Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике второй половины XX в



Вплоть до 60-х гг. XX в. проблема социализации личности ребенка относилась к числу «закрытых» областей педагогической науки. В пе­риод первой демократической «оттепели» она в некоторой степени легализуется. Так, в работах известных педагогов 60-х гг. прошлого века (В. Е. Гмурмана, М. А. Данилова, Ф. Ф. Королева, И. Т. Огородни-кова и др.) возникает попытка уточнить понятие воспитания. Появля­ются термины «социальное формирование», «объективно протека­ющий воспитательный процесс» для того, чтобы подчеркнуть воспи­тательное влияние общества на личность. Наиболее типично такая позиция проявилась в книге «Общие основы педагогики» (1967). Ее авторы пытаются разграничить педагогический и воспитательный np°J цессы. «Термин "педагогический процесс" обозначает организованны** (в соответствии с требованиями педагогики) учебно-воспитательяЫ процесс в целом... Процесс же воспитания человека, протекающий в

' Залкинд А. Б. Положение на педологическом фронте и задачи педологии на ДаН этапе // На путях к новой школе. 1932. № 6. С. 36.


4.5. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике... 133

всех сферах жизни общества, и результат этого процесса называют со­циальным формированием».'

Как мы видим, педагогика все еще не могла выйти за пределы «воспитания в широком смысле» и открыто обозначить область соци­ализации.

Именно в это время Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970,) ставит вопрос о социализации как важнейшей предпосылке фор­мирования воспитательной силы коллектива. «Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях, взаимоотношениях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, ребенок включается в об­щество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией».2 Выдающийся советский педагог с сожале­нием отмечает, что педагогический аспект социализации до сих пор не только не изучается с надлежащей глубиной и обстоятельностью, но и не рассматривается вообще.

В. А. Сухомлинского больше всего занимал вопрос о том, как каж­дый ребенок, который в определенный период жизни становится чле­ном коллектива, «включается в общество». Не претендуя на полную теоретическую обоснованность, замечательный педагог скромно под­черкивал: «Опыт убеждает, что правильная социализация основывается на богатстве, идейной полноценности эмоциональной жизни»3.

На начальных этапах социализации, в дошкольном детстве и в млад­шем школьном возрасте, по мнению В. А. Сухомлинского, в сознании Детей еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеж­дения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, Переживания, чувства. Это своеобразные «следы» того образа жизни, Оторый ведет ребенок в семье, в общении со сверстниками. Обраща-Ясь к родителям и учителям, он подчеркивал: «В семье, в тончайших Рикосновениях отца и матери к детскому сердцу и разуму пишется мая мудрая, самая сложная и в то же время самая простая — потому

г Общие основы педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. М., 1967. С. 96-97. } ^Ухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М, 1975. С. 51. Там же. С. 54.


134 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

что она доступна каждому отцу, каждой матери — страница книги, ко„ торую мы называем общественным воспитанием. Общество —■ Эт огромный дом, сооруженный из маленьких кирпичиков-семей»1.

Такой взгляд на семью как значимый фактор социализации и воспи­тания в 60-е гг. XX в. разделяли немногие. В годы хрущевской «оттепе­ли» официальная педагогика все активнее утверждает идею о том, что только государственная система образования, с широкой сетью детских яслей, садов, школ, способна решить задачи формирования всесторон­не развитой личности. В сентябре 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интерна­тов». Школа-интернат представлялась как модель школы будущего, как «очаг коммунистического воспитания». Предполагалось, что они не только заменят детям семью (не стоит забывать, что это было время освоения целины и грандиозных комсомольских строек в Сибири, на Дальнем Востоке, когда миллионы людей, прежде всего молодых женщин, ставших после войны главной рабочей силой, не могли в та­ких условиях успешно выполнять свои родительские обязанности), но и оградят от дурного влияния улицы, от пережитков капитализма в молодежной среде, приучат к труду и дадут навыки коллективной жизни.

В. А. Сухомлинский, в то время уже известный директор павлыш-ской средней школы, написал статью «К вопросу об организации школ-интернатов», которую не опубликовало ни одно издание. Она увидела свет только в 1988 г. В. А. Сухомлинский не мог скрыть своей обеспо­коенности, что разворачивающаяся кампания по организации школ-интернатов как образцовых школ будущего еще больше ослабляет связь детей с семьей, приводит молодое поколение к отчуждению от святых социальных обязанностей — помогать престарелым родителям, забо­титься о младших, хранить традиции своего рода.

Он, как педагог, выступил по существу против превращения школы в замкнутое, политически контролируемое пространство, которое бе­рет на себя решение всех задач социализации и воспитания личности-Такая школа намеренно «отгораживалась» от среды (хотя партийнЫе документы громогласно провозглашали принцип «связи воспитали*1

3 Сухомлинский В. А. Мы продолжаем себя в детях // Мы продолжаем себя в детях Сост. О. С. Курин. Киев, 1972. С. 15.


4.5. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике... 135

с жизнью, с практикой коммунистического строительства»), сосредо-тоЧивала на себе всю детскую жизнь, не допускала неформального об­щения и бесконтрольных интересов. Кризис школы, открыто признан­ный в стране с началом перестройки, только подтвердил бесперспек­тивность решения проблем социализации детей и молодежи в таком изолированном от реальной жизни пространстве. Известный исследо­ватель истории отечественной педагогики Ф. А. Фрадкин, изучив раз­витие функций советской школы как фактора социализации, утвержда­ет, «что абсолютное большинство существовавших в годы советской власти моделей взаимодействий "организованного" и XX в. "неорга­низованного" процессов воспитания, школы и среды было школоцент-рично: они предлагали либо воздействие на среду с целью ее передел­ки в соответствии с официальной идеологией, либо организацию замк­нутого, центрированного на школу воспитательного пространства, но не подлинное взаимодействие со средой. Все они в той или иной сте­пени направлены на разрушение (в одном случае — семейных отноше­ний, в другом — личности, в третьих — духовности). Сегодня старые модели мертвы»1.

Примечательно, что достаточно долго, по существу до середины 80-х гг. прошлого века, в советской педагогике культивировалось не просто критическое отношение к социализации, а было почти игнори­рование ее даже на уровне терминологии. Считалось, что концепции социализации — детище буржуазной науки, с их помощью западные идеологи стремятся помочь государственно-монополистическому ка­питализму манипулировать сознанием детей, молодежи и удерживать их под своим идеологическим влиянием. Утверждалось, что идеологи­ческим стержнем концепций социализации является идея принудитель­ной адаптации индивида к нормам и ценностям буржуазного общества.

Наряду с этим в педагогической периодике 80-х гг. XX в. все чаще вЫсказывалось мнение о необходимости уточнить предмет педагоги-Ки> привести ее основные понятия в соответствие с теми инновацион­ными процессами, которые происходят в теории и на практике. Все активнее звучало утверждение, что педагогику следует определять в Системе обществознания «как интегративную науку о закономерностях

Фрадкин Ф. А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. 1995. № 2.

С-83.




               
       


136 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

формирования сознания и поведения человека, соответствующих coJ циальной памяти данного общества»'. Такая не лишенная дискуссион-ности точка зрения на традиционный предмет педагогики естественно требовала его расширения, введения категории «социализация» и уста­новления ее сущностных соотношений в первую очередь с главной пе­дагогической категорией «воспитание».

Здесь мы имеем дело с любопытной тенденцией. Реализация попы­ток расширить предмет педагогической науки за счет включения в него категории социализации была направлена как бы в два русла. Во-пер­вых, происходит становление новой парадигмы педагогики, ориенти­руемой на понимание естественной гуманистической природы образо­вательной деятельности, на общечеловеческие ценности и идеалы. В контексте новой парадигмы педагогики в центр внимания попадают социальные отношения личности, и социализация рассматривается в органической взаимосвязи с развитием, воспитанием и самовоспита­нием личности как субъекта социальных отношений. Во-вторых, на новом теоретико-методологическом уровне складываются предпосыл­ки для оформления отдельной отрасли педагогики — социальной пе­дагогики, где категория социализации займет ведущее место при ха­рактеристике ее предмета.

В конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. появляются работы по отдель­ным вопросам социологии воспитания и образования (В. Г. Бочарова, Р. Г. Гурова, Т. Н. Мальковская, Л. И. Новикова, В. Д. Семенов, В. Н. Тур-ченко, Ф. Р. Филиппов, А. Г. Харчев и др.). И, хотя многие из них по своему содержанию больше тяготели к социальной педагогике, дан­ные исследования еще продолжали существовать как в рамках общей педагогики, так и в педагогической социологии. Но эти авторы в своих педагогических работах уже оперируют понятиями «социальные ин­ституты», «социальные нормы», «неинституциированные социальные общности», «социальная активность личности» и, наконец, «социали­зация» в соотнесении с традиционными составляющими предмета пе­дагогики.

Эти «подвижки» в области принятия советской педагогикой самог" явления социализации в качестве своего предмета были в значитеЛЬ'

1 Никандров И. Д. Педагогика в системе обществознания // Советская педагогика. № 6. С. 46.


4.5. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике... 137

мере подготовлены достижениями отечественной философии и социальной психологии последней четверти XX в. Они строили свои исследования на основе диалектико-материалистической методологии, но в области социально-психологических знаний уже проявлялась не­которая (а к началу 90-х гг. XX в. значительная) конвергенция запад­ных и советских концепций.

Ряд исследователей (Б. Г. Ананьев, М. В. Демин, Н. П. Дубинин, д. Н. Леонтьев, А. Ф. Полис) рассматривают социализацию как про­цесс социальной эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразо­вание биологического. Такой подход вполне правомерен, так как чело­век детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодей­ствия с окружающим миром, поэтому социализация проявляется весь­ма многообразно.

Во-первых, на уровне «организмокружающая среда». В каче­стве примера можно сослаться на многочисленные медицинские дан­ные, которые свидетельствуют о том, что главной современной причи­ной неврозов и соматических заболеваний являются многочисленные конфликты в социальной среде (в семье, в производственном коллек­тиве, в сфере общения, досуга, на транспорте и т. д.). Иными словами, человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде.

Второй уровень социализации — «субъектобъект», то есть вза­имодействие между субъектом действия и познания и предметным ми­ром. Для этого уровня социализации характерны процессы «опредме­чивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня социализации является овладение ребенком речью как общественным средством коммуникации. С ее помощью он приобщается к нормам и Ценностям общества, его духовной культуре. Но речь — одновременно и продукт отвлеченного речевого мышления, которое «тоже может со-Вершаться лишь на основе овладения человеком общественно вырабо-Танными обобщениями — словесными понятиями и общественно вы-Работанными логическими операциями»1.

Наконец, третий уровень социализации — «личностьобщество». То высший уровень детерминирования. Он характеризует усвоение

■Леонтьев Л, Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 280.




138 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

личностью сложной системы отношений в обществе: социальных тре­бований, правил, ожиданий. На основе этого уровня социального при. общения складываются мотивы поведения, установки, которые лич­ность должна усваивать, чтобы существовать в данном обществе. Так Б. Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирова­ния человека как личности, ее социального становления, включения личности в различные системы социальных отношений, институтов и организаций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.»1 Б. П. Парыгин рассматривает социализацию как весь многогранный процесс очеловечивания человека, включа­ющий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду. Поэтому социализация предполагает социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей.

Исследование этого уровня социализации вызвало особенно резкие расхождения диалектико-материалистической концепции с западными. Большое число статей, монографий, диссертаций с марксистских по­зиций доказывали несостоятельность попыток решить проблему взаи­моотношения личности и общества в рамках буржуазного мировоззре­ния. В подавляющем большинстве работ открыто подчеркивалось превосходство коммунистического воспитания с его глобальной на­правленностью на коллектив и якобы бессилие буржуазной социализа­ции, которая культивирует социальное принуждение и пассивное под­чинение личности стандартам общества.

Но в самом советском обществе к концу 70-х гг. XX в. уже накапли­валась «критическая масса» деиндивидуализации социальной жизни, все большее число людей приходили к осознанию противоречий меж­ду ценностями, провозглашаемыми в программных документах партий, и реальными жизненными ценностями. Это предопределило в обше* ствознании, в частности в философии, социальной психологии, усилб' ние интереса к проблемам личности. Но главное, что философия и со* циальная психология обращаются к проблеме социализации уже ка£

' Человек и общество. Проблемы социализации индивида / Под общ. ред. Б. Г. Ананьб ва. Л., 1971. С. 144.


4.5. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике... 139

к явлению, достойному анализа с позиции марксистской методологии, делают попытки дать доказательное разграничение категорий «чело­век», «личность», «индивидуальность», рассмотреть некоторые аспек­ты советского образа жизни как фактора становления личности. Не­сомненную значимость представляли работы, посвященные проблеме личности как субъекта деятельности и общения, ее саморегуляции и целостности самого процесса становления личности.

К сожалению, многочисленные работы в рамках диалектико-мате­риалистической методологии рассматривали формирование личности как результат внешних социально-экономических, морально-полити­ческих воздействий и внешних обстоятельств. Поэтому в самом про­цессе формирования личности главное внимание было обращено на то, чтобы оградить, уберечь воспитанников от дурных влияний и спе­циально организовывать продуктивные внешние влияния. Но в таком случае упускается из виду своеобразие самой личности. Ведь если у человека отсутствует избирательность в отношениях к внешним воз­действиям, определенная сопротивляемость, то, как справедливо от­мечал С. Л. Рубинштейн, «такая, только внешняя, детерминация вле­чет за собой внутреннюю пустоту личности»1.

Поэтому весьма ценно, что в отечественной философии и психоло­гии одновременно складывалась очень важная для концепции социа­лизации фундаментальная идея о личности как об индивидуальном уровне общественного бытия. Эта позиция, глубоко разработанная К. А. Абульхановой-Славской, основывается на теоретическом насле­дии С. Л. Рубинштейна. Нисколько не умаляя значение внешней детер­минации личной жизни человека, она утверждает, что вне проявлений самого человека как общественного субъекта невозможно понять эту Детерминацию.

Личная жизнь человека имеет единые для всех аспекты, проблемы, но способ их решения глубоко индивидуален, так как личность — это всегда субъект жизнедеятельности. «Понятие субъекта не просто означает того, кто действует, сознает, относится и т. д. Оно исходно Характеризует то, как субъект осуществляет действие, как осознает мир в зависимости от его социальной позиции, от социальных определе­ний его общественной сущности. Поэтому через понятие субъекта

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 378.




140

4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

„и личписти...

передается и мера его активности, и направленность, и социальна^ сущность сознания, действий, отношений».' Иными словами, как счи-тает К. А. Абульханова-Славская, психология подошла к разработке своеобразной «психологической теории относительности»: человек воспринимает не столько то, что есть в окружающем его мире, а преж­де всего то, что для него лично актуально и значимо.

Важное место в разработке отечественной философско-психологи-ческой теории социализации личности занимают работы И. С. Кона. Он исследует проблему социализации и как философ, и как социальный психолог, и как этнограф, что дает возможность определиться в том числе, в одном из сложных и принципиальных вопросов — в вопросе о соотношении процессов целостного формирования личности. По его утверждению: «Многозначный термин "социализация" обозначает со­вокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, цен-И ностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широ-Я ком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»2.

И. С. Кон' убедительно обосновывает не только обусловленность процессов развития, социализации, воспитания, образования, но и ав-тономизацию процесса социализации. Он подчеркивает, что по мере развития общества, возрастания степени его индустриализации и ур­банизации не только увеличивается число институтов и агентов социа­лизации, но и возрастает обособление отдельных аспектов и функций социализации.

Эта тенденция не может не пугать «доктринеров от педагогики», которые, провозгласив «системность» и «комплексность» воспитания, стремятся организовать жестко управляемую воспитательную систе­му, которая охватывала бы своим влиянием все стороны жизни детей. В таком подходе нетрудно заметить яркое проявление черт тоталитар­ного сознания, с которым И. С. Кон достаточно убедительно борется.

' Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С. 45. 2 Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М,, 1988. С. 21.


4.5. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике... 141

Он подчеркивает, что множественность и определенная рассогласован­ность социальных воздействий, обращенных на ребенка, напротив, объективно повышают степень автономии формирующейся личности. «В реальном процессе социализации индивиды не просто адаптируют­ся к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир».'

Такое акцентирование внимания на ценности индивидуально-лич­ностного начала в процессе социализации не могло не войти в проти­воречие с официозом в социально-психологической науке и реальной жизни, который утверждал всестороннее развитие личности как уже состоявшееся в условиях развитого социализма. Новые философские и психологические идеи, бесспорно, давали мыслящим людям, связан­ным с воспитанием детей, мировоззренческие ориентиры и подготови­ли созревание в недрах тоталитарной педагогической культуры новой парадигмы педагогики.

Современные психолого-педагогические исследования, включаю­щие явление социализации в поле своего внимания, выделяют в каче­стве значимых ее сторон разные проявления:

— взаимосвязь стихийных воздействий среды и организованных
средствами образования (О. С. Газман, В. А. Караковский, Т. Н. Маль-
ковская, Л. И. Новикова);

— влияние факторов, институтов и агентов социализации (И. С. Кон,
А. В. Мудрик);

— освоение воспитанниками норм, ценностей, установок общества
(Б. П. Битинас, Л. П. Буева, В. В. Сериков, Н. Е. Щуркова);

— творческую самореализацию личности в социуме (Е. В. Бонда-
ревская, В. И. Слободчиков).

Серьезная теоретическая и экспериментальная проработка этих ас­пектов, без сомнения, обогащает педагогику.

Кроме того, на наших глазах в педагогике уже активно оформляется новая область — социальная педагогика, и появились специалисты, ре­ализующие это знание в профессиональной деятельности — соци­альный педагог, социальный работник. Известный теоретик социаль-

' Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988. С. 37.


142 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

ной педагогики А. В. Мудрик так определяет ее предмет: «Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в кон­тексте социализации»1.

Некоторые социальные педагоги пытаются, обратившись к идеям 20-30-х гг. прошлого века, объявить свою новую область педагогики «педагогикой социальной среды». Теоретики социальной педагогики подчеркивают, что специфика этой новой области педагогических зна­ний сосредоточена в понятии «социальная»: как педагогика, она обра­щена к процессам воспитания и образования личности, но особо выде­ляет в них те аспекты, которые связаны с «вхождением» ребенка в общество, то есть с его социализацией.

Нетрудно заметить, что наша отечественная социальная педагогика пытается «выделить» себя из общей педагогики и, сосредоточив основ­ное внимание на закономерностях социализации детей и молодежи, отмежеваться от изучения закономерностей образования личности, от взаимосвязей воспитания и социализации.

Жизнь покажет, какой будет судьба этой новой области педагогики. Одно несомненно: ее появление случайным быть не может. Это один из возможных откликов на назревшую потребность педагогического осмысления процесса социализации.


4.5. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике... 143

Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Часть 2. Отечественная история / Сост. А. А. Фролов. Н. Новгород, 2003.

Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. М.,2001.

ЯмбургЕ. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая пе­дагогика. М., 2000.


Литература для самообразования

Блонский П. П. Педология / Под ред. В. А. Сластенина. М, 2000.

Богуславский М. В. XX век российского образования. М., 2002.

Гессен С. И. Педагогические сочинения. Саранск, 2001.

Залкинд А. Б. Педология: Утопия и реальность. М., 2001.

Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.

Очерки истории российского образования: В 3 томах / Под ре#' В. М. Филиппова. М., 2002.

Урунтаева Г. А. Психология изучения дошкольника воспитателей (история проблемы). М., 2002.

1 Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999. С. 7.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...