Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия древней Индии. Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в



Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды – сборник разнородных текстов- фрагментов древних мифов, и мстерий, жертвенных формул и заклинаний

Веды состоят из 4 отдельных корпусов:

1) «Ригведа» - сборник гимнов

2) «Самаведа» -сборник песнопений

3) «Яджурведа» - сборник жертвенных формул

4) «Атхарваведа»- сборник заклинаний

Во 2 в. До н.э. к ним добавились истолковывающие тексты:

· Брахманы (должны были объяснять смысл и цель жертв, а таке правильное применение формул)

· Араньяки (поучения для лесных отшельников)

· Упанишады (представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания.)

Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. 2 группы:

Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

Особенности ортодоксальных школ:

1) приверженность традиций

2) рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

-освоение Вед

-Рационально-философское осмысление Вед а сутрах

-Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

3) связь с религией

В структуре человека выделяют 5 слоев:

1) телесный (т.е. биологический)

2) жизненный

3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

5) свернутое сознание (он нашел гармонию себя миром)

Йога (основатель Патанджали) - практическая методика для достижения освобождения, содержит идею личного божества.

Веданта («завершение Вед»)- учение Шанкары, наиболее влиятельное напрвление в инд.философии. Разработали категории Брахман, Атман, самсара, карма, мокша, нирвана

Брахман – безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

Миманса – школа, примыкающая к Веданте. Ее центральной проблемой явл. познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Оновная тема- исследование жизненного долга человека. Осн.произведение «Мимансасутра» описывает различные виды жертовоприношений и их цели.

2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом.

Джайнизм разввает ряд идей Упанишад. Так, концепции о перерождении души приводит к выводу осуществовании души у всего, что существует в мире. Джива- отдельные души, которые от природы способны к совершенству- и аджива-пространство, эфир, материя- явл.основными составными частями мира.

Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама) Категорической считалась лишь одна истина: мир устроен так, что человек в нем страдающее существо

4 истины буддизма:

1) жизнь наполнена страданиями

2) существует причина возникновения страданий

3) имеется возможность прекращения страданий

4) «истина пути» - путь к прекращению страдания восьмеичен

Восьмеричный путь:

1) правильное воззрение на вещи

2) павильное намерение, т.е. дружественное отношение ко всему живому

3) правильная речь

4) правильное действие

5) правильная жизнь

6) правильное усилие

7)правильное памятование

8) правильное сосредоточение

Специфические черты древнеиндийской философии:

1) древнеиндийская философия носит морально-этический характер

2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

3) она направлена на развитие способностей совершенствования

4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации


Вопрос 6:Специфика и основные проблемы древнегреческой философии.

Возникновение философии в др.Греци связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общ-ва, для которого характерна демократия. Навыки демократского обсуждения и принятия рений способствовали рационалистического характера древнегреческой философии.

Этапы развития:

1) Натурфилософский (7-5 вв. до н.э.) Философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...