействия человека с природой:





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...