Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
С самого начала следует достичь понимания относительно точного значения и внутренней динамики понятия «совесть»: что имеется в виду, когда говорят «поступать по совести»? О какой совести идет речь?
Следует разделять психологическую совесть и нравственную совесть. Первое представляет собой осознание человеческого действия в его завершенности и является необходимой предпосылкой для второго.
Нравственная совесть—это осознание нравственной ценности какого-либо действия. Данное нравственное суждение, в свою очередь, является двойственным: оно включает в себя оценку, предшествующую действию, и последующую оценку совершившегося факта. Два этих аспекта совпадают, когда предшествующее суждение принимается как норма, которой следуют, но в случае, когда свобода не следует за требованиями совести, возникает конфликт.
Более серьезная проблема заключается в ответе на вопрос: почему вообще нужно «повиноваться совести» и не действовать «никогда против совести», подчиняя, таким образом, совести саму человеческую свободу? Что такое совесть и чем она связана изнутри?
Совесть — это рациональное понятие, более или менее систематичное или интуитивное, связанное с оценкой определенного действия. Эта нравственная оценка основывается на онтологической истине. Иначе говоря, объективная истина подчиняет себе разум, а разум делает возможным суждение по совести. В нашем случае в суждении, то есть в вопросе о допусти-
А. Fiori — Е. Sgreccia(acuradi), Ohiezione di coscienza e aborto, Milano, 1978, с 160.
ЗАКОН ОБ АБОРТЕ И ОТКАЗ ОТ СОВЕРШЕНИЯ ЕГО ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ
мрсхи аборта, объективная истина представлена такой ценностью, как человек который является наивысшей ценностью на земле, превосходящей даже ценность самого земного существования. Суждение разума, если оно честно и искренне и к тому же еще и определенно (то есть не имеет элементов субъективного сомнения), создает этическое требование «не убий» по отношению к невинной жизни.
Заметим в скобках: эта корректировка разума в соответствии с реальностью, это последующее согласие воли с разумом как будто свидетельствуют о каком-то принуждении, в действительности же такое согласие освобождает нас, поскольку оно ставит человеческую свободу в зависимость только от собственной совести и ограждает ее от всяких опасностей внешних манипуляций или социального или идеологического конформизма. «Таким образом, в практическом суждении по совести, налагающем на человека необходимость совершения определенного действия, раскрывает себя связь свободы с истиной. Именно поэтому совесть выражает себя в актах «суждения», которые отражают истину добра, а не в произвольных «решениях». И зрелость, и ответственность этих суждений, — а в конечном счете и человека, который является их субъектом, — измеряются не посредством освобождения совести от объективной истины в пользу предполагаемой независимости собственных решений, но, напротив, посредством настойчивого поиска истины, дабы руководствоваться ею в своих действиях»64.
Некоторые моралисты отмечали, что в суждениях по совести человек возвышается над самим собой или, вернее, выявляет ценность, которая превосходит его и руководит им: в конечном счете, эти суждения предполагают существование внутри самой реальности некоей гарантии абсолютности, ' которая стремится к совпадению с абсолютом.
Конечно, утверждение Абсолюта, Бога, которое является рациональным постулатом и на теоретическом уровне, вводит более определенную гарантию, в особенности если она освещена верой Откровения.
И в этом смысле вот в чем состоит первое «требование совести», провозглашенное апостолом перед синедрионом: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
«Поэтому перед лицом закона, который вступает в прямое противоречие с благом личности и который отрицает как саму личность, так и самого себя, отменяя право на жизнь, христианину, помнящему слова апостола Петра перед синедрионом: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5:29), — следует противопоставить ему свой спокойный, но твердый отказ»65. Тем не менее я считаю: для того чтобы осознать неприемлемость некоторых положений, оскорбляющих достоинство человека, вовсе не обязательно наличие особого видения веры всегда находились сознательные неверующие, которые, защищая свободу, протестуя против же-
64 GiavwiuFaololl, Lettera Enciclica «Veritalis splendor». Citta del Vaticano 1993,n.61.
Giovanni Paolo II, Alle partecipanti adun Convegnoper osletriche, (26. 1. 1980), в Insegnamenti di Giovanni Paolo П, Citta del Vaticano 1980,111,1,(1980), с 191-195.
182 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Часть вторая: БИОЭТИКА И АБОРТ
стоких законов или актов насилия, выражали протест, продиктованный голосом их совести, зачастую расплачиваясь за это даже своей жизнью. И, наконец, и перед лицом неверующего и рационального сознания убийство невинного и попытки закона поставить себе на службу медицинскую профессию являются более чем достаточными основаниями для того, чтобы сделать не только возможным, но и обязательным выражение протеста совести66.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 308 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!