Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмпиризм 2) рационализм



Эмпиризм – взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626). «Новый Органон» - все предшествующее развитие науки и знаний недостаточно,

1) там есть масса неверных вещей, 2) там нет метода познания. Основа познания – эмпирические факты (опыт) – а) плодоносные и б) светоносные. а) практические знания, б) дают понятие метода. Идолы познания: 1)идолы рода (мешают всем и характерны всем), 2) идолы пещеры (ошибки, свойственные части людей), 3) идолы площади (хар-р общения), 4) идолы театра (ложные представления, штампы)

Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)

Позиции:

1) критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия. Р. Декарт сформулировал его важнейшую идею – («мыслю, следовательно, существую»). Был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. Формулирует четыре правила рационалистического метода:

1) принцип интеллектуальной интуиции (т.е. допускать в качестве истинных положений очевидное)

2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними

3) последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).

4) Не допускать пропусков в изложении

Таким образом, в новоевропейском рационализме научное познание уподоблялось конструированию гигантского механизма, состоящего из простейших элементов – ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в человеческом разуме. Инструмент такого конструирования – рационалистический метод. Именно он должен вывести науку за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, планомерное производство новых знаний, столь необходимых молодой капиталистической промышленности.


Вопрос 10:Немецкая классическая философия и ее место в историко-культурном процессе. Философия Канта.

Середина 18 - середина 19 в, Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. Это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма. Для гносеологического рационализма XVII – XVIII вв. было характерно принижать роль чувственного познания, он исходил из абсолютной презумпции разума как единственного источника и критерия истинности знания, при этом полностью игнорировалась роль чувственного восприятия. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая природа познавательного процесса. При всем разнообразии идей и концепций, Н. К. Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того, приверженность Н. К. Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. К числу такого рода принципов следует отнести:

1) сходное понимание всеми немецкими мыслителями роли самой философии в истории человеческого общества: "философия, - есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении"(Гегель)

2) формирование качественно нового облика этой философии осуществлялось ее авторами в виде более дифференцированой, тщательно отработанной в категориально-понятийном плане, специальной системы дисциплин, характеризующейся высокой степенью обобщенности и абстрагированности;

3) ориентация на создание (впервые в истории философской мысли) целостной диалектической концепции развития;

4) наличие ряда общих подходов к трактовке социально-исторической проблематики - обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма.

Н. К. Ф. обогатила духовную мысль новым способом философствования, взяв в качестве особого, исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов гл. о. на гносеологической проблематике. В отличие от предшествующей философской метафизики Н. К. Ф., стремилась дать именно познавательную оценку всему существующему, отправляясь в своих рассуждениях от рассмотрения познавательного процесса и установления границ его компетенции. Поэтому Н. К. Ф. - это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума. Развитие этой тенденции привело, однако, к своеобразной гипертрофированной оценке рассудочности и абстрактного рационализма и обернулось впоследствии радикальной внутрифилософской переориентацией, выразившейся в протесте против рационалистической гармонизации мира и его панлогического усечения (см. Иррационализм). Н. К. Ф. явилась значительным этапом в истории мировой философской мысли, оказав чрезвычайно важное и глубокое воздействие на духовную историю человечества. Общечеловеческое значение Н. К. Ф. определяется ее стремлением дать ответы на вечные вопросы философии, а, следовательно, и человеческого бытия. И хотя ответы, данные виднейшими немецкими мыслителями, во многом обусловлены современной им эпохой, они шли далеко за пределы 18-19 столетий. Один из наиболее ярких представителей Н.К.Ф. является И.Кант

В философии Канта выделяют 2 этапа: докритический и критический.

В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Кант занимается вопросами природы. Он выступал как учёный, астроном и географ.

Критический этап начинается с 1770 года. после опубликования: "Критики чистого разума"-гносеология –главное произведение данного периода, "Критики практического разума" - этика, "Критики способности суждения" - эстетика. Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризма и рационализма. Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Введение понятие «априорные формы чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Доступ к вещам самим по себе оказался невозможен из-за этих форм. Мы можем знать лишь мир явлений, внутренние же содержимое вещей непознаваемо, т.е.

Кант выделяет 2 понятия:

- вещь в себе - мир, существующий независимо от нас;

- вещь для нас - это то, что мы знаем об этом мире.

Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.

Различие мира явлений и мира вещей Кант связывал с понятиями трансцендентального и трансцендентного. Первый термин означает, что явление имеет признаки априорности, второй – указывает на нахождение чего-либо за границами опыта. Свою этику Кант строил с учетом результатов критики теоретического разума. Данной проблеме посвящен основной труд философа «Критика практического разума». Главным законом своей этики немецкий философ провозгласил формальное внутреннее повеление – категорический императив. Категорический императив Канта предполагает наличие свободы воли, воли как свободной причины наших поступков. Государство, по мнению Канта, должно обеспечить такое положение, когда свободное проявление произвола одного совместимо со свободой каждого.

Т.о., критическим исследованием разума Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом признана отвечать на фундаментальные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?»

В самом субъекте Кант различает 2 уровня:

-эмпирический (опытный);

-трансцендентальный (нах -ся по ту сторону опыта).

Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности.

Мысли без содержания пусты созрецание без понятия слепы
Вопрос 11. Классическая и неклассическая философия: две эпохи в развитии европейской философии.

Классическая философия – от Античности до немецкой философии.

Основные черты классической философии:

1) идея разума как объективного основного начала, определяющего порядок природы и устройство человеческого мышления

2) постулирует мир как целостное единство, которое можно описать с помощью универсальных схем

3) характерна четкая дифференциация разделов знания

4) характерен логоцентризм (последовательность, логика изложения, доказательность)

5) идеал гармонии

6) характерно представление о человеке, как деятельном субъекте, опирающемся на свой интеллект, свои возможности

7) ориентируется на естественнонаучные знания

8) человек рассматривается в гармонии с космосом, с мирозданием в целом

9) вера в способность разума контролировать все доступные сферы бытия

10) государственная жизнь, общество и культура мыслились как воплощение сознательной деятельности индивидов

11) представление о разуме философа как привилегированной точке отсчета, помещенной над бытием, в абсолютной перспективе

Главной задачей философской рефлексии являлось освобождение внутреннего опыта человека от давления страстей и личного произвола. В познании необходимо достигнуть объективности, обнаружить необходимое и общезначимое, контролируемое разумом логико-дискурсивное содержание. Только оно может считаться истинным знанием.

Присущ:

- объективизм, независимое от человека существование мира как данности;

- субстанциализм, единство законов универсума обеспечивается наличием вечной и неизменной субстанции (Бог, материя, разум);

-созерцательность, философия мыслилась как высший род умозрения;

- видимость беспредпосылочности философского знания, философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыслилась как наука наук.

Неклассическая философия (конец XIX-XX вв.)

Основные черты неклассической философии:

1) иррационализм

2) отказ от универсальных схем описания мира

3) мир представляется как негармоничный, противоречивый, враждебный человеку

4) нельзя четко разделить философское знание, оно всегда диффузно, единый конгломерат

5) плюрализм, множественность мнений

6) человек не столько как действующее существо, сколько как страдающее

7) нельзя четко разделить объективные и субъективные моменты

8) характерно рассмотрение мира как разорванного на отдельные цивилизации

9) при рассмотрении развития общества нарастают пессимистические тенденции

Этапы:

1) критическое переосмысление задач и предмета фило­софской рефлексии. Это м арксизм, который претендовал на преодоление гегелевской философии на прин­ципах постклассического мышления, и критику философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и позднее Ф. Ницше..

2) свя­зан с весьма противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания. С одной стороны, в рамках позитивистского направления (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль) радикально отвергались принципы метафизического и спекулятивного философствования, столь харак­терные для классических систем и концепций, с другой - обнаружи­лись ориентации на сохранение и конструктивное переосмысление классического наследия. В 60-х гг. XIX в. под лозунгом "Назад к Кан­ту" оформляется неокантианство. Две основны­ми школы - марбургская (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургская (баденской) (В. Виндельбанд, Г. Рик-керт). Несколько ранее под лозунгом "Назад к Гегелю" начало форми­роваться уже неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Герма­нии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Иппо­лит - во Франции и др.

Стремлением сохранить верность традициям и фундаментальным принципам философской классики отмечен и ряд направлений и школ религиозной философии конца XIX - начала XX вв. В частности, это относится к неотомизму (от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Ж. Жиль-сон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необ­ходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к социокультурным условиям XX в.

Характеризуется интенсивными поисками новых форм и парадигмальных образцов философствования, которые нередко представляли собой результаты сложных инверсий классических образцов философ­ского мышления. Это утверждение достаточно адекватно отражает специфику таких философских школ и направлений как философия жизни (В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеме, Д. Дьюи), психоанализ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг) и др.

3) середина XX столетия. достигает свое­образной фазы конституирования и обоснования некой концептуально-тематической целостности, в рамках которой представлены несколько, относительно автономных стратегий неклассического философствова­ния. делят на 3 направления развития:

1)социально-критическое. Представлено марксизмом, неомарксизмом, постмарксизмом. Рассматриваются проблемы общества, как оно устроено, как его можно изменить

2) аналитическое. Представлено позитивизмом, неопозитивизмом, постпозитивизмом. Основная проблема – проблема науки, языка науки, истины в науке и т.д.

3) экзистенциально-феноменологическое. Представлено экзистенциализмом, феноменологией, герменевтикой. Основная проблема – проблема человеческого существования, что есть человек, смысл жизни и т.д.

Принципиальная установка на постклассические стандарты философ­ствования отличает и такие направления в философском развитии XX столетия, как философская герменевтика (Г. Гадамер, П. Рикер), струк­турализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. Фуко и др.), неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.).

В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе новые тенденции и течения. Они инициируют активные философские дискуссии и поиски новых образцов и парадигм философствования. При этом акцент переносится на такие сферы и области и сферы фило­софского знания, как социокультурный статус "философии модерна" и "постмодерна"; философия и общество: границы и возможности ком­муникативной компетенции; философское обоснование постнеклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие.

Эти акценты в проблематике философского дискурса задают новое пространство идей и смыслов, которые призваны сформировать при­оритеты философии в культуре XXI в.,способствуя все более осязаемому вычленению четвертого этапа в развитии современной постклассической философии.


Вопрос 12. Становление и содержательные особенности философии марксизма. Судьба марксизма в 20 веке.

Философские предпосылки философии марксизма:

- французский материализм второй половины XVIII в.;

- немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;

-антропологический материализм Фейербаха.

-Естественнонаучные открытия: открытие живой клетки, доказавшее наличие родства между растительным и животным миром; открытие электрических полей; теория Дарвина о происхождении видов.

Основные черты марксизма: -единство партийности и научности;-революционность;

-гуманистичность.

Главное назначение философии -быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества.

Маркс впервые в истории ввёл практику в теорию познания.Маркс и Энгельс считают, что любая истина объективна, т. е. содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. Абсолютная истина не достигаема, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка.

Своеобразие марксистской философии: единство её основных методов: онтологии (объективной диалектики), теории познания и логики.

Недостатки марксизма:

-Недооценка проблемы человека как индивида;

-Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики;

-Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии;

-Абсолютизация скачков - взрывов и недооценка постепенных скачков.

Осн. идеи марксизма и их значение:





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 701 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...