Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ XX в.
В отечественной педагогике советского периода не было по существу ни одного значительного педагога, который бы в той или иной мере не предпринимал попытку вычленить отдельные стороны процесса социализации в общей системе формирования нового человека социалистического общества. И это не случайно, так как марксистская концепция воспитания рассматривала его в первую очередь как процесс социальный, делала упор на специальную, педагогически организованную систему усвоения воспитанниками социально значимых (с точки зрения пролетарской идеологии) норм, ценностей, способов Деятельности и поведения.
Советская педагогика с самого начала признавала обязательность ' социального заказа, вместе с тем она не могла не учитывать серьезную ориентацию западной педагогики начала XX в. на идеи свободы личности, на признание самоценности ее творческой деятельности, само-вЫражения в труде, на утверждение возможностей школы как инстру-Мента преобразования общества.
В ответ на радикальные изменения в социокультурном развитии
°ссии советская педагогика откликается самобытной «проработкой»
иДей (о связи воспитания с практикой социалистического строитель-
84 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...
ства; о человеке как совокупности социально-производственных функ- ] ций; о соединении обучения с производительным общественно полезным трудом; о коллективизме как принципе социально-политической жизни общества и воспитания), которые концентрировали в себе мощ-. ное социализирующее содержание.
Отечественную педагогику советского периода было бы неверно представлять в виде «монолита», идеологически цельного и официаль- j ного научно-практического процесса. В ее недрах развивалась, взаимодействовала и боролась научная мысль, представленная различны-ми концепциями. В литературе последних лет существует немало по-] пыток классифицировать теоретические достижения отечественной? педагогики советского периода по разным логическим основаниям.] Нас же в первую очередь интересует отношение ведущих педагогиче-] ских теорий отечественной педагогики к проблеме социализации де»| тей и молодежи. Ориентируясь на это основание, можно выделить пять] ведущих концепций.
1. Концепции, которые отстаивали традиции мировой и отечествен
ной классической педагогики, выступали против классового подхода |
в социализации и воспитании (К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, В. В. Зень-j
ковский, П. Ф. Каптерев).
Между собой представители этого направления, бесспорно, не были совершенно единодушны. Так, П. Ф. Каптерев отстаивал ценности рус- J ской классической педагогики, верность идее народности; К. Н. Вент-1 цель ориентировался на идеи свободного воспитания и социальной! самоактуализации личности; В. В. Зеньковский рассматривал цели j социализации в системе православной жизненной миссии человека, С. И. Гессен искал диалектические взаимосвязи развития духовной] жизни личности, рассматривая социум как проявление культуры.
2. Концепции, пристрастно развивающие идеи, зафиксированные
в программных документах ВКП(б), ориентирующие социализацию на]
идеал «всесторонне развитой личности» (Н. К. Крупская, А. В. Луна-1
чарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. Н. Шуль- \
гин, М. В. Крупенина). Вклад деятелей и этого направления в отече- j
ственную теорию социализации личности неоднозначен: Н. К. Круп-j
екая и А. В. Луначарский выступали в качестве первых идеологов*]
концепции формирования нового человека — строителя социализма! 4
4. Психолого-педагогические концепции социализации личности... 85
3. Н. Шульгин, М. В. Крупенина явились скорее пропагандистами марксистких идей социализации и организаторами новой модели школы, а П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко, бесспорно, принадлежат к числу самых ярких представителей молодой советской педагогики. Важно, что они не только теоретически обосновали свои взгляды на проблему становления новой социалистической личности, но и успешно экспериментировали, стремились на практике реализовать научные разработки.
3. Технократические концепции социализации (А. К. Гастев,
Г. Ф. Гринько, О. Ю. Шмидт). Эти деятели педагогики тоже были ак
тивными практиками, и каждый по-своему работал над проблемой со
здания системы «социального воспитания», где первоосновой был бы
производительный труд детей и подростков, связь с профессиональ
ным образованием.
Технократическая концепция родилась в процессе многочисленных дискуссий с 1918 по 1921 гг. по поводу структуры новой советской школы и принципа политехнизма в советском образовании. Ее сторонники призывали отказаться от абстрактных и романтических идей революционной педагогики, а обратиться к социально-экономическим реалиям. Дискуссии о трудовой политехнической школе вызвали к жизни концепцию новой производственной культуры и социализации личности. А. К. Гастев и его сторонники сосредоточились в первую очередь на социализации «гегемона» — представителей рабочей среды, обреченных гражданской войной и разрухой на безработицу, бедность, безграмотность и малокультурную жизнь.
4. Концепция социализации в рамках педологии (Л. С. Выготский,
А- Б. Залкинд). Формально объединяясь под эгидой педологии, они не
однозначно решали проблемы социального становления личности. Пе-
Дология складывалась как новая междисциплинарная область «на сты
ке» физиологии, психологии, рефлексологии, социального знания и
СтРемилась к целостному изучению развития ребенка. А. Б. Залкинд
Ь1л последователем социогенетического направления в педологии и
Тстаивал идею о приоритете средовых, социальных воздействий на
°ведение детей. Л. С. Выготский, оставаясь одним из лидеров педо-
Гии, принципиально отходит от крайних позиций биогенетического
с°Циогенетического направлений с их полемикой по «теории двух
86 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...
факторов» и исследует проблемы социализации в рамках созданной им* культурно-исторической теории развития поведения и психики человека.
5. Концепции социализации в советской педагогике эпохи «развитого социализма» и периода перестройки не отличаются определенно-] стью и однозначностью. Это связано в первую очередь с созреваниел глобального социально-политического конфликта в самой советской действительности, с кризисом большевизма как носителя высшей на-, учной истины, как социокультурного феномена; с объективными процессами вхождения России в постиндустриальный мир с новой системой социальной жизни и ценностей личности.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!